ТРИЗ
материал

Байрамгулова Айслу Ураловна

 ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-ped_sovet.docx44.18 КБ
Office presentation icon triz-ped.sovet_.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 с. Раевский муниципального района  Альшеевский район

Районный семинар.

«Использование ТРИЗ – технологии

в работе с  детьми дошкольного возраста».

Воспитатель: Байрамгулова А.У.

С.Раевский

Слайд-2.

 В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.

      Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

    На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

     Современные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.

Слайд-3.

  Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Её создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов. Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития дошкольников около 20 лет назад.

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер)

 ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.   

   У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно - образовательной работы в этом направлении.  Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ.

Слайд 4.

    Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.

Слайд-5.

Что нам дает использование технологии ТРИЗ ?

  • Развитие творческого мышления;
  • Развитие логического мышления;
  • Развитие воображения;
  • Развитие внимания;
  • Развитие речи.

Слайд-6.

В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ ?

  • В речевом развитии;
  • В познавательном развитии;
  • В соцально-коммуникативном р
  • В художественно-эстетическом развитии;
  • В физическом развитии;

     В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. В связи с этим новизна моей работы заключается в том, что:

  • Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.
  • Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.
  • ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
  • Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
  • ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

 Слайд-7.

    Методику ТРИЗ называют школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям. 

Работа по системе ТРИЗ  должна осуществляться постепенно.

Слайд-8.

Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы:

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

    Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно. Здесь можно использовать игры: «Хорошо-плохо», «Черное –белое», «Вперед- назад».

Слайд-9.

Игра «Хорошо-плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.

В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств.

Слайд-10. Игра.

Слайд-11.

Игра- ТРИЗ «Чёрное и белое»

Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др. ). А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.). Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Игра «Четвертый лишний» - научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. На карточке – изображение четырех предметов одной классификационной группы. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Слайд -12. Игра.

На втором этапе большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений. Использовала в работе задачи –шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.

Слайд-13.

Игра- ТРИЗ- «Сюрреалистический рисунок».

В этой игре дети учатся видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы. Участники разбиваются на тройки, один из участников начинает рисунок, второй продолжает, третий заканчивает. Чем необычней, абсурдней получится персонаж, тем лучше.

Например: первый начал рисовать цветок, второй дорисовал к нему корону, третий заячьи ушки и т. д. Далее предлагается назвать персонажа и наделить его какими-то действиями, умениями.

  Также использую метод «эмпатии». Его суть  в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д. Потом предлагаю взять образ животного, цветка и т.д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Слайд-14.

   На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки: «Сказки по схемам», «Путешествие по сказочной стране». Детям очень нравится метод ТРИЗа, «метод обоснования новых идей» сочинять и фантазировать сказки : Мы придумали и сочиняли несколько сказок.

Например : «Теремок», «Три медведя» итд. Дети придумали новую сказку о колобке. Всем известна русская народная сказка «Колобок» с ее печальным концом. По ТРИЗУ считается это жестоко, съесть Колобка, хоть он и был для этого испечен. Ведь он же пел песни, знакомился с животными. Дети придумывают, фантазируют, делают так, чтобы Лиса не съела Колобка.

• делают Колобка не съедобным – присыпают перцем;

• Колобок поет песню наоборот: «Лиса, Лиса, я тебя съем! » (Лиса испугается и убежит) ;

• Колобок превращается в ежика;

• сделать много – много Колобков (всем хватит);

 Также учим стихи и потешки с использованием мнемотехники.

Слайд-15. Игра.                                                                                                         

Таким образом, используя технологии ТРИЗ, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевая застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

Слайд-16.

Применяю методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Слайд-17.

Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители - помощники в течение всего времени. Они активно участвовали в проведении поделок из природного материала, в праздниках, развлечениях. Выполнили домашние задание: сделать книжку-малышку о животных.

Слайд-18.

Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС. В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.

Поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.  

Слайд-19.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 Воспитатель: Байрамгулова А.У.

Слайд 2

развитие творческих способностей ребенка-является одним из основных целевых ориентиров ФГОС ; использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!

Слайд 3

Что такое - ТРИЗ ? Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач Генрих Саулович Альтшуллер «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер)

Слайд 4

Развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Цель ТРИЗ

Слайд 5

Что нам дает использование технологии ТРИЗ ? - Развитие воображения; - Развитие логического мышления; - Развитие творческого мышления; - Развитие внимания; - Развитие речи.

Слайд 6

В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ ? В речевом развитии; В познавательном развитии; В социально-коммуникативном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; То есть во всех образовательных областях!!!

Слайд 7

Девиз тризовцев: « ТВОРЧЕСТВО ВО ВСЕМ!»

Слайд 8

1 этап. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. 2 этап. Учим детей фантазировать, изобретать. 3 этап. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. 4 этап. Учим детей находить выход из любой ситуации, применяя полученные знания. Этапы обучения

Слайд 9

Игра «Хорошо-плохо».

Слайд 10

Игра «Хорошо-плохо».

Слайд 11

Игра «Черное и белое».

Слайд 12

Игра «Четвертый лишний».

Слайд 13

Игра «Сюрреалистический рисунок».

Слайд 14

Сказки по алгоритмам.

Слайд 18

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Положительные стороны ТРИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...