Статья "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольного возраста"
статья

Цырендашиева Арюна Шираