«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
проект на тему

Нефёдова Наталья Юрьевна

Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и  т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nefyodova_n.yu_._teoriya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

 «Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

        

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

 

                                      Выполнила:

Нефёдова Наталья Юрьевна

старший воспитатель

ГБОУ СОШ с. Черноречье  

с/п д/с  «Ручеёк»

Самара, 2014г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и  т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, мною было найдено определение, которое толковало понятие «отечественных традиций».  

Традиция  - элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте проводится систематическая работа  по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.

Недостатки в результатах:

- дети не знают историю возникновения праздников;

- у дошкольников не развито чувство гордости за свой народ;

- в повседневной жизни ребёнок не использует фольклор;

- ребёнок не проявляет интерес к истории предмета,  к истории своей семьи и её традициям.

Недостатки в процессе:

- нет системы работы по формированию представлений  об отечественных традициях и праздниках в комплексно-тематическом планирование;

- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов деятельности педагога;

- не организуется в самостоятельной деятельности индивидуальная работа с детьми (в связи с большой наполняемостью группы);

- не используются в образовательном процессе практические приёмы (экскурсии в музеи; самостоятельное участие в народных праздниках);

- недостаточное взаимодействие воспитателя с родителями и с другими участниками педагогического процесса (работник дополнительного образования, психолог, музыкальный работник и др.);

Недостатки в условиях:

- недостаточно наглядного материала (предметов народного быта, прикладного искусства, крестьянского труда, образцы народных костюмов, как настоящих вещей, так и имитации реальных предметов);

- недостаточно современной  учебно-методической литературы;

- отсутствуют современные мультимедийные методические пособия;

- недостаточно дидактических пособий на тему: «Что как называется?», «Народные промысла»,  «Как  жили  люди  на  Руси» и другие;

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В соответствие с международными нормативными и законодательными документами в частности «Конвенция о правах ребёнка» ратифицированной РФ 15.09.1990г.; в соответствие с ФГОС от 17.10.2013г. содержание образовательной работы должно обеспечивать возрождение народных традиций, но не сформированы единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении,  отсутствуют условия реализации.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведения  анализа  недостатков  в  результатах, в  основном  процессе  и в условиях  профессиональной  деятельности,  можно обозначить следующую проблему:

 Формирование единого направления в совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у  обучающихся.

В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ребенок может приобрести следующие качества:              

- любознательность, он задаёт вопросы взрослым и сверстникам,  интересуется историей предметов народного быта, у предметов есть прошлое и настоящие, с течением времени они меняются. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое игрушки, кресла, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет, в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.д.;

-  обладает начальными знаниями о себе, о своей семье и социальном мире, в котором живёт. Ребёнок интересуется семейными традициями, своей родословной. Будет рассматривать фотографии из семейного альбома, совместно с родителями составлять генеалогическое древо. Интересуется историй России, гордится своим народом и своей страной.

- обладает начальными знаниями о природе,  умеет связывать их с народными праздниками,  такими как: масленица, Пасха, Ивана Купала и другие. Он объяснит их название и происхождение.

- ребенок откликается  на  эмоции  близких людей  и  друзей. Сопереживает  персонажам  сказок, историй, рассказов. Он знаком с произведениями детской литературы, познаёт культуру своего народа через сказки разных народов,  потешки и поговорки, пословицы и заклички;

- ребёнок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Может организовать сюжетно-ролевые игры («В гости к бабушке в деревню», «Семья»), народные подвижные игры («Капуста», «Огород»), дидактические игры («Народные промыслы», «Подскажи словечко»),   соблюдает правила игры, легко взаимодействуя с товарищами;

- хорошо владеет устной речью, использует существительные обозначающие предметы народного быта, прикладного искусства.

Основными критериями результативности являются:

- проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Дети стали чаще задавать познавательные вопросы;

- овладение элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей;

- активное участие в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;

- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В связи с тем введены ФГОС, меняется общеобразовательная программа дошкольного образования,  в соответствии   меняются  и условия её реализации, а так же содержание воспитательно-образовательного процесса. Исходя из всего этого, возникла необходимость по формированию у дошкольников социальных ценностей и духовно-патриотического воспитания.

Дети на доступном уровне знакомятся с народными играми, народным календарём, основами нравственной культуры, традициями, бытом, крестьянским трудом, обычаями, праздниками.

К результатам деятельности воспитателя можно отнести:
- проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа;

-  дети стали чаще задавать познавательные вопросы;

- дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей;

- активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.

- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями.  Нужно помнить, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи.

