Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"
статья по теме

Неверова Ольга Александровна

 

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Дмитрий Сергеевич. Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_47_neverova_o.a._doklad.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности реализации регионального компонента

при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа»

Неверова О.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47 – ЦРР»

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Дмитрий Сергеевич. Лихачев

         Первые годы жизни ребёнка – важный шаг его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

         Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов (слайд 3).

В Законе «Об образовании» (ст.3,8 глава I) закреплены два компонента: федеральный, который обеспечивает единство образовательного пространства в стране, (слайд 4) и национально-региональный, предусматривающий возможность введения содержания, связанного с традициями региона (слайд 5).

Таким образом, ив ФГОС ДОусилена роль регионального компонента.

         Познавательное развитие согласно стандартувключает формированиепервичных представлений у детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

       В ходе работы по реализации регионального компонента педагоги формируют личность дошкольника на основе приобщения к культуре  и традициям региона, посредством привития любви к родной природе, городу, окружающим людям (слайд 6).

Работа по регионализации строится на основе тематического подхода и можетвключает 5 тематических блоков:(слайд 7)

  1. «Что было до…» - знакомство детей с историческим прошлым родного города, края; расширение представлений о быте своего народа.

Проведение экскурсии по историческим местам, посещение краеведческого музея (слайд 8).

  1. «Город, где я живу» - знакомясь сродным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённой временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры (слайд 9).
  2. «Природные богатства Алтая» - знакомство с природой края  и родного города позволяет решать не только природоохранные задачи, но и воспитывать любовь к каждому объекту в природе (слайд 10).
  3. «Искусство земляков-современников» - рассказать детям о людях, которые воспевали и славили родной город и край; о произведениях искусства.

Знакомство с творчеством бийских композиторов: Михаила Апарневаи Владимира Ковердяева, разучиваниепесен, посещение концертовБийского музыкального колледжа.

Очень важно в детстве соприкоснуться с искусством, дать почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников, самобытных художников родного края.

Посещениевыставочного зала с целью знакомства с произведениями художников: Юрия Бралгина и Юрия Коробейникова.

        Произведения писателей и поэтов: Валентины Нурдаевой, ТатьяныАшмариной, Николая Копыльцова, Сергея Иноземцева, Бориса Братова  и других способны обогатить детей старшего и подготовительного возраста впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость, нести с собой колорит народной речи, много образных выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики слайд 11).

  1. «Богатырская наша сила» - культивировать у детей эмоционально-устойчивый интерес к истории спорта родного края. Познакомить с именами спортсменов, награждённых олимпийскими медалями, спортивными достижениями земляков: Татьяна Котова (по прыжкам в длину), Сергей Клевченя (в конькобежном спорте), Алексей Тищенко (в боксе), Татьяна Ильюченко (лыжные гонки) и других (слайд 12).

  Организация работы с детьми по реализации регионального компонента предполагает:

  • социокультурное образование – этонакопление детьми знаний  о социокультурных ценностях своего народа.

Большую роль в реализации регионального компонента играет проектная деятельность, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет полученные знания. Например, проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Бийск – моя малая Родина» (слайд 13).

Для решения поставленных задач возникла необходимостьобогащения развивающей предметно-пространственной среды, включающей:

  • патриотические уголки с российской  символикой, символикой родного края и города;
  • музыкально-театрализованные уголки с народными костюмами, инструментами и различными видами театров по сказкам;
  • мини-музеи с разнообразными экспонатами, фотографиями, макетами, иллюстративным материалом, повышающими интерес к знакомству с родным краем  («Наш любимый Алтай») и русским бытом, обычаями и обрядами наших предков («Русская горница»);
  • народные календари;
  • настольно-дидактические игры, такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и т.д. (слайд 14).

В Стандарте п.3.2.5.: прописаны Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают:

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Вследствие чего  необходимым условием является поддержка детской инициативы, которая возможна лишь в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости  и  упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Например,  при создании в группе мини-музей «Предметы старины» (предметы русского быта: прялка, кухонная утварь, текстиль) могут принять равноправное участие дети, родители и члены их семей. Экспозиция располагается на уровне ребёнка и все представленные предметы можно самостоятельно рассмотреть, потрогать, подержать и использовать в различных видах детской деятельности: сюжетно-ролевой игре «Путешествие в прошлое», в проектной деятельности «История ложки» и др.

Современному педагогу не только необходимо знать всё то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство родного края, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона (слайд 15).

При организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ в настоящее время востребован деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, что подразумевает активную включённость взрослого и инициативность ребёнка. При этом педагог должен соблюдать «золотые правила»: быть рядом, не спешить отвечать, учить анализировать, обращаться к общественному опыту, стимулировать детскую активность, дарить радость творчества.

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, и родители являлись активными участниками конкурсов и выставок, творческих гостиных и проектов (слайд 16).

«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы всё это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека»  (Сухомлинский Василий Александрович) (слайд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Нравственное воспитание  - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального на...

Средства формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.

Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и прздниках....

« СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»

Авторская разработка о методах и средствах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений об отечественных традициях и праздниках....

Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и ...

Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине

Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине...