Проект: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
проект (старшая группа)

Самыко Ирина Александровна

Пример краткосрочного проекта в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samyko_irina_aleksandrovna_proekt_v_starshey_gruppe.docx70.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербург

ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

Воспитатель:

.

Самыко И.А.

Санкт-Петербург

2018

Паспорт проекта.

Вид проекта: Краткосрочный (февраль).

Участники проекта: Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность темы:

 «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Всем известно, что дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы его отображения.  Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать навыками художественной деятельности. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая новые знания и навыки,  ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить новые  эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать свободу выражения, увидеть краски и отразить в рисунке их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, а самое главное - фантазировать.

Каждый педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Считаю, что актуальность проекта состоит в том, что знания не должны ограничиваться  рамками программы. Дети должны знакомиться с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании; учиться, на основе полученных знаний, создавать свои рисунки и тренировать мелкую моторику рук в процессе творческой деятельности. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны и необходимость разнообразить творческую деятельность новыми методами и приемами натолкнули на то, что необходимо разработать комплекс мероприятий в рамках краткосрочного проекта, который позволит  увидеть,  как влияют нетрадиционные техники на развитие мелкой моторики у детей. Проследить,  как развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Методология:

Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского.  По данным их исследований была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д.Б. Эльконин).

Н.А.Бернштейн подчёркивает, что решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений.  Поэтому различные задания на развитие мелкой  моторики способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Мы знаем, что существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Помимо этого, также осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Нетрадиционное рисование – это своеобразный толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это своеобразная  игра, которая доставляет  ребенку радость, новые положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и  продуктивная  работоспособность на протяжении всего времени рисования.

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Также такой вид рисования выступает как средство коррекции психических процессов. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, что что-то не получится, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что такое рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что  гиперактивный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ведь каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Дети любят быстро достигать результата в своей работе.

Цель проекта: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Задачи проекта:

1. Познакомить и расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

2. Вызвать у детей устойчивый интерес к рисованию через использование нетрадиционных техник рисования;

3. Учить детей сочетать различные техники в одной работе;

4. Развивать  воображение, творчество, умение выбирать необходимые материалы для выполнения поставленной задачи, используя полученные ранее умения и навыки;

5. Развивать мелкую моторику рук посредством применения новых техник рисования;

6. Продолжать расширять у детей опыт творческой деятельности, используя нетрадиционные техники;

7. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Ожидаемый результат:

  • Дети познакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования;
  • Научатся находить новые способы изображения предметов;
  • Проявят умение самостоятельно подбирать инструменты, материалы  и способы для отражения в рисунке окружающего мира и предметов;
  • Научатся сочетать различные техники в одной работе и передавать в рисунках и в другой деятельности (лепке, конструировании из природного материала) свои эмоции и впечатления;
  • Сформируют умение выбирать необходимые материалы для выполнения поставленной задачи, используя полученные ранее умения;
  • Разовьют  мелкую моторику рук посредством применения новых техник рисования;
  • В процессе работы  разовьют  художественный вкус и чувство гармонии.

Продукт проектной деятельности: 

Выставка рисунков, поделок, выполненных в нетрадиционных техниках рисования « Выставка необычного искусства».

Этапы:

Подготовительный этап – Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор необходимых технологий, подбор диагностического материала и диагностика уровня развития моторики у детей. ( Приложение 1)

Основной этап - Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Заключительный этап - Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме.

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет разделы:

Раздел 1:  «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

Способ получения изображения: В данном способе рисования ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки или пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики необходимо вытереть  салфеткой, затем остатки краски легко смоются.

«Рисование ладошкой»

Способ получения изображения: Ребёнок опускает ладонь в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти, после делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

Способ получения изображения: Ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

Раздел 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется краска и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная и трубочкой»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке, которые можно раздуть трубочкой, чтобы получились замысловатые фигуры. Полученное изображение рассматривается и определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 «Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок» (усложнение, можно использовать фломастеры, связанные в пучок ватные палочки или маркеры)

Способ получения изображения : Для рисования можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску, далее  принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о карандаш, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает лист от дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки»

Способ получения изображения: Изготавливаем из поролона  маленькие геометрические фигурки, а затем крепим  их к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты и другие геометрические фигуры в соответствии с возрастом детей.

