Главные вкладки

    Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
    методическая разработка по теме

    Чмиль Елена Владимировна

    План работы по теме самообразования

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного

    возраста через нетрадиционные техники рисования».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План работы по теме самообразования

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного

    возраста через нетрадиционные техники рисования».

    Выполнила: воспитатель Чмиль Елена Владимировна

    Цель:

    - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

    - Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

    - Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

    - Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

    Задачи:

    - Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

    - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

    - Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

    - Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

    - Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

    - Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

    Актуальность темы:

    «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. »

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

    Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

    Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

    Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

    Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

    Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

    Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

    Распределение техники по возрастным группам.

    С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

    рисование пальчиками;

    оттиск печатками из картофеля;

    рисование ладошками.

    Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

    тычок жесткой полусухой кистью.

    печать поролоном;

    печать пробками;

    восковые мелки + акварель;

    свеча + акварель;

    отпечатки листьев;

    рисунки из ладошки;

    рисование ватными палочками;

    волшебные веревочки.

    А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

    рисование песком;

    рисование мыльными пузырями;

    рисование мятой бумагой;

    кляксография с трубочкой;

    монотипия пейзажная;

    печать по трафарету;

    монотипия предметная;

    кляксография обычная;

    пластилинография.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

    В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

    Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

    Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

    Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка.

    Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

    В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

    Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.

    Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

    Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

    Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

    Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

    Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

    Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

    Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

    В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

    Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

    Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

    Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

    Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

    I. Изучение методической литературы по теме:

    1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

    2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

    3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

    4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

    5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

    6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

    7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

    II. Изучение педагогического опыта.

    Внедрение в практику:

    1. Разработка перспективного план на сентябрь – декабрь по нетрадиционной техники рисования в старшей группе.

    2. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    3. Выставки детских рисунков для родителей.

    4. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию.

    5. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

    Представление опыта работы:

    1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

    2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

    3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в младшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

    Работу проводила поэтапно:

    - на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

    - на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

    Мною были использованы следующие средства:

    -Совместная деятельность воспитателя с детьми;

    -Самостоятельная деятельность детей;

    Применяла такие методы:

    -словесные,

    -наглядные,

    -практические,

    -игровые.

    Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

    Для родителей подготовила несколько консультаций.

    А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

    Перспектива:

    Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    План работы по самообразованию

    «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    ФИО: Чмиль Елена Владимировна

    Должность: воспитатель МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» г. Нижневартовск

    Квалификационная категория: -

    Стаж педагогической работы: 2 года

    Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

    Дата начало работы над темой: сентябрь 2016 год.

    Дата окончания работы:  май 2017 год.

    Актуальность

    Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства.

    Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

                      Поэтому необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику, продолжать пропагандировать природоохранную деятельность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям дошкольного возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

    Цель:  формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

    Задачи:

    • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
    • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, научить делать выводы и заключения
    • Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
    • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
    • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
    • Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к диким животным.
    • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
    • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
    • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.
    • Координировать усилия ДОУ и семьи в решении вопроса экологического воспитания дошкольников.

    План работы на год

                                    Форма работы

           Срок

    1. Подготовительный этап работы

    Составление плана работы

    Изучение методической литературы 

    Разработка перспективных планов работы по экологическому воспитанию

    Составление конспектов занятий по экологическому воспитанию

    Сентябрь – Октябрь

    2.

    Диагностический этап работы

    Изучение и проведение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа»

    Октябрь

    3.

    Практический этап

    Пополнение природного уголка и уголка экспериментирования материалами и оборудованием в группе детского сада

    Составление картотеки прогулок по временам года

    Подборка презентаций о животных

    Целевая прогулка по экологической тропе детского сада. Наблюдение за окружающим миром

    Папка-передвижка «Ребенок и природа»

    Составление гербария «Растения нашего города»

    Изготовление и выставка поделок из природного и бросового материала «Подарки осени». Выставка поделок.

    Беседы: «Человек и природа», «Обитатели скотного двора», «Кто где живет?», «Забавные истории о добрых животных», «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?», «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения» и т.д.

