Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования средствами игровых технологий
консультация

Горынцева Лилия Васильевна

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка. Сегодня мы создаем условия для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования средствами игровых технологий

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменении образовательной системы, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования образовательного учреждения.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования в нашем учреждении является поиск нового в педагогической деятельности и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в педагогической деятельности, что выражается в переходе учреждения в режим развития.

Модернизация содержания образования основывается:

  • на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • в построении образовательных процессов на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно – ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в практике воспитания и обучения детей:

  • обновление содержания образования,
  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности педагогов детского сада. Проблема повышения знаний, активизация творческой деятельности педагогов на основе сочетания традиционных преимуществ и освоения новых технологий, соответствующих запросам современной жизни, является важнейшей в стратегии модернизации развития нашего детского сада, как в системе современного российского образования. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка. Сегодня мы создаем условия для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков.

Для соответствия, новым требованиям педагогу необходимо обладать способностями к активному и кардинальному перестраиванию жизненных и профессиональных условий, способностями к изменению и развитию самого себя. В связи с этой целью в нашем детском саду методическая работа основана на создании и развитии форм повышения профессиональной компетенции педагогических работников, стремящихся к личностно-профессиональному росту.

Активизировать творческую деятельность воспитателя мне помогают игровые технологии, как один из психолого – педагогических форм практической работы с педагогами, которая обеспечивает реализацию новых стандартов дошкольного образования.

Поскольку дошкольный возраст, являющийся особенностью работы воспитателей, обладает своей спецификой – игрой, как ведущей деятельностью, встает вопрос о разработке особого вида игровых технологий в образовательной деятельности с детьми.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. 

Что представляют собой игровые технологии, как их использовать в образовательной деятельности и грамотно описать в соответствии с современными требованиями.

Сегодняшний педагог дошкольного образования достаточно хорошо знаком с понятием «игровая деятельность» и ее ролью в развитии ребенка. Однако выход на понятие «игровая технология» переводит вопрос на совершенно иной уровень научно – педагогического рассмотрения. Самая распространенная ошибка состоит в том, что абсолютное большинство воспитателей полагают, что «игровые технологии» это лишь использование разного вида игр (сюжетные, ролевые и т.д.).

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, при котором качественно изменяется воздействие на обучаемого. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.  В игре, как и в реальности, действию учатся путем его выполнения, и в этом особая дидактическая ценность игры.

Существует реальное сходство задач, определяемых обычно в игре и в трудовой деятельности, которые определяют возможность осуществления профессионального роста. Созданные средовые условия и факторы профессиональной среды требуют от заведующей и старшего воспитателя умения решать проблемные, творческие, внезапно возникающие задачи. Игра, в практической деятельности, является эффективным методом обучения и обладает уникальной особенностью воспроизводить реальную жизнедеятельность в той или иной ее модели. В игре, как и в реальности, осуществляется выбор способа и выполнения действия.

Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет педагогу быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

Игры и игровые упражнения, используемые мною в работе с педагогами, обеспечивают заинтересованность восприятия изучаемого материала, привлекает их к овладению новыми знаниями. Она помогает сконцентрировать внимание воспитателей на педагогических задачах, которые воспринимаются в этом случае как желаемая и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная педагогам сверху.

Игра позволяет сделать более доступными сложные методические вопросы, обеспечивающие повышение знаний педагогов, и способствует становлению осознанной познавательной мотивации. Одно из преимуществ игры – то, что всегда требует активных действий каждого педагога. Поэтому, для слаженной работы коллектива, с помощью игры я организовываю не только умственную, но и моторную активность педагогов с  выполнением игровых заданий, связанных с различными движениями,  дающее более продуктивный результат в практических умениях, педагогической эрудиции и личностных качествах.

Целесообразно включать в обучение игры или их элементы, придавая методическим задачам конкретный, актуальный смысл, мобилизируя воспитателей на решение поставленных задач, повышающих знания педагогов.

При разработке игровой образовательной технологии учитывала ряд принципов:

  • Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретному проблемному вопросу. Необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась «под материал», игровые действия должны соответствовать сути рассматриваемого вопроса, а не способом его «украшения».
  • Принцип адекватности используемого предметного содержания. Игровая деятельность направлена на выявление и осознание педагогами существенных особенностей решаемого вопроса.
  • Принцип интерактивности. При построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому воспитателю возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. В реальном процессе в работе с педагогическим коллективом чаще всего достается роль зрителя пассивным педагогам. В лучшем случае практический процесс идет по типу вопрос – ответ, причем чаще всего отвечает самый энергичный и активный педагог. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого воспитателя, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то сказать, но и обязательно выполнить какое – то практически-игровое действие.

Таким образом, игровая образовательная технология с педагогическим коллективом – это способ организации деятельности воспитателей в процессе повышения знаний.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она перерастает в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Литература:

  1. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф.  - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - стр. 140-146.
  2. Майер А. Современные тенденции развития дошкольного образования / газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября», № 01.2005
  3. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ. /Управление образование, №5.2012. - с.24-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Н.В.Хрулёва. Статья."Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями."

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс....

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Обобщение и диссеминация положительного педагогического опыта ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста....

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Педагогический совет «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»Форма проведения: деловая  игра.   Цель: совершенствование работы в...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Развитие речи у детей на современном этапе представляет собой актуальную проблему, так как исходя, из различных диагностик развитие речи дошкольников западает. Поэтому в работе с детьми необходимо бол...

Профессиональное развитие педагога дошкольного образования

Освоение новых цифровых навыков необходимо педагогу для современной жизни в цифровом обществе....