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками»

Способ получения изображения: Дети любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Рисунки на асфальте располагают к емкому изображению сюжетов. Большие камни (типа валунов) можно украсить  под изображение головы животного или насекомое. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

«Разрисовка маленьких камешков»

Способ получения изображения: Чаще всего ребенок изображает предмет на плоскости, бумаге, реже на асфальте или больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. Тут можно использовать морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогают советом). Один камешек похож на лягушку, другой  на паука или жучка, а из третьего выйдет гриб мухомор. На камешек наносится яркая густая краска и получен яркий образ.  После того, как камешек высохнет, можно покрыть его бесцветным лаком. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх.

« Ниткография»

Способ получения изображения: Вначале делается заготовка из картона. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К работе готовим мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

«Рисование на мокрой бумаге»

Способ получения изображения: Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Например:  «Улица в тумане», «Дождь», «Ночной город»  и т.д. Нужно научить ребенка делать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой, то рисунок  может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или  только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Раздел 3 – «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Способ получения изображения: Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных техник. В этой технике дети могут сочетать всевозможные техники, знакомые приемы изображения. Например, решили  нарисовать лето, и для этого используем точечный рисунок для изображения цветов, тычок жесткой кистью - трава, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи можно вырезать из журнала или  из открыток, тканью можно изобразить небо и облака и т.д.

«Рисуем с помощью открыток»

Способ получения изображения: Почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Соберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое изображение предметов и явлений придаст даже самому обычному рисунку  художественное оформление.

«Тканевые изображения»

Способ получения изображения: В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Используя цветы с ткани,  получается красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки, здесь,  на сколько хватит фантазии.

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

Способ получения изображения: В данном рисовании  длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты и работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

«Восковые мелки или свеча+акварель»

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок в месте нанесения воска остаётся не закрашенным.

Структура игровых занятий может выглядеть так:

1. Утренний круг, включающий в себя мотивацию детей, пальчиковую гимнастику (речевую игру, дыхательную гимнастику и др.).

2. Художественно – изобразительную деятельность.

3. Итоговый круг, включающий в себя, поощрение детей, высказывание детей по работе, пальчиковую гимнастику и др.

Для реализации поставленных задач, предполагается тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

    Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов, совместное оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и др.


План реализации проекта

Месяц

Тема

Задачи

Формы работы

Февраль

1 неделя

«Нетрадиционные техники рисования: 1 этап - Тактильное рисование»

  • Познакомиться с литературой по теме, выбрать техники по сложности и найти конспекты занятий с соответствующей тематикой.
  • Познакомить детей с техникой «Пластилинография»;
  • Познакомить с новыми формами рисования ватными палочками (по контуру изображения, либо заполняя весь объект)

  • Рассматривание с детьми рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, выбор техники.
  • Продуктивная деятельность.  Рисование: « Зайчик» (Рисование ватными палочками)

Плоскостная лепка: «Зимние забавы»

(Пластилинография)

  • Оформление консультации для родителей « Нетрадиционные техники рисования»
  • Выставка рисунков и работ.

Февраль

2 неделя

« Нетрадиционные техники рисования: 2 этап - Использование дополнительных средств выразительности»

  • Познакомиться с литературой по теме, подобрать конспекты занятий с соответствующей тематикой.
  • Познакомить с техникой рисования мятой бумагой с доработкой образа жесткой кистью.
  • Познакомить  с новой формой рисования в техники «Монотипия»

(рисование засушенными листьями деревьев, либо листьями капусты)

  • Просмотр презентации с изображениями рисунков в новых техниках и обсуждение увиденного.
  • Продуктивная деятельность.