    Д/игры: «Узнай и назови дерево», «Что лишнее», «Живая и неживая природа» и т.п.

    Чтение детям потешек, пословиц, загадок об экологии, исполнение песен

    Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

    Опыты с детьми «Вода нужна всем»

    Акция «Открытие птичьих столовых», наблюдение, кормление птиц. Вывешивание кормушек на участке детского сада.

    Выставка рисунков «Правила поведения в дикой природе»

    Экологический проект «Вырастим огород на окне» Выращивание рассады, уход за растениями. Уход за цветами в зеленом уголке.

    Акция «Очистим мир вокруг себя». Уборка участка и прилегающей территории от мусора и прошлогодних листьев.

    Экскурсия по экологической тропе на территории детского сада. Выступление агитбригады «Росточек» - Сохраним деревья (лечение сломанных веток деревьев)

    Работа с семьёй

    Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

    Привлечение родителей к участию в акции «Очистим мир». Уборка территории детского сада от опавших листьев

    Выпуск родительской газеты

    Организация выставки «Животные леса» из природного материала.

    Привлечение родителей к участию в акции «Не рубите елочку, берегите елочку"

    Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых» Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц

    Привлечение для участия в акции «Вырастим огород на окне»

    Акция «Очистим мир вокруг себя». Работа по уборке и благоустройству территории детского сада

    Привлечение к акции «Украсим мир вокруг себя цветами»

    Октябрь

    -

    Май

    4.

    Аналитический этап

    Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающем миром»

    Участие во Всероссийских творческих конкурсах для педагогов

    Международный образовательный портал МААМ, сайт д/с «Медвежонок»

    Экскурсия по экологической тропе детского сада

    Апрель

    -

    Май

    Отчет по теме самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

     Я думаю, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой. Ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

    Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру. Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире.

    На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и др.) залог успешности и результативности моей работы. Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию начал экологической культуры. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру.

    Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды.

    • Природный уголок в группе;

    • учебно-наглядных пособий- альбомов «Времена года»«Божья коровка»«кто такие насекомые?»«все о птицах»«вода»«комнатные растения», «экологические сказки», «части растения»«правила поведения в лесу»«цветы»«экологические ситуации»«опыты с воздухом»«как растет цветок?».

    Еще я составила картотеку прогулок по временам года, картотеку подвижных игр и подобрала презентаций о животных.

    Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала следующие методы:

    • наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

    • словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);

    • практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);

    • собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);

    • игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);

    Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.

    При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний. «Что такое природа»«Мой родной край»«Живая и неживая природа»«Царица-водица»«С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы»«В гости к Лесовичку»«Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (конспекты занятий по экологии в средней группе).

    Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.

    В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

    Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

    Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

    Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.  

    Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков»«Наши помощники»«Узнай по запаху»«Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел?»). Это позволило детям прийти к выводам: «Каждое животное (растение) – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом».

    Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:

    «Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?»«Моя семья»«Тепло – холодно»«Помоги Хрюше» (уход за собственным телом, «Нужно ли человеку готовиться к зиме»«Кому нужна вода?»);

    «Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?»«Найди детеныша»«Чей след?»«Кто не спрячется в лесу?»«Где спряталась рыбка?»«Кто где живет?»«Угадай, чей хвост» и др.);

    «Растение – живое существо» («Где растет?»«Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже?», «Что сначала, что потом?»«Как дерево растет?» (знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.).

    На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. С родителями организовывалось консультирование, беседы, родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе». Проводились совместные экологические акции: «Лучшая поделка из природного материала»«кормушка для птиц»«дары осени», консультации для родителей по экологии.

    В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.

    Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.

    Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Радостные переживания поднимали жизненный тонус, поддерживали бодрое настроение детей. Дети, чувствуя уважение к себе, как равным, постепенно начинали раскрепощаться и творить, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.

    Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

    Результаты заключительного мониторинга показали, что сформирован высокий уровень  экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников.

    Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна.

