"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"
консультация

Каржевич Наталья Валерьевна

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для родителей, но будет интересен и педагогам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновоборская средняя общеобразовательная школа Зейского района

Консультация для родителей

Роль устного народного творчества

в развитии детей дошкольного возраста

составила воспитатель

Каржевич Н.В.

с. Сосновый Бор

2019

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности- представления о добре, красоте, правде, верности.

Пестушки, песенки.

Пестушки – от слова «пестовать»- в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Проснувшегося малыша мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривая:

Потягунушки,

Порасту ушки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки –ходунюшки,

А в ручки- хватанюшки,

А в роток- говорок,

А в головку – разумок.

Когда ребенок подрастал с ним играли в игры, развивающие его речь.

-Ладушки-ладушки,

Где были?

- У Аннушки.

- Что ели?

-Оладушки.

-Где оладушки?

-Съели …

Нет оладушек!

Причесывая девочку приговаривали.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плете, плету,

              Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

* * *

Расти коса до пояса.

Не вырони не волоса.

Расти косонька до пят.

Все волосёнки в ряд

Расти коса не путайся.

Маму дочка слушайся.

Народные игры.

Народная игра- это деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. В любой игре есть свои правила, поэтому она приучает подчинять свои действия и мыли определенной задаче, воспитывает целеустремленность.

 «Как у бабушки Ларисы»

Все дети идут по кругу в центре круга ребенок- водящий. Дети идет со словами:

          Как у Бабушки Ларисы

        Было семеро детей.

        Они не пили, не ели,

        Все на бабушку глядели,

        Разом делали вот так…

Игрок. Стоявший в центре круга, изображает фигуру играющие повторяют за ним.

Русские народные игры, используемые в детском саду, служат важным источником информации об окружающем мире. Нужны ли современному ребенку такие игры? Со всей очевидностью можно ответить –нужны. Универсальные функции традиционных игр сохраняют свое значение и для современных детей. Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа.

Выбирая ведущего в игре, дети используют считалки постоянное использование считалок развивает память и речь детей.

          Аты- баты-шли солдаты,

             Аты – баты -на базар.

Аты- баты- что купили,

Аты- баты- самовар.

Аты- баты-сколько стоит?

Аты- баты-три рубля.

Аты- баты- кто выходит?

Аты- баты- это я.

* * *

Шла кукушка  мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить .

Выходи тебе водить .

Пальчиковые игры

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  

«Замок»

На двери висит замок                дети скрепляют

Кто его открыть                          кисти рук-палец

Бы смог                                        через палец.

Потянули-потянули                    тянут руки в

                                                        разные стороны не разжимая пальцы.

Покрутили – покрутили                крутят вверх и вниз не разжимая пальцев. 

Постучали – постучали                стучат основаниями ладоней друг о друга.

Оп, замочек и открылся!               Разъединяют ладони и разводят

                                                          руки в разные стороны.

Песенки – заклички

В старину люди пели песенки – заклички. Это – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Жаворонки, прилетите,

весну красну принесите.

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне.

На овсяном снопе.  

Прошло не одно столетие, как появились песенки- потешки, пестушки, считалки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как  и во все времена проявляют интерес ко всем видам

 русского песенного фольклора, играют в народные игры.

Используемая литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством./Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина СПб: «Детство- пресс», 2001.-400с.
  2. Качанова И.А. Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду.- М.:ТЦ Сфера, 2011.-112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...

План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...

Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...

роль устного народного творчества в развитии детей раннего возраста

Читаем детям раннего возраста дома и в детском саду.Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, важнейший ист...

План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»...

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходи...

Статья "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольного возраста"

РОДНЫЕ ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ: БИЛИНГВАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ   Материалы межрегионал...