Рисование: «Медведи»

(Оттиск мятой бумагой и жесткой кистью)

Рисование: «Заснеженный лес»

(монотипия, отпечаток листьями дуба, каштана или капустным листом)

  • Выставка работ.

Февраль

3 неделя

« Нетрадиционные техники рисования: кляксография с трубочкой, рисование ватными палочками»

  • Познакомиться с литературой по теме, подобрать конспекты занятий с соответствующей тематикой.
  • Познакомить детей  с техникой «Кляксография» ( Трубочкой)  и «Рисование солью».
  • Присмотр и обсуждение рисунков с использованием новых техник рисования, обсуждение увиденного;
  • Продуктивная деятельность

Рисование: « Белая береза под моим окном….» (Кляксография)

Рисование: «Зимние узоры»

( Рисование солью)

  • Выставка работ.

Февраль

4 неделя

«Нетрадиционные техники рисования: ниткография, свеча+акварель.

  • Познакомиться с литературой по теме, подобрать конспекты занятий с соответствующей тематикой.
  • Знакомство с техникой «Ниткография» и «Свеча+акварель».
  • Просмотр и обсуждение рисунков, выполненных в предложенных техниках, обратить внимание на то, выполняли ли похожие или нет.
  • Продуктивная деятельность.

Рисование: « Кораблик в море»

(Ниткография)

Рисование: «Такие разные снежинки»

(свеча и акварель)

  • Выставка работ.

Февраль

Итог.

Выставка рисунков, поделок, выполненных в нетрадиционных техниках рисования            

« Выставка необычного искусства».

  • Организовать выставку детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках

рисования, выявить знания детей, помнят ли они названия техник,  которых выполняли работы.

  • Формировать умение оценивать свои работы и работы сверстников.

  • Выставка детских работ:            

« Выставка  необычного искусства».

Заключение:

   Таким образом, при изучении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Многие виды нетрадиционного рисования способствовали  повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имели значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами, ватными палочками, нитками и с использованием бросового материала, с которым нужно было работать. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляли дошкольников, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Приложение 1

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

№ п/п

Имя ребенка

Координация движений

Повторение фигур из пальцев

Работа с бумагой

Графические действия

Итог (сред. балл)

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

Катание шарика

Коза

Заяц

Вилка

Игра на рояле

Вырезание ножницами

Сгибание листа пополам

Дорожки

Мячики

Лес

1

2

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

• блок 1: упражнения на координацию движений;

• блок 2: повторение фигур из пальцев;

• блок 3: работа с бумагой;

• блок 4: графические упражнения.

Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:

1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;

2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;

3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

Блок 1. Упражнения на координацию движений.

1. «Ладонь, кулак, ребро».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

1. «Посолим капусту».

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

1. «Катание шарика».

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Блок 2. Повторение фигур из пальцев.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

• «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).

• «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

• «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

• «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

Блок 3. Работа с бумагой.

•«Вырезание ножницами».  

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

• «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).

1. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. ( Рис. 1) Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

Оценка:

3 балла – без ошибок;

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

C:\Users\samsung\Pictures\102.png

Рис. 1. Методика «Дорожки».

2. Методика «Мячики» (Рис. 2.)

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);

1 балл – 3 и более ошибок.

C:\Users\samsung\Pictures\101.png 

Рис. 2. Методика «Мячики».

3.Методика «Лес» (рис. 3).

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

C:\Users\samsung\Pictures\100.png

Рис. 3. Методика «Лес».

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Литература для диагностики:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Сайт : https://multiurok.ru/files/diaghnostika-razvitiia-mielkoi-motoriki-ruk-starsh.html

Используемая литература:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  10. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  11. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  14. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  15. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
  16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  17. Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки». Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  18. 3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  19.  Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развие мелкой моторики необходимо для развития речи ребенка. Через нетрадиционную  технику рисования у ребенка развивается речь- и занятие и увлечение....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

Проект на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

laquo;Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главн...

Творческий проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....