В содержании:

- внести изменения в комплексно-тематическое планирование;

- создать многофункциональный уголок, «Уголок ряженья», «Уголок уединения»;

- центр «Театр», где размещены различные виды театров;

- аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;

- мини-музей народного быта «Русская изба»;

- создание тематических портфолио («Народные праздники на Руси» или «Путешествие в прошлое предмета», «Семейные традиции»);

- тематические беседы («Наша родина – Россия», «Наша Армия родная», «История моего села»)

- рассматривание различных иллюстраций о народных промыслах;

- фотовыставки;

- экскурсии в музей школы, краеведческий музей села;

- создание творческих работ, по народно-прикладному искусству (рисунки, коллажи, аппликации, поделки);

- привлечение родителей для рассказа детям о народных традициях и праздниках;

- разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации;

- произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы народного быта;

- дополнить методический кабинет книгами с малыми фольклорными жанрами,  художественной литературой разных народов мира;

- создание картотек народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

В средствах обучения и воспитания:

- реализуемые долгосрочные проекты «История народных праздников», «Моя семья»; «Моя родословная» и др.;

- совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок», «Весёлая ярмарка»;

- организация интерактивных выставок и мини-музеев: «Гончарные мастерские», «Городец - хороший город»;

 -организация и проведение народных  праздников, праздников народного календаря: «Пришла коляда – открывай ворота», «Широкая Масленица»;

- приглашение родителей для рассказа детям о народных традициях и семейных праздниках.

В контроле:

- наблюдение за детьми;

- индивидуальные беседы;

- дидактические игры.

Материал для диагностики:

- в «программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, не выделено отдельного раздела отражающего задачи по приобщению детей к народной культуре.

Но вместе с тем в данной программе предусмотрено знакомство детей с народными культурными традициями русского народа, а также различных народов России и других стран. Данные задачи решаются в процессе организации знакомства детей с народной музыкой, фольклором и подвижными играми;

- опытно-экспериментальная деятельность «Мы входим в мир прекрасного» Г.А. Рубан,   вводит ребенка в русскую культуру, приобщая его к духовным ценностям.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

В  кадровых:

- курсы повышения квалификации педагогов;

- педагогические советы на тему: «Воспитание гражданина  и  патриота», «Приобщение к культурно-нравственным традициям»;

- методические объединения: «Воспитание  детей  в  традициях  народной  культуры»;

- семинары-практикумы: «Народная игрушка», «Тряпичная кукла»;

От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям, зависит степень приобретённых ими нравственных качеств.

  В научно-методических:

- методические рекомендации по  планированию  работы  с  целью  формирования  у детей  первичных  представлений  о  народных традициях;

- разработка тематических планов, проектов;

- обобщение передового опыта коллег.

 Информационные:

- подключение к сети Интернета всех групп;

- подборка номеров журналов по теме: «Отечественные традиции и праздники»;

- приобретение литературы по теме: «Народные традиции».

 В организационных:

- использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития;

- совместная деятельность педагога и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые);

- мероприятия по теме: «Моя семья»; вечер игр, «Посиделки» «Праздник урожая»;

- выставки рисунков.

В нормативно-правовых:

- тематическое планирование.

Таким образом, совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно-образовательной работе,  направленная на формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить духовные качества, сформировать гражданскую позицию, усвоить социокультурные нормы и национальности.

  1. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

- Тема пособия: «Назови картинку»

- Возраст целевой группы: 5-6 лет

- Цель пособия: формировать интерес детей к отечественным традициям и праздникам через игру.

- Задачи пособия: закреплять знания о традициях русского гостеприимства. Закреплять знания детей о старинных предметах, необходимых для проведения народного праздника. Упражнять в умение правильно называть предметы обихода. Активизировать словарный запас детей предметами обихода. Развивать мышление, внимание.

 Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть ребёнку сюжетную картинку, и определить какой праздник изобразил художник. Затем предлагает назвать только те предметы, которые является  обязательной частью праздника «Широкая Масленица»

№ 2 …

Воспитатель предлагает ребёнку вспомнить  о русском гостеприимстве и накрыть стол к приходу гостей.

№ 3 …

Воспитатель предлагает ребёнку назвать только  предметы старины.

№ 4 …

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть ребёнку сюжетные картинки, и определить какой праздник изобразил художник. Затем к каждому празднику отобрать нужную картинку, по ассоциациям.

№ 5 …

Воспитатель предлагает ребёнку нарядить Алёнушку, разобрать сундук с предметами одежды.

На каждом слайде изображение нескольких  предметов, нужно назвать правильные предметы. Кликом мышки ребёнку необходимо выбрать нужный  предмет, и объяснить, почему он выбрал именно этот предмет.

Ответ правильный; ребёнок  видит перемещение предмета на нужное место.

Ответ неправильный; картинка остаётся на месте и становится «прозрачной».

Чтобы перейти к следующему заданию, нужно нажать на стрелочку внизу слайда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Нравственное воспитание  - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

Средства формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.

Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и прздниках....

« СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»

Авторская разработка о методах и средствах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений об отечественных традициях и праздниках....

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и ...