Педсовет для педагогов ДОУ :"Культура речи педагога"
методическая разработка

Касирова Лариса Олеговна

Педсовет на тему "Культура речи педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_na_temu_kultura_rechi_pedagoga.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет на тему :»Культура речи педагога»

Составила: воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад «Василек»  Касирова Л.О.

Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.

Задачи:

  • Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога
  • Совершенствование качества языкового оформления речи
  • Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Введение.

  1. Понятие «Культура речи»
  2. Компоненты речи
  3. Деловая игра «Вспомним всё»

             Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

            Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет целом, так и психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

    Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми. Вы согласитесь со мной о том, что мы все, без исключения, делаем ошибки? А дети – это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

     Давайте вспомним что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (ответы педагогов).

   Из ваших ответов следует, что культура речи – прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения( коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний. Кроме того, культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

   Культурная речь является обязательным компонентом для педагога. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

    Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.  Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).

    Речь  педагога, который находится постоянно в поле зрения  детей, в общении с ними, является для них основным  образцом родного языка, культурой речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания,  с правильным и точным использованием словесного обозначения.

       Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах. Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче и насыщенней ее речь, тем больше слов могут усвоить дети.

   Из всего выше сказанного, среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  1. Правильность -  соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы, а также нормы образования и изменения слов.
  2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
  4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.  Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  6. Богатство – умение использовать все языковые единицы  с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать , что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения.

    К вышеперечисленным требованиям использование педагогам невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

     Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

     Дети – это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!

      Свое выступление хочу закончить высказыванием Сервантеса: «Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были понятны, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь, также о том, чтобы слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу».

          А сейчас я приглашаю вас на деловую игру «Вспомним всё».

(педагоги делятся на две команды, придумывают названия командам и девиз по теме педсовета).

I. Разминка:

  1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
  2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
  3. Каковы задачи словарной работы?
  4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольника?
  5. Что такое диалог? Какие умения развиваются в диалоге?
  6. Что такое монолог? С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологическому разговору?
  7. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
  8. Какие разделы по развитию речи вы знаете?
  9. Рассказ-описание – это…..
  10. Рассказ-повествование – это….
  11. Назовите структуру повествования
  12. Ведущий прием для активизации речи и мышления.

II. «Звуки речи, какие они?» (фонетический разбор слов)

1 команде слово : Р-Е-Б-Е-Н-О-К

2 команде слово : П-Е-Д-А-Г-О-Г

III. Работа над звуком

1 команде – раскрыть этапы работы звуковой культуры речи детей.

2 команде – раскрыть методы и приемы формирования звуковой культуры речи.

 IV. Cкороговорки

Одним из лучших средств отработки четкой, внятной речи являются скороговорки. Систематическое проговаривание скороговорок делают произношение более красивым и четким. Каждая команда быстро четко должна проговорить скороговорку.

  • Марина перебирала малину для малинового варенья.
  • Цапля по капле клевала клювом клюквенный кисель.

V. Кроссворд (учитывается скорость и правильность ответов)

По горизонтали:

  1. Работа органов речи – губ, языка и т.п, необходимая для образования звуков.
  2. Единица речи, представляющая звуковое выражение отдельного предмета мысли .
  3. Способность выражать мысль словами, умение говорить. Одним из признаков, отличающих человека от животных.

По вертикали:

  1. Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией.
  2. Манера говорить, произносить слова
  3. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки
  4. Звуковая речь, произносимые кем-либо слова.

VI. Звуковая игротека.

  Каждой команде придумать и провести игру по звуковой культуре речи.

Подведение итога игры. Награждение.