Консультация для родителей и воспитателей по развитию волевых качеств дошкольников.
консультация (средняя группа) по теме

К числу качеств которые надо развивать у дтей как можно раньше, принадлежит и сила воли. Правильные и своевременные развитые качества ребенка - это и есть дисциплина на уроках , собранность и подтянутость, усидчивость, уменее преодолевать трудности. Чаще свего родителям и воспитателям приходиться настраивать ребенка на то, что он не ходет делать, например, убирать игрушки. Волевые качества можно начинать развивать в раннем возрасте с помощью простых и занимательных игр. 

Игры эти учат действовать по команде, подавлять импульсы, но вместе с тем воспитывают самостоятельность, учат преодолевать робость, страх, пусть даже опасность в этих играх ровна нулю и имеет воображаемый характер.  В них можно играть как в детском саду, так и во дворе с родителями и детьми.                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazheniya_na_razvitiya_volevykh_usiliy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей по развитию волевых качеств дошкольников.

Почему так важно развивать волю, становиться ясно, стоит лишь задуматься над тем, как часто она нам требуется и как часто ее не хватает. Правильно и своевременно развитые волевые качества ребенка – это и есть дисциплина на уроках, собранность, подтянутость, усидчивость, умение преодолевать трудности. Именно взрослым, родителям, воспитателям приходится настраивать ребенка на то, что он порой не желает делать: например, настойчиво требовать от него выполнения сначала более трудных, а потом более легких школьных заданий, уделяя больше внимания тому, что меньше всего получается. Именно нам, взрослым, приходиться делать замечания ребенку по поводу непорядка в комнате, плохого поведения на занятиях.

В чем лежит корень этих проблем? По мимо всего остального, именно в недостатке развития волевых качеств ребенка. Между тем качества эти можно развивать уже в относительно раннем возрасте с помощью простых и занимательных игр.

Игры эти учат детей действовать по команде (фактически вся учебная деятельность в школе будет основана именно на этом), подавлять импульсы, но вместе с тем воспитывают самостоятельность, учат преодолевать робость и даже страх, пусть даже пусть даже опасность в этих играх реально равна нулю и имеет воображаемый характер. Вот некоторые из таких игр. В них можно играть и всей группой в садике, и родителям с детьми во дворе, собрав вокруг себя игроков-детей.

Мыльные пузыри.

Цель игры- учить детей проявлять волевые усилия (в данной игре дети учатся сохранять серьезность, несмотря на обстоятельства). Игра развивает чувство юмора, актерское мастерство и дает положительные эмоции.

Рекомендуемый возраст детей – от 2лет.

В «Мыльные пузыри» играют попарно. Воспитатель объясняет правила игры, которые очень просты. Оба игрока пары должны одновременно надуть щеки, изображая пузыри. Задача каждого игрока – это, с одной стороны, попытаться рассмешить своего соперника, а с другой стороны – самому сохранить серьезность, несмотря на все провокации своего оппонента. Проигравшим считается тот игрок, который рассмеялся первым: считается, что его «пузырь» лопнул.

В арсенале каждого из игроков масса средств для того, чтобы рассмешить противника: можно строить самые невероятные рожицы, можно жестикулировать. Но касаться щек противника запрещено. После того как в каждой паре выявился победитель, можно устроить турнир среди самых стойких и серьезных.

Море волнуется

Цель игры: учить детей волевым усилиям контролировать свои действия. Игра позволяет подвигаться, способствует развитию координации движении.

Рекомендуемый возраст детей – 5 лет.

Эта знакомая многим с детства игра, она воспитывает и развлекает. Играть в нее можно как в помещении, так и на площадке. Ведущий становится лицом к игрокам, которые стоят в линию на расстоянии нескольких шагов от него, и вслух произносит следующие слова:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура на месте замри!

Пока ведущий говорит слова, игроки двигаются, изображая руками «волны». При слове «замри» игроки должны остановиться и замереть в том положении, в каком их застало это слово. После этого ведущий должен понаблюдать за игроками некоторое время. Игрок, который улыбнулся или пошевелился, выходит из игры или, по предварительной договоренности, сам становиться ведущим. Играть можно до тех пор пока не надоест

Пес-барбос

Цель игры – учить детей управлять поведением, преодолевать опасность, справляться с робостью и страхом.

