ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Литвинова Кристина Валерьевна

Аннотация:    В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования эстетических представлений одна из важнейших задач, стоящих перед системой дошкольного образования. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Литвинова Кристина Валерьевна,

Богодист Юлия Евгеньевна,

Гончарова Ольга Ивановна,

Василевская Вероника Вилордовна

Воспитатели

МБДОУ д/с №82 города Белгорода

Аннотация:    В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования эстетических представлений одна из важнейших задач, стоящих перед системой дошкольного образования. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Ключевые слова: эстетическая культура, вкус, эстетические представления, дошкольное образование, эстетика, образ, эстетический идеал.

FEATURES OF THE FORMATION OF AESTHETIC IDEAS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Litvinova Kristina Valeryevna,

Bogodist Yuliya Evgenievna,

Goncharova Olga Ivanovna,

Vasilevskaya Veronika Vilordovna

Abstract: Nowadays, the problem of aesthetic education, personal development, formation of aesthetic ideas is one of the most important tasks facing the system of preschool education. This problem is developed quite fully in the works of domestic and foreign teachers and psychologists.

Key words: aesthetic culture, taste, aesthetic ideas, preschool education, aesthetics, image, aesthetic ideal.

Дети и взрослые постоянно сталкиваются с  эстетическими явлениями. В сфере повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет нам наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

    Идеи  эстетического воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания[ 5;68].

    В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования эстетических представлений одна из важнейших задач, стоящих перед системой дошкольного образования. Указанная проблема разработана достаточно раскрыто в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие [ 6;12].

Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить особую роль формирования эстетических представлений в эстетическом воспитании дошкольников.

Представление – это наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие .

Эстетические представления формируются в процессе деятельности дошкольников, поэтому на музыкальных занятиях формируются слуховые представления.

Сферами эстетических представлений является природа и искусство. Их объединяет понятия образа.

Образ - отражение внешнего мира в нашем сознании, полученное с помощью органов чувств. Только человек может создать обобщенный образ, не основывается непосредственно на образах внешнего мира, только у человека образ присутствует только в его сознании, может наделить материальными жизнью - описать словами, записать в нотах и т.д [4; 201].

В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия. Другими словами  музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества и т.д.).

Художественный образ - отражение действительности средствами искусства, составляет основу языка искусства. Художественный образ - диалектическое единство таких характеристик, как единичное и общее, конкретное и абстрактное, субъективное и объективное:

  • единичное и общее - художник должен получить множество впечатлений об окружающем мире для того, чтобы создать один целостный художественный образ;
  • конкретное и абстрактное - конкретное - это явление, данное в непосредственных ощущениях, в многообразии проявлений. Абстрактное - единственная черта, которую человек выделяет как наиболее важную. Абстрагирование позволяет человеку ориентироваться в мире, классифицировать его.
  • субъективное и объективное - художник одновременно объективно изображает явление мира и передает свое отношение к нему. При абсолютных различиях субъективных позиций художники могут создавать объективные образы той эпохи, в которой они живут [4; 206].

Характеристика различных сторон данного понятия (исследования А.И. Бурова, М.С. Кагана, В.С. Кузина, Б.Т. Лихачёва, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Печко, В.К. Рвачёвой, А.Б. Щербо, П.М. Якобсона) позволила нам сделать вывод о том, что эстетические представления, являясь осмысленной информацией, с одной стороны, всегда образны, живы, красочны, индивидуальны, субъективны; с другой – отличаются обобщённостью, так как в них отражаются общие эстетические свойства объектов окружающего мира.

 Наиболее ярко сопереживание художественного образа в дошкольном возрасте проявляется в процессе слушании музыки и обусловлено определенной закономерности развития. Ее сущность выражается в следующем: чем объемнее и полнее музыкально-эстетические представления дошкольников, тем ярче и глубже в процессе слушании музыки проявляются сопереживание художественного образа. Это говорит о том, что восприятие ребенка важно направлять в русло активного переживания доступных его возрастных эстетических эмоций.

Эстетические представления становятся частью внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература, музыка, философия, изобразительное искусство. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.

Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства.

На  протяжении дошкольного возраста формируются  также знания о музыке: вокальной  и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных  произведений,средствах музыкальной  выразительности, различных музыкальных  инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.

 На  восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П. Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе не изолированных, а взаимосвязанных искусств, более соответствует природе маленького ребенка (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская) [2; 194].

Эстетическая воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности.

Эстетический идеал - это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве.

Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн) [7; 46].

Характеризуя эстетические представления, надо рассмотреть наличие способностей, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности:

1. Способность целостного восприятия произведения искусства (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств выразительности);

2. Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии произведений искусства. Восприятие произведений искусства вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса восприятия.

Развивая эстетические представления у детей на музыкальных занятиях, нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, запоминали имена композиторов, в восприятии художественных произведения [1;35].

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны достигнуть определённого уровня сформированности эстетических представлений:

- эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (маршевую, плясовую и др.);

- проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;

-  различать веселую и грустную мелодии;

- проявлять интерес к народной и классической музыке;

- знать русских композиторов-классиков (П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Прокофьева С.С.) и зарубежных композиторов (Моцарта, Шопена);

-  проявлять желание слушать разную музыку и определять ее характер (спокойная, веселая, грустная, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);

- уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчетливо произносить слова, петь согласованно в хоре;

- уметь петь под музыку и без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;

- уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах [3; 101].

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в процессе формирования эстетических представлений личности. Эстетические представления детей старшего дошкольного возраста формируются как стихийно, под влиянием семьи, окружающей действительности, детского сада, так и в результате целенаправленной систематической работы педагогов. Эстетические представления определяются свойствами окружающих предметов, формируя специфическое отношение к красоте различных явлений, обусловливая в значительной степени свое место в обществе и выбор жизненного пути.

Список литературы

1.        Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психологии (электронное издание www.psylib.ru) - 155-160 с.

2.        Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования.- ЛГУ, 1964.–194 с.

3.        Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 2002. - 254 с.

4.        Общая психология. (Учеб. пособие для студен¬тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. С. 208-211.

5.        Общие вопросы эстетического воспитания / Под редакцией В.Н. Шацкой.

6.        О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский - М., Просвещение. 2005 - с. 67.

7.        О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. - М. «Владос». 1997.

© К.В. Литвинова,Ю.Е.Богодист, О.И. Гончарова, В.В. Василевская, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

Особенности формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста

Особенности формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста...

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Основные принципы работы воспитателя при формировании математических представлений у детей ...

Формирование эстетических представлений у детей дошкольного возраста.

Это целенаправленный процесс формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности....

Особенности формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений явля...

Формирование художественно-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики дошкольного воспитания на современном этапе развития. Мы считаем, что человек будущего ...

Особенности формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Время - ткань, из которой состоит жизнь.Бенджамин Франклин. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окру...