    Список использованной литературы

    1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
    2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
    3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
    4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
    5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
    6. Программа воспитания и обучения в детском садуПод ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
    7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
    8. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
    9. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
    10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
    11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
    12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
    13. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
    14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
    15. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
    16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
    17. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.



    Предварительный просмотр:

                                                                                                                             Воспитатели:

                                                                                                Чмиль Елена Владимировна

                                                                                        Гаджалиева Эльвира Гамидовна

    проведено: 27.02.2017г.                         

                                              Семинар -  практикум для родителей

                                          «Чем играю наши дети»

    Цель: Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.

    Задачи:

    1. Помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек.

    2. Моделирование поведения родителей в типичных ситуациях, вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.

    3. Пробудить интерес родителей к созданию собственных игрушек для детей дошкольного возраста.

    План проведения:

    I. Предварительная работа:

    - оформить приглашения для родителей;

    - подготовить  памятки «Как приучить малыша к новой игрушке»,

    «Как привлечь ребёнка к уборке игрушек»;

    - подобрать игрушки, соответствующие разным категориям (способствующие развитию, ничего не дающие для развития, игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми);

    - видеоролик с участием детей группы «Игрушка моей мечты».

    II. Ход собрания:

    Вступительное слово воспитателя.

    Добрый вечер, Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча пройдет в неформальной обстановке, в форме Круглого стола и будет посвящена теме «Чем играют наши дети».

    Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки невиданные и незнакомые самим родителям.

    А начнём мы с упражнения: «Какие бывают игрушки?»

    1. Упражнение «Какие бывают игрушки?»

    Цель: создать творческую рабочую атмосферу в группе, активизация мыслительной деятельности.

    Содержание:

     По кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, отвечает на вопрос «Какие бывают игрушки?» одним или несколькими словами.                    

    2. Виды игрушек

    Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции?

    Как оценить их игровой и развивающийся потенциал?

    Как выбрать то, что нужно ребёнку? Мы надеемся, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.

     Вопрос к родителям.

    Давайте вспомним, чем вы руководствуетесь при выборе игрушки в магазине для своего малыша? (беседа с родителями).

               У всех разные критерии выбора игрушек, но есть некоторые принципы, которые мы посоветуем соблюдать всем.

    Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.

    Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка, только в том случае он сумеет в полной мере оценить все ее достоинства. Слишком простая игрушка вызывает скуку, ну а слишком сложная может вызвать у ребенка раздражение.

    Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте.

    Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий, не более 2–3 в одной игрушке.

    Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

    Но помимо озвученных критерий отбора существуют еще и масса вредных игрушек. Для начала попробуем определить, по каким критериям можно отличить полезные игрушки от вредных.

    Чем вредны

    Чем заменить

    Гигантские плюшевые игрушки

    монстрообразные зайцы и медведи, вдвое больше крохи, практически не годятся для ролевой игры, а значит, не выполняют основной предназначенной им функции. Зато они служат отличными пылесборниками в детской. Чистить их при этом крайне сложно. Кроме того, маленький ребенок может легко наглотаться длинного синтетического ворса. А пугливый, ранимый малыш может и по-настоящему испугаться «домашнего любимца».

    мягкие игрушки должны быть соразмерны росту самого малыша. Самый крупный плюшевый медведь должен быть не больше руки крохи, самый маленький – не меньше его ладошки. Выбирайте зверушек, изготовленных из натуральных, лучше – органических материалов приглушенных тонов, естественных расцветок.

    Интерактивные  куклы и мягкие игрушки

    говорящие и движущиеся собачки и кошечки, куклы, вступающие в диалог со своими хозяйками, разрушают иллюзорное пространство ролевой игры, превращая малыша из активного творца в пассивного наблюдателя. Зачем что-то создавать, выдумывать, разыгрывать ситуации, если кукла или зверушка все делает сама?

    куклы-перчатки для кукольного театра, попав на руку малыша или его мамы, оживают и начинают жить своей, особой жизнью. Игра с перчаточной куклой великолепно развивает фантазию и творческие способности крохи, а кроме того способствует формированию мелкой моторики, координации между движениями кисти и артикуляцией, что очень полезно для подготовки к чтению и письму.

