Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
материал

Скрипачева Елена Николаевна

Образовательная практика по основным направлениям ФГОС ДО "Организация экспериментальной деятельности дошкольников" раскрывает оптимальные условия для экспериментальной деятельности детей в детском саду и дома, что позволяет докольникам самостоятельно удовлетворять потребность познания путем исследования окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_praktiki_ilichyovskoe_mbdou.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

УО администрации Шушенского района

Ильичёвское МБДОУ детский сад № 2 «Журавушка»

Старший воспитатель Скрипачева Е.Н.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, формирующие у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; предлагать оригинальные варианты решений. А всему этому способствуют проблемно-поисковые технологии (проблемное обучение,  исследовательская (поисковая) деятельность).  В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности исследователи выделяют  детское экспериментирование.

Цель детского экспериментирования: активное использование детьми результатов исследования в самостоятельной практической деятельности.

Исходя из целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО педагогами была выдвинута идея: если создать оптимальные условия для экспериментальной деятельности детей в детском саду и дома, то это позволит дошкольникам самостоятельно удовлетворять потребность познания путём  исследования окружающего мира.

В 2015 г. педагоги детского сада стали активно внедрять  метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в образовательный процесс.  На момент введения ФГОС ДО в детском саду уже было создано информационное, методическое, материально-техническое обеспечение по проблеме «Детское экспериментирование».

Сбор информации об условиях и результатах развития овладения детьми экспериментальной деятельностью включил в себя: микроисследование, анкетирование педагогов, диагностику детей.

Работа методической службы ДОУ по развитию экспериментальной деятельности велась через:

- систематическую организацию выставок и обзоров методической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей путём экспериментирования;

- постоянно действующий семинар по теме: «Влияние экспериментальной деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников»;

- педсоветы по определению новых подходов к решению проблемы, выявления положительного опыта работы;

- семинары-практикумы: «Повышение результативности педагогического труда по развитию экспериментальной деятельности дошкольников».

Только при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи возможно материально-техническое обеспечение экспериментальной деятельности дошкольников.

В каждой возрастной группе прошёл смотр-конкурс Уголков экспериментирования, с привлечением  родителей.

Следующий шаг по организации экспериментальной деятельности дошкольников - это взаимодействие с родителями. Цель этого взаимодействия: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности; организация сотрудничества с родителями.

В индивидуальных беседах, консультациях, семинарах-практикумах, на собраниях  мы убедили родителей о необходимости поддерживать и развивать у детей интерес к исследованиям, открытиям, в ходе которых дети   приобретают знания самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Вся работа по организации экспериментальной деятельности дошкольников, о которой я пошагово рассказала, велась в течение двух лет с 2015 г. по 2017 г. Что же нового мы внесли в организацию экспериментальной деятельности в соответствии с введением ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда предполагает разнообразие материалов, оборудования и инвентаря для исследовательской активности всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).

Эти требования побудили нас в освободившемся помещении детского сада разместить мини- лабораторию «Маленький исследователь», которая организованна в виде хорошо разграниченных центров: центр для проведения опытов, центр «песок – вода», центр «Космос»

Мини-лаборатория оснащена большим количеством природного, утилизированного, технического, медицинского  материалов, необходимых для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Работа  в лаборатории начинается с выбора экспериментальной деятельности детьми посредством экрана выбора. Экран выбора деятельности в центрах активности располагается в  старшей группе.

         Самостоятельная деятельность детей  в мини-лаборатории планируется в вечернее время. Роль воспитателя состоит в недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы  в исследовательской деятельности. Воспитателями разрабатывается перспективный план по экспериментальной деятельности на весь учебный год, который перекликается с  тематическим планом образовательной работы. В соответствии с темой недели воспитатели  меняют оборудование, материал в лаборатории. В рамках темы недели ребёнок делает выбор, с каким объектом,  предметом он будет проводить эксперимент.

Далее ребёнок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность:

-  выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагает возможные решения;

- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами проверки.

Незапланированному экспериментированию может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы.

На основе диагностики определяется уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования. На слайде вы видите показатели высокого уровня.

Наблюдается положительная динамика овладения детьми экспериментальной деятельностью в старшей группе.  Высокий уровень  на апрель месяц 2017 г. составил 25 %, что на 12 % выше, по сравнению с декабрём месяцем 2016 г.

При беседах с детьми и наблюдением за выбором деятельности выявляется степень популярности и использования мини-лаборатории. Экспериментальную деятельность выбирает 47 % детей.

Реализация поставленных задач в популяризации детского экспериментирования в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в проведении с детьми экспериментов в домашних условиях.

 Алгоритм своих действий дети отображают в пиктограммах. Опираясь на эти записи, дети выступают со своими исследованиями перед детьми других групп, на открытых занятиях для родителей,   педагогов района.

Результат проводимой работы по организации экспериментальной деятельности дошкольников:

 1. У 47 % детей старшей группы сформировался устойчивый интерес к экспериментальной деятельности.

2. У 85 % детей сформировано умение работать по готовому алгоритму, 60 %  детей самостоятельно предлагают решения и алгоритм действий по проведению опытов.

3 75 %  родителей активные участники процесса.

С целью распространения опыта работы педагогического коллектива по развитию экспериментальной деятельности дошкольников и применения опыта в других дошкольных учреждениях Шушенского района, на базе нашего детского сада работает образовательный модуль «Развитие исследовательских навыков в ДОУ»

Алгоритм организации экспериментальной деятельности  был представлен на образовательном модуле для педагогов района.

Разрабатывая алгоритм действий по организации экспериментальной деятельности дошкольников  мы опирались на практические материалы, основанные на опыте работы авторов под. ред. Людмилы Николаевны Прохоровой, кандидата педагогических наук.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Ральф У. Эмерсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."

Экспериментирование - дея­тельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину ми­ра, основанную на собственных наблюде­ниях, ответах, установлении взаимозави­симостей, зак...

Организация экспериментальной деятельности дошкольника

В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной ...

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Из опыта работы.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников...

Консультация «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерност...

Работа педагога по организации экспериментальной деятельности дошкольников

Использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюд...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...