Для игры нужно разместить игровое поле. На одной стороне поля (площадки) чертится круг диаметром в 1м, который будет изображать конуру. На расстоянии 2-3 шагов от конуры чертиться линия – до нее детям нужно будет обязательно дойти в процессе игры. На расстоянии 20-30 шагов от первой линии чертится вторая – за ней «домик», в котором можно укрыться.  

Рекомендуемый возраст детей – от 3лет.

Играть можно всей группой (оптимальное количество игроков – от трех человек). Среди игроков выбирается один, который будет играть роль Барбоса. Он садиться в кружке на корточки и ждет, закрыв глаза.

Остальные игроки вместе с ведущим (воспитателем) становятся, держась за руки, на линии «домика» лицом к конуре. По сигналу воспитателя, все также держась за руки,  дети начинают идти к линии, прочерченной перед конурой Барбоса. Идти надо ровно не растягиваясь и не отставая. Идя, игроки говорят следующие слова.

Рыжий пес, пес Барбос,

Спит, уткнувши в лапы нос.

Или, может, пес не спит,

А, за нами он следит?

Будет лаять и рычать …

Не дадим себя поймать!

Дойдя до линии, дети дотрагиваются до Барбоса, протягивают к нему руки, но, как только стихотворение будет полностью дочитано, Барбос неожиданно «просыпается» и выбегает из конуры. Задача детей – добежать до своего «домика», не дав себя осалить Барбосу. Задача Барбоса прямо противоположная – поймать кого-либо из игроков, пока он не успел добежать. Если Барбосу удалось поймать кого-либо, они меняются ролями, если же попытка не  удалась, то он возвращается в свою конуру, и игра начинается заново.

Ведущий не принимает прямого участия в игре, но внимательно следит за выполнением следующих праздников:

1) дети не должны отдергивать руки от Барбоса и тем более убегать, если стихотворение еще не дочитано.

2) Барбос не должен просыпать раньше, чем стихотворение закончено.

3) Если Барбос дважды потерпел неудачу в игре, то все равно ему нужно будет дать возможность присоединиться к другим игрокам, а Барбосом назначить кого-нибудь другого (по выбору воспитателя, по желанию игроков или с  помощью считалки).

Примечание: для детей младшего возраста игру можно немного упростить, исключив из нее элемент осаливания. В этом случае «разбуженный» детьми Барбос выбегает и просто бегает за игроками не пытаясь, кого-то поймать. Если ребенок еще изобразит собаку (например, сымитирует лай), то это будет еще лучше. При таком варианте игры упор делается именно на воспитание волевых качеств детей: не смотря на то, что пес – персонаж игры, которого стоит опасаться, дети должны контролировать свое поведение и точно следовать правилам игры.

Воробушки, домой!

Цель – учить детей контролировать свое поведение, импульсивной двигательной активностью, действовать самостоятельно, независимо друг от друга. Игра учит детей действовать строго по сигналу, что способствует выработке дисциплины.

Для игры нужно будет правильно разместить игровое поле. На площадке(или в помещении) чертится игровое поле. Оно должно быть достаточно большим: игроки должны двигаться по нему совершенно свободно. По периметру игровой площадки нужно начертить небольшие круги или квадраты по числу игроков – это будут их «домики».

Рекомендуемый возраст -  2,5-4 года.

Ведущий (воспитатель) вместе с детьми припоминает особенности поведения воробьев и в частности то, как они разлетаются в случае опасности – при виде кошки, собаки, проезжающего автомобиля, после чего объясняет детям правила игры. Они просты. Ведущий дает сигнал: «Воробушки, летите!» По этому сигналу игроки-дети разбегаются по размеченной площадке, прыгают, машут «крылышками» и т.д. По второму сигналу: «Воробушки, летите домой!» - дети должны быстро занять свои места: каждый встает в свой «домик». За тем ведущий снова дает сигнал: «Летите, воробушки!» - и игра повторяется.

После каждого этапа игры ведущий обязательно хвалит самых внимательных «воробушков», которые не растерялись и действовали адекватно сигналам, вовремя выполняя все действия.

Примечание: после того как игру несколько раз провел взрослый ведущий, он может перепоручить это кому-то из малышей. Тот может не просто давать сигналы, а изображать кошку, собаку, машину, смотря по предварительной договоренности.