    Современное электрифицированное оружие и военные игрушки

    футуристические бластеры, современные лазерные автоматы и т. д. не только создают у крохи вредный образ агрессора и завоевателя, но и перевозбуждают его нервную систему благодаря обилию световых и шумовых спецэффектов.

    желание стрелять и рубиться на мечах заложена у маленького мужчины в подсознании. Не дадите пистолета – будет «стрелять» из палки. Отберете палку – станет целиться пальчиком. Меч и аксессуары для рыцарского поединка, элегантная винтовка в стиле пионеров Дикого Запада помогут сформировать образ благородного воина, защитника слабых и обиженных.

    Электронные интерактивные панели со звуковыми и световыми эффектами

    удачно выполнив ту или иную операцию (нажав на кнопочку, повернув рычажок и т. д.) малыш получает поощрение в виде светового или звукового сигнала, который доставляет ему удовольствие. То есть познавательная, исследовательская деятельность подменяется своего рода условным рефлексом: правильно нажал на кнопочку — послушай песенку. К тому же избыток цветовых и звуковых стимуляторов может привести к перевозбуждению, нарушению внимания и регуляции. Помимо этого, привыкнув с младенчества манипулировать забавными кнопочками, кроха может отказаться играть в развивающие и ролевые игры, требующие более серьезных интеллектуальных и моторных усилий.

    Куклы типа Барби и Братц

    куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двух-трех лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

    практически все авторитетные производители выпускают многофункциональные игровые панели или столики, развивающие мелкую моторику, логическое мышление, поисковую активность. На такой панели обычно расположены двух- и трехмерные лабиринты, пирамидки, сортеры, вращающиеся шестеренки, барабаны и т. д.

    Отличный вариант — игровой столик, на котором расположена масса развивающих игр. Он прослужит малышу не один год.

    качественная кукла-малыш с приданым, кукла-девочка с комплектом одежды и аксессуарами для ролевой игры помогут малышке попробовать себя в роли заботливой мамы, ласковой дочки, веселой подружки, словом, выстроить те социальные модели, которые и должны быть выстроены в этом возрасте.

    НАШ СОВЕТ

    В вашей семье есть колекция раритетных фарфоровых кукол? Спрячьте ее подальше. Красивая дорогая игрушка, за игру с которой малыша ругают и наказывают, очень быстро превратится в источник раздражения и злости у ребенка.

     

    Роботы-трансформеры

    нарочито отталкивающий, агрессивный вид этих игрушек деформирует картину мира маленького ребенка. Они могут спровоцировать самые разнообразные неврозы, стать причиной навязчивых фобий. Кроме того, однообразные манипуляции (чаще всего превращение робота в звездолет и обратно) подменяют игровую деятельность, что, естественно, тормозит интеллектуальное и творческое развитие малыша.

    если сынишка интересуется космическими приключениями, приобретите ему тематический конструктор с аксессуарами для ролевой игры, который будет развивать фантазию, аналитические способности и мелкую моторику маленького искателя приключений.

    У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает  и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда то уйдут.

    3. Видеоролик «Игры детей»

    Вопрос к родителям.

    Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (Мнение родителей)

    Воспитатель:

    Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

    4. Дискуссия на данную тему.

    Вы, вооружённые знаниями о пользе и вреде игрушек, отправляетесь в магазин. Как вы думаете, стоит ли брать с собой ребёнка?

    Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

    5. Упражнение «Магазин игрушек»

    Цель: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.

    Содержание:

     На столе разложены игрушки, игровые предметы. Нескольким  родителям предлагается выбрать любую игрушку для своего ребёнка и объяснить свой выбор. Воспитатель помогает проанализировать выбор родителя.

    Таким образом, от того, насколько успешен будет Ваш выбор, зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать!

    Как утверждают психологи, большое количество игрушек не научит ребенка играть. Важно не количество, а качество.

