Роль русского народного творчества в развитии детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Аджиашвили Яна Ильинична

В статье рассматриваются ключевые аспекты ознакомления детей раннего возраста с русским народным творчеством : устным, музыкальным, декоративно - прикладным. Подчеркивается основополагающая  роль русского народного творчества в формировании мировоззрения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Роль русского народного творчества в развитии детей раннего возраста»

Автор : Аджиашвили Я.И. , воспитатель

ГБДОУ детский сад №40

Колпинского района Санкт-Петербурга

Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о родине, но известно , что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка  Родина –это мама, близкие родные люди , окружающие его. Это дом, где он  живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства , зависит его формирование и отношение к окружающему миру.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, педагоги дошкольного  образования в своей работе используют  русские народные сказки, потешки , считалочки, хороводы, яркие народные игрушки ,красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа ,его нравы  и обычаи, его черты характера.

Работая по программе образования, мы в повседневной жизни уделяем большое внимание русским народным сказкам и потешкам, которые оказывают большое влияние на формирование нравственных качеств детей.

Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с  русским народным творчеством : слушали читаемую матерью сказку, колыбельную, напеваемую бабушкой ; пытались собрать и разобрать  матрешку; держали в ручках и разглядывали деревянные ложки с узором. Эти первые впечатления педагоги дошкольного  образования стараются закрепить и расширить с первого дня пребывания в детском саду, давая понятия о близких им русских народных сказках, образах, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором ,оптимизмом  и неиссякаемой энергией русского народа. С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в ясельной группе. Они их слышат и на музыкальном занятии ,и в повседневной жизни в саду.

Русские народные сказки – плод долгого и кропотливого накопления русскими людьми знаний об окружающей природе. Это – народное творчество (легенды, песни, басни), из века в век бережно сообщаемое одним поколением другому (большая часть русского народа была неграмотна, читать и писать не умела). Сказки русского народа населены чудовищами, которые (люди верили в это) обитают вокруг них: в лесах, в болотах. Чтобы одолеть силу злую и кажущуюся нешуточно опасной, нужно было иметь поддержку рода, родной земли. Ребенку ещё едва исполнился год, а он уже с удовольствием может слушать свои первые сказки или короткие рассказы. Знакомство малышей с прозой начинают с «золотой четверки» сказок – Курочка Ряба, Теремок, Колобок и Репка. Короткие, с необходимыми для развития речи повторами, они лучше всего слушаются малышами. 

Сказки - это интересные и поучительные истории, которые учат и воспитывают детей.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.

Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста

Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста...

Влияние устного народного творчества на развитие детей раннего возраста.

Данная статья разработана для педагогов и родителей....

"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...

Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...

роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста

Читаем детям раннего возраста дома и в детском саду.Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший ист...