Для детей старшего возраста игру можно и усложнить, например, сделать «домиков» меньше, чем игроков (тогда игра годится и для детей старше четырех-пяти лет), но для малышей так игру усложнять не стоит.

Кот и мыши.

Цель игры: воспитывать у детей умение преодолевать страх, неукоснительно выполнять правила, не опережая и не замедляя деиствия. Игра развивает у детей самоконтроль.

Для игры потребуются стульчики по количеству детей. Кроме того, перед игрой надо правильно разместить игровое поле (играть можно на площадке или в просторном помещении). Стульчики расставляются в ряд с одной стороны помещения. Перпендикулярно стульчикам на расстоянии примерно 20 шагов проводятся две черты. На противоположной стороне поля, напротив ряда стульев, рисуется кружок – «домик» для «кота».

Рекомендуемый возраст детей – 5-6 лет.

В начале игры дети рассаживаются на стульчиках. Ведущий выбирает среди детей пятерых –шестерых игроков, один из которых будет играть роль «кота», а остальные станут «мышами». «Кот» занимает свое место в домике, а «мыши» становяться в линию у первой черты. Игра начинается.

Дети вместе с детьми хором говорят стихотворение С.Я. Маршака, а «мыши» выполняют под него следующие действия:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

(«Мыши» делают несколько шагов по направлению ко второй черте.)

Раз-два-три-четыре –

(«Мыши» доходят дог середины пространства между двумя чертами.)

Мыши дернули за гири.

(«Мыши делают движения руками, как будто дергают»)

Вдруг раздался страшный звон!

(Делается продолжительная пауза.)

Убежали мыши вон!

При этих словах «кот» выбегает из своего домика и ловит «мышей». «Мышь» считается пойманной, если «кот» дотронулся до нее рукой (хватать и тем более тащить игроков «коту» не нужно). Задача «мышей» - перебежать черту (первую или вторую), так как за каждой из этих линий находиться пространство, куда «кот» не имеет права заходить. Поскольку безопасная зона находиться за каждой из этих двух линий, «мыши» должны быстро сориентироваться в ситуации и выбрать для себя, в какую сторону бежать- вперед или назад.

Остальные дети тоже активно принимают участие в игре, но роль у них совершенно иная, чем у «кота» или «мышей». Их задача – правильно проанализировать игру. В конце игры ведущий обязательно спрашивает детей о том, на сколько точно соблюдались правила, кто из «мышек» оказался смелее всех, и почему, насколько быстро действовал «кот». После этого игра повторяется (меняется одновременно весь их состав).

Примечание: игра пройдет успешно лишь в том случае, если игроками будут четко соблюдаться все правила: «мышкам» нельзя убегать, пока не будет произнесено последнее слово стихотворения. Конечно «мышкам», чувствующим опастность, очень хочется убежать ранбше времени – во время продолжительной паузы перед последней фразой; «кот» не может выбегать из домика раньше времени.

Жмурки со звоночком.

Цель игры: учить детей волевым усилием справляться с импульсивными действиями. Игра способствует развитию слухового восприятия, помогает выработать быстроту и ловкость движений.

Для игры вам потребуется колокольчик и шарф или платок, чтобы завязывать глаза одному из игроков.

Рекомендуемый возраст – от 4,5 лет

В игре одновременно могут участвовать только двое игроков, новсе остальные дети в группе могут активно «болеть» за них.

Дети становятся в круг. Пространство внутри круга и будет игровое поле. Важно, чтобы оно было достаточно просторным для того, чтобы игроки могли свободно двигаться, ноне настлько обльшим, чтобы дать уйти далеко.

Среди детей выбирают двоих игроков. Одному из них завязывают глаза, а второму вручают колокольчик. После этого оба игрока входят в игровое поле (при этом игроку с завязанными глазами помогают дети-зрители), и игра начинается. Правила ее в точности совпадают с правилами игры в обычные жмурки, но с одной существенной разницей: тот, кого ловят должен постоянно звонить в колокольчик, чтоб противник смог ориентироваться на звук. Порой это бывает не легко, особенно в те моменты, когда игрок с завязанными глазами проходит совсем близко к игроку с колокольчиком: последнему так и хочется зажать язычок колокольчика пальцем, чтобы заставить его замолчать. Однако это единственное, что в игре строго воспрещается, и игрок должен прилагать не малые усилия воли к тому, чтобы заставить себя звонить. После того как игрок с колокольчиком будет наконец пойман, воспитатель может попросить играющих поменяться ролями, а потом и выбрать новую игровую пару среди детей. Очень важно, чтобы все дети в этой игре побывали в каждой из двух ролей.