    6. Игра-задание

    Цель: Пробудить интерес родителей к созданию собственных игрушек для детей дошкольного возраста.

    Содержание:

    Наверное, куклы в нашем детстве были "более правильными". Они "ничего не умели". Это мы их с помощью собственной фантазии наделяли необходимыми возможностями. Наши куклы умели все, как и соломенные куклы предков. Другими словами, простая игрушка побуждает ребенка включать воображение. Для чего детям игра? Даже у наших прадедушек и прабабушек были  примитивные игрушки: соломенные куклы, деревянные мишки. В те времена кукла была не просто развлечением. Ей приписывались некие магические свойства, считалось, что в ней живет душа.
    Со временем игрушки и отношение к ним эволюционировали. Многие современные дети продолжают любить кукол и плюшевых мишек. Но гораздо интереснее для них игрушки, которые производят действия, либо те, с которыми можно совершать какие-то действия.

    А для того, чтобы узнать, как играли наши предки самодельными игрушками и какие они к ним испытывали эмоции, мы предлагаем вам необычное задание на дом: сделать вместе со своим ребенком куклу- мотанку из лоскутов ткани.

    У каждого на столе лежат схема создания куклы и лоскуты ткани. Возьмите их домой, создайте по схеме куклу и подарите ее ребенку. Обязательно обыграйте появление куклы в жизни малыша.

    А на следующей        нашей встрече расскажете свои впечатления от момента создания куклы до игр с ней вашего малыша.

    Подведение итогов семинара – практикума.

    Игрушка, как мы смогли убедиться, серьёзно влияет на детскую психику и на развитие малыша в целом. Выбирая детям разные игрушки - очень полезные и порой совсем не полезные, но очень долгожданные - важно помнить лишь одно. Ребенка необходимо постепенно приучать к тому, что кроме игры есть обязанности. И, чем старше становится малыш, тем "взрослее" и дозированнее должны быть игры. Учите ребенка ставить перед собой задачи и их выполнять. Поощряйте достижение целей и результаты.

    И выбирайте побольше игрушек, которые не просто развлекают, но учат.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    5 САМЫХ НАДЕЖНЫХ СПОСОБОВ ПОБЕДИТЬ ДЕТСКИЕ СЛЕЗЫ

    Почти все дети на свете — ужасные ревы. И не надо нам рассказывать, что ваш малыш плачет в исключительно редких случаях, — это просто негуманно по отношению к большинству родителей, которые годами продумывают стратегии успокоения рыдающих наследников. Если вы мама, папа или бабушка плакуна, значит, эта инструкция написана именно для вас. И да помогут вам ЭТИ СОВЕТЫ!

    ПЕРВЫЙ и самый действенный способ успокоения солирующих детей прост, как все гениальное. Их не нужно успокаивать.

    Понятно, что материнское сердце щемит, материнские руки трясутся, а материнские уши болят от децибелов. Страдайте. Но молча. Лишенное вашего внимания дитя через какое-то время сообразит, что это самое внимание можно заполучить другим способом (вырезанием кремлевских пейзажей с папиного аванса, например) и наверняка успокоится. Собственно, основная задача мамы в данном случае — продержаться какое-то время, не сорвавшись в картинные утешения вида «ой, бедный мой, сейчас мамочка пожалеет». Не переживайте, «ваш бедный» не проглотит язык, не «зайдется», да и психике страдальца ровным счетом ничего не грозит. Продолжительный рев — не более чем попытка манипулирования родителями: чадо плачет для вас, в надежде получить желаемое. «Не хочу мыть руки», «хочу, чтобы купили коня и грузовик», «ни за что не буду есть овсянку» — совершенно не важно, против чего идет протест.
    Детка должен понять: требовать нужно по-другому, потому что плач ни за что не принесет положительного результата.
    Разумеется, способ «невмешательства» (как и все остальные приведенные здесь варианты) ни в коем случае не должен распространяться на ситуации, когда ребенку больно, страшно или грустно.

