Развитие волевых качеств дошкольника
статья по психологии

Дербина Марина

В статье речь идет о составляющих волевого действия и о развитии волевых качеств у ребенка без давления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_volevyh_kachestv_doshkolnika.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Как писал Алексей Николаевич Леонтьев, воля - тонкий внутренний психический процесс, который сложно поддается объективному изучению.

Когда мы говорим «волевой человек», мы имеем в виду человека, который может, несмотря на сложности и препятствия, предпринимать действия для достижения  определенной цели. Цель эта рождается в борьбе мотивов (если такой борьбы нет, «я хочу прочитать книгу – я ее читаю»,  мы не говорим о волевом действии). При этом волевым может быть как действие, так и бездействие, требующее терпения и выдержки.

В дошкольном детстве ребенок постепенно переходит от действий непроизвольных, импульсивных,   спонтанных к действиям намеренным, и даже волевым.  Если трехлетка живет по принципу «хочу и буду»,  то к шести-семи годам ребенок способен действовать по принципу «хочу, но сначала нужно сделать». Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А.Н.Леонтьев).

Каждый шаг волевого действия может представлять для ребенка сложность:

  1. Поставить цель
  2. Найти мотив, для чего это нужно сделать
  3. Спланировать свои действия
  4. Удерживать образ цели в голове
  5. Действовать, не отвлекаясь на что-то более интересное или легкое
  6. Противостоять внешним обстоятельствам (или людям) и внутренним препятствиям
  7. Достичь результата, проверить, правда ли ты его достиг, отпраздновать победу.

Согласитесь, не все взрослые люди могут похвастаться успешным прохождением этих семи  шагов.

Как же помочь ребенку в развитии волевых качеств?

Прежде всего, это развитие происходит в тесном общении со взрослым, в развитии общего кругозора, в созревании личности и расширении сфер влияния ребенка. Для дошкольника важно быть значимым, успешным, порадовать родителя, помочь другому ребенку и т.д. Значит, сделать подарок маме, собрать игрушки, нажать кнопку лифта или подержать полотенце, когда купают младшего брата, - такие простые действия ведут к пониманию, как ставить цель, как удержать ее, как радостно и приятно, когда получилось.

Часто родители дошкольников обращают внимание, что ребенок прекращает делать что-то, если у него не получается. Бросает, берется за другое или говорит «у меня не получится». Чаще всего это означает, что у ребенка мало опыта достижения результата, или у взрослых слишком высокие требования к ребенку, которые он не в  состоянии выполнить и отказывается  заранее.

Самая частая родительская ошибка – попытка договориться с 4-5летним ребенком на тему «ты мне обещал», «мы с тобой договаривались», «нужно держать свое слово».  Конечно, ребенок пообещает, он не хочет расстраивать маму. В этом возрасте волевые усилия только зарождаются, действуют на простых правилах (сначала убираем эту игру, потом достаем другую), и тут же рушатся, если появляется новый сложный мотив (ребенок боится врача, или не хочет уходить с праздника). В таком случае все обещания обнуляются, родитель сердится, ребенок чувствует себя виноватым, неуспешным, непринимаемым.

Ситуации, в которых естественны образом  развиваются волевые качества:

  1. Любые игры по правилам. Дают возможность ребенку понять, что существуют определенные правила, и если их не выполнить, игра не получится. Есть порядок ходов, есть ограничения. И радость игры позволяет принять эти ограничения и учиться терпению,  внимательности, саморегуляции.
  2. Спорт. Индивидуальный спорт отлично развивает дисциплину, настойчивость, волю. Ребенок видит свои успехи, и это помогает ему не бросить, даже если сложно. С поддержкой взрослых, конечно. Групповые виды спорта развивают дисциплину и умение взаимодействовать, учат вкладывать свои силы в общую победу.
  3. Домашние обязанности. Уход за растениями, кормление животных, помощь взрослым на кухне важны для ребенка не потому, что иначе он не научится, а потому, что видны те действия, которые мы делаем, чтобы вместе поужинать, например, или чтобы питомец не остался голодным. Совместная работа также покажет ребенку пример того, как Вы преодолеваете препятствия.
  4. Выбор. Предоставляя ребенку возможность выбирать еду, одежду, игру, занятие, взрослый подкрепляет  проявление самостоятельности, придает желаниям  произвольный осознанный характер, учит принимать решения. Важно проговаривать и обсуждать с ребенком последствия выбора (Если мы пойдем гулять, мы не успеем испечь печенье. Как сделаем?)
  5. Откликаться на инициативу ребенка. Его предложения и пожелания – это первые шаги в проявлении инициативы и самостоятельности. Если только это возможно, старайтесь отнестись серьезно и сделать или запланировать дело, которое предлагает ребенок.
  6. Празднование победы. Различные исследования показывают, что именно положительные эмоции дают ребенку желание действовать, поэтому очень важно отмечать успехи, прогресс, любое положительное стремление ребенка (спасибо, что помогаешь!) Вспомнить, «как в прошлый раз получилось»  - хорошая стратегия придать сил и веры в себя.
  7. Правила дома и режим дня. Дети любят стабильность и предсказуемость. Правила усваиваются легче, когда они четкие и понятные.  Режим помогает настроить время дня для разных активностей, не превращая их в хаос. Последовательность действий в течение дня, недели, года дает ребенку в принципе  понимание последовательности.
  8. Свободная игра. В игре, которую ведет ребенок, ему нужно придумать сюжет, найти интерес. Наблюдая и участвуя в игре, взрослый может  время от времени спрашивать: «Во что ты играешь?», «А кто живет в этом домике?», «Куда же они пойдут гулять?» И ребенок выстраивает в голове воображаемый мир со своими правилами. Сначала они могут казаться странными, нелогичными, но воздержитесь от комментариев «Так не бывает».  Это же волшебный мир, в нем все бывает.

Важно помнить, что в дошкольном возрасте волевые качества только закладываются. А еще, что есть дети от природы более сильные, решительные, упорные, есть более слабые, ранимые, созерцательные. Будьте наблюдательны. Если у Вас растет апельсин, не нужно стараться вырастить из него ананас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие волевых качеств дошкольников в детском саду

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие ег...

Развитие волевых качеств у дошкольников

Нравственность личности является следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость....

Консультация для родителей и воспитателей по развитию волевых качеств дошкольников.

К числу качеств которые надо развивать у дтей как можно раньше, принадлежит и сила воли. Правильные и своевременные развитые качества ребенка - это и есть дисциплина на уроках , собранность и подтянут...

Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно- волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятс...

Развитие волевых качеств дошкольника. Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

В данной статье описываются особености эмоционально -волевой сферы дошкольников, а также даны рекомендации  педагогам и родителям по развитию волевых качеств у детей....

ВЛИЯНИЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос влияния игр с правилами на развитие волевых качеств дошкольников....