"ТРИЗ в сказкотерапии"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кодякова Наталья Леонидовна
Медицинский термин “терапия” переводится с древне - греческого, как “врачебный уход, лечение”, т.е. терапия - это процесс, целью которого является устранение симптомов заболевания, нормализация процессов жизнедеятельности и выздоровления.
Так, говоря о “сказкотерапии”, необходимо говорить о болезни? Чем же больны наши дети? И чем поможет сказка в их выздоровлении?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_v_skazkoterapii.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ в сказкотерапии.

                                       Кодякова Наталья Леонидовна 

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 179» г. Чебоксары

Медицинский термин “терапия” переводится с древне - греческого, как “врачебный уход, лечение”, т.е. терапия - это процесс, целью которого является устранение симптомов заболевания, нормализация процессов жизнедеятельности и выздоровления.

Так, говоря о “сказкотерапии”, необходимо говорить о болезни? Чем же больны наши дети? И чем поможет сказка в их выздоровлении?

С самого рождения ребенок знакомится со сказкой. И первая, с кем, знакомится ребенок – это Курочка Ряба. Добрая, хотя немного грустная сказка, учит ребенка сопереживать Деду и Бабе, положительно относиться к поведению Курочки Рябы, внося в характер ребенка умение прощать мышки и радоваться за других.

Позже взрослый читает сказки более сложные для детского восприятия и понимания: Репка, Теремок и т.д. И снова работает положительное влияние сказки на формирующийся характер ребенка: желание помогать друг другу, умение дружить, видеть положительную перспективу поступка, совершенного на данном этапе.

Но правильное понимание сказки не приходит само собой. Именно здесь взрослый должен подтолкнуть ребенка к положительным выводам, научить ребенка понимать поступки некоторых героев сказки, которые возмущают ребенка, приводят к противоречию с положительной оценкой этого героя взрослым. Например, как оценивать ребенку действие лисы из сказки “Колобок”? Ведь пока Колобок пел песенку Зайцу, Волку, Медведю, оставаясь невредимым, ребенок успевает полюбить Колобка, малыш принимает модель поведение Колобка без каких либо ограничений, он уже забыл об оставленных Колобком голодных Бабушки и Дедушки и о том, что решение уйти одному в лес, где столько опасностей- это поступок не обдуманный и не допустимый.

Может быть именно первыми сказками и начинается “терапия” характера ребенка? Вот она – сказкотерапия! И большую роль в становлении личности ребенка играет взрослый. Его задача: правильно оценить поступки героем сказки и помочь ребенку принять эту оценку.

Для себя помощником в своей работе я использую технологию ТРИЗ. Технология ТРИЗ - непроста в работе с детьми дошкольного возраста, но если вести эту работу планомерно, постоянно, придерживаясь принципа “от простого к сложному”, то положительный результат превосходит ожидания.

Так, возвращаясь к Колобку, перед детьми ставится задача: что можно предпринять, как изменить сказку, что и Колобок остался целым, невредимым, и остальные герои сказки – сытыми и довольными?

А решение задачи очень простое:

Шаг первый:

  1. Объяснить Колобку, что может случиться с ним в лесу, то есть мы знакомим детей с правилами безопасного поведения;
  2. Накормить всех остальных героев сказки.

Шаг второй:

Предложить детям подумать где раздобыть пищу? Дети предлагают собрать в лесу ягоды, грибы, орехи, дикие яблоки или разбить огород и вырастить овощи и фрукты, а еще можно попросить помощи у друзей и т.д.

Шаг третий:

Перед детьми ставится следующая задача, но и теперь не все звери остались довольны и сыты (Лиса и Волк хищники и их не накормить овощами и фруктами). Как быть в этой ситуации? Поверьте, что дети даже средней группы справятся с этой задачей: для хищников они предлагают наловить рыбу, купить мясо на рынке, сварить суп, напечь пирогов и т.д.

Все задачи решены и Колобок не пострадал и детям удалось помочь всем остальным героям сказки.

Использование технологи ТРИЗ в сказкотерапии позволяет детям научиться думать, размышлять, делать правильные умозаключения, воспитывает добрые чувства, желание помочь слабому.

Этот приём можно применить к любой сказке. Так в сказке “Курочка Ряба”, что избежать слез Деда и Бабы, нужно золотое яйцо просто положить на тарелочку, тогда оно не скатится на пол и не разобьется, а еще Деду с Бабой надо завести кошку, тогда и жить станет веселей и мыши не будут разгуливать по дому.

Другой пример. Как в сказке “Машенька и Медведь” избежать того, что бы Медведь пытался “сесть на пенек да есть пирожок?” Ничего нет проще, как предложить Машеньке испечь чуть больше пирожков, что бы Медведь пообедал перед тем, как отправиться в деревню к Дедушке и Бабушке. И дети с удовольствием помогают Медведю, так как они изначально не испытывают отрицательных чувств к нему.

Использую технологию ТРИЗ, необходимо добиться положительного отношения даже к отрицательным героям. Это не значит, что надо искать оправдания плохим поступкам. Попробуйте предложить детям чуть-чуть изменить сказку так, чтобы добро победило для всех героев. Это не только интересно и весело, но и несет большое воспитательное значение для детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

  1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336с.
  2. Гуткович, И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих знаний с дошкольниками / И. Я. Гуткович. – Ульяновск:  Науч. - метод. центр развив. образования N242 «Садко»,  1996. - 102с.
  3.  Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика Сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с.  
  4. Сидорчук, Т. А. Методы формирования мышления воображения и речи дошкольников / Т .А. Сидорчук. - филиал «Ульяновский дом печати»: АО «Первая Образцовая типография, 2015. – 248с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий по теме «Дружба начинается с улыбки»

Основной целью данной совместной деятельности является формирование понятий "друг", "дружбы", которая достигается с помощью педагогических технологий: ТРИЗ, сказкотерапия, ИКТ....

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий

Цель:Сформировать понятие дружба, друг.Задачи:* расширять кругозор детей* развивать умение учавствовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого игрового общения*воспитывать ч...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Занятия с использованием технологии элементов ТРИЗ, артерапии, сказкотерапии

Конспект занятия с использованием технологии элементов ТРИЗ, артерапии, сказкотерапии в подготовительной группе «Облака»Цель: формировать у детей умение видеть красоту неба.Задачи:Образова...