    Физические меры по борьбе с плакунами занимают в инструкции почетное ВТОРОЕ место. Нет, драть наследников НИКТО не предлагает.  Ставить на горох или швырять в окно — тоже. Будем умывать. Водой. Холодной.
    Физиономию, шею и уши (уши особенно!). И внутрь тоже воды. Кипяченой. С вареньем.
    Ну разве можно рыдать, когда у тебя вымыты уши, а внутри плещется варенье?

    Еще одна хорошая физическая мера воздействия — изоляция плаксы по месту жительства. Так, если чадо удумало рыдать в гостиной, под сочувствующими взглядами папы, бабушки и прочих родственников, будет разумным отнести артиста в детскую, тем самым лишив его благодарной аудитории. Это беспощадное надругательство над юным организмом обязательно должно сопровождаться утешительной речью вида «немножко посиди у себя, а когда успокоишься, снова приходи к нам».

    ПОМНИТЕ: закрывать дверь детской комнаты нельзя! В противном случае малыш может почувствовать себя наказанным, а наказывать за слезы недопустимо.

    На ТРЕТЬЕМ месте — юмор, ведь с точки зрения статистики дети веселых родителей менее всего склонны к драме. Все что вам нужно — это придумать какой-нибудь смешной ритуал по изгнанию капризы. Подсказываем: капризу можно затягивать в пылесос (ну-ка, давай-ка мы твое плохое настроение пропылесосим), выбивать хлопушкой для ковров (папы! без энтузиазма!), смахивать щеточкой для пыли, защекатывать и даже смывать душем. Единственное условие — действовать нужно стремительно, потому что если детская истерика уже успела дойти до высшей точки, тыкать в ребенка пылесосом не только неэффективно, но и абсолютно негуманно (если не верите, можете опробовать на себе).

    «Отвлечь» — самый старый, самый надежный, но заодно и самый труднореализуемый способ борьбы с плаксами. Традиционное «ой, смотри, птичка полетела!» сработает только в том случае, если детке действительно будет на что посмотреть. «Отсутствие птички» необычайно разочаровывает, и единственное, что действительно летит в этом случае, — это родительский авторитет. Поэтому быстро включаем голову и начинаем фантазировать. Вариантов множество — от «только что на кухне был слон и сказал, что под твоим стулом лежат две конфеты» (само-собой, конфеты нужно положить под стул заранее) до «ой, кажется, от слез у тебя начал расти хвостик» (как правило, малыши немедленно бегут к зеркалу, чтобы разглядеть рудимент на собственной попе, крутятся там какое-то время и в процессе успокаиваются).

    Ну уж ладно, МАМЫ, так и быть, жалейте, не стесняясь! Что там у вас случилось? Мальчик плачет, потому что его заставляют мыть руки? «Ах, бедный ты наш горемычный человечище! На кого ты нас покидаешь и идешь в эту страшную ванную комнату? О, согбенное дитя, как несправедлив этот мир, в котором придумали мыло и полотенце! Как предательски жалки крохотные твои ладони под мощными струями городского водопровода!»
    Мамы, сочувствуйте увлеченно! Закатывайте глаза, заламывайте руки и смело рвите домашний халат на груди. Шестидесятисекундной мизансцены «мать сошла с ума» вполне хватит, для того чтобы слезы у чада высохли и он уставился на вас в молчаливом изумлении. Еще каких-то 10 секунд — и детка начнет улыбаться и хохотать, а ведь именно этого мы и добивались. Успехов!

    Мамы и папы!
    В случае, если ни один из предложенных нами способов не подействовал на рыдающего ребенка, рекомендую Вам проконсультироваться с фармацевтом из ближайшей аптеки на предмет успокоительных средств ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!
    Вас спасет валерьянка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетр...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

    Данная статья посвящена способам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования.  Показана важность развития навыков мелкой моторики, начиная...

    План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

    Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)1.Актуальность. «Истоки способностей и дарования...

    План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику художественно-эстетического воспитания"

    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позоляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиионное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает ...