Родительское собрание "Что такое готовность к школе?"
материал (подготовительная группа)

Мелешева Галина Юрьевна

Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно.

Именно от комплексной работы, воспитателей, логопеда, психолога и конечно же вас родители, будет зависеть успешный старт деток в школе.

Различают различные виды готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_k_shkolnomu_obucheniyu_rs.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

«Что такое готовность к школе?»

Здравствуйте уважаемые родители.

Каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно.

Именно от комплексной работы, воспитателей, логопеда, психолога и конечно же вас родители, будет зависеть успешный старт деток в школе.

Различают различные виды готовности к школе.

Педагогическая готовность, к первому классу детки

должны иметь багаж знаний.

Знания, необходимые первокласснику:
1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).
Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.
2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести. 
4. Знать буквы алфавита.
Запомнить их лучше всего с помощью ассоциаций: А - аист, апельсин, Б – барабан, бегемот и т.д. 
5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки. 
Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.
6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
7. Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз).
В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д. 
8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).
Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.
9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее. 
Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

 

Физическая готовность.

- Физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях. Если  ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

- Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом (а не фломастером), кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пуговицы, крупа, спички, мозаика), различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между координацией движений и речью.

Важно, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения рук и глаз.

Психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов.

 Мотивационная готовность – у ребенка должно быть сформировано желание учиться, сформирована адекватная самооценка (понимать свои удачи и промахи).

Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе?

Еще хуже если ребенок не хочет идти в школу. "Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут", "Хочу, но боюсь", "Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда". Нередко к этому приводит запугивание школой.

Интеллектуальная готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных  знаний, в развитии памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения, хорошая развернутая речь.

- Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий  уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Не торопитесь давать малышу исчерпывающее объяснение по заинтересовавшему его вопросу. Предоставьте дошкольнику возможность самому поразмыслить и сделать "удивительное открытие". Ваша задача не давать готовые ответы, а обращать внимание ребенка на то важное и существенное в наблюдаемом предмете или явлении, что приведет его к верному решению.

Но есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать  любознательность. Следует всячески побуждать ребенка задавать вопросы, стараться пробудить в нем познавательные интересы, "дух исследователя", сталкивая его со всевозможными "противоречиями" в окружающем мире. Так, любой малыш уверен, что теплая шуба сама согревает его зимой. Попробуйте завернуть в эту шубу кусочек льда. Вот увидите, даже у самого "нелюбопытного" ребенка тут же  возникнут вопросы, как только он увидит, что лед в шубе не растаял!

Для развития любознательности можно использовать игры «Бывает-не бывает», «Каждой вещи свое место» и др., экспериментирование, наблюдение, коллекционирование.

Эмоционально-волевая готовность.

Волевая готовность – умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

- Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого (дежурство по столовой, помощь маме)?

- Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату?

- Заплачет при ушибе, не сумев преодолеть боль?

Ребенок вместо "хочу это" должен заставить себя делать то, что "надо", причем в течение установленного учителем времени. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

Коммуникативная готовность.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими, был доброжелателен с другими детьми, взрослыми, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого.

   Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Необходимо сформировать умение слышать и слушать своего товарища, говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль.

        Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

        Не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т.д. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: "сходи, пожалуйста, в магазин", "будь добр, принеси  почту", "позвони бабаушке" и т.д. Главная задача - учить ребенка общению.

 

6. Упражнение "Мы ожидаем"

Каждая группа родителей получает карточки, на которых написаны фразы, которые очень часто используются родителями:

Ты, наверное, будешь двоечником!

Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником!

Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?

Попробуй еще раз сделать ошибки в работе!

Предлагается предположить, каким может быть эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?

Чаще негативное отношение  к школе формируется, если:

Ребенка в дошкольном детстве не приучили ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась установка на "отказ от усилий". Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, у него возникает активное противодействие обучению.

Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень небезопасно и плохо, особенно для боязливых, неуверенных в себе детей ("Ты ж двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?", "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!").

Ребенку, наоборот, представляли школьную жизнь (и будущие его успехи) в слишком оптимистичных тонах. Встреча с реальностью в этих случаях может  вызвать такое сильное разочарование, что у ребенка возникнет резко негативное отношение к школе.

Литература:

Волков В.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: Задачи, упражнения, диагностика. - М., 1994.

Ильина М.Н., Парамонова Л.Г.,  Головнева Н.Я. Тесты для детей. - СПб.: Дельта, 1997.

Журнал "Психолог в детском саду" № 2, 2005

Журнал "Ребенок в детском саду" № 4, 2009

Журнал "Сам себе психолог" № 5, 2010