Молчанка

Цель игры:

Рекомендуемый возраст детей – от 4,5 лет.

Для начала все участники игры становятся в кружок и хором произносят считалочку:

Мы набрали в рот воды

И сказали всем: «Замри!»

Зубы не показывать,

Сказки не рассказывать,

А смеяться можно,

Только осторожно.

Раз-два-три-

Замри!

В этой считалочке излагаются все условия игры: играющий не имеет право разговаривать, смеяться и показывать зубы (хотя улыбаться можно). Эти условия вступают в силу после того, как будет произнесено последнее слово стиха. После этого игроки мгновенно замолкают и зорко следят друг за другом, стараясь поймать других игроков на той или иной оплошности. Скорее всего, поначалу игроки будут следить за собой и стараться не допускать ошибок, однако все они имеют право смешить друг друга с помощью мимики и забавных жестов. Вот тогда-то самые смешливые из игроков наверняка не выдержат. Те, кто не смог выполнить все условия, выходят из игры и наблюдают за происходящим. Выигрывает, конечно самый волевой из игроков, который   сдержался и не заговорил и не засмеялся.

Секретики.

Цель игры: учить детей самоконтролю: приучать их действовать по определенному правилу в течение длительного времени. Игра развивает внимание, способствуя его концентрации посредством волевых усилий, а также улучшает речевое восприятие

Рекомендуемый возраст детей. – 5-7 лет.

В «Секретики» лучше всего играть либо отдельно с каждым ребенком, либо небольшими группами (максимум 5 человек). Ведущий психолог или воспитатель, или кто-то из родителей – объясняет детям, что сейчас будет называть друг за другом самые разные слова

Примечание: Это один из вариантов этой игры, вариантов может быть много, все зависит от того задания, которое вы хотите предложить детям. Характер задания зависит и от возраста, и от знаний детей. Все слова дети могут повторять за ведущим, кроме, например, названий деревьев, которые и являются «секретиком». А так как это секретик, то вместо того, чтобы повторять название дерева, дети должны будут хлопнуть в ладоши. После этого игра начинается. Ведущий говорит, например, «чашка» (дети повторяют слово), телефон  (дети повторяют слово), «клен» (хлопок), яблоко (дети повторяют слово),  береза (хлопок) и так далее. После того как игра закончиться ведущий называет самого внимательного игрока, который до самого конца игры хорошо контролировал свои действия.

Например, можно предложить им повторять за вами любые слова, кроме тех, которые начинаются на букву «К», независимо от их значений.

Например, разрешить повторять любые слова, кроме тех которые обозначают имена мальчиков.

А вот задание сложнее, нельзя повторять слова которые состоят из двух (трех, четырех, по предварительной договоренности) слогов – в этом случае игра будет направлена не только на тренировку воли детей, но и на изучение фонетики слова (пусть даже не осознанно). Вариантов можно придумать очень много.

Может эти игры и простые, но умение контролировать себя начинается с самого малого. Для детей контроль над двигательными и речевыми импульсами вовсе не покажется простым.

Литература.

1. Хромова С.А. Психологические игры для детей./ С.А. Хромова  - М.:РИПОЛ классик: ДОМ XXI век, 2009 – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие волевых качеств дошкольников в детском саду

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие ег...

Консультация для педагогов «Индивидуальная работа по развитию физических качеств дошкольников"

Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение двигате...

Развитие волевых качеств дошкольника. Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

В данной статье описываются особености эмоционально -волевой сферы дошкольников, а также даны рекомендации  педагогам и родителям по развитию волевых качеств у детей....

Консультация для родителей «CHILDлидинг» как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

У многих детей старшего дошкольного возраста низкая самооценка, быстрая утомляемость, есть дети, которые не уверены в себе и в своих силах, снизился интерес к двигательной деятельности, а также к обще...

ВЛИЯНИЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос влияния игр с правилами на развитие волевых качеств дошкольников....

Развитие волевых качеств дошкольника

В статье речь идет о составляющих волевого действия и о развитии волевых качеств у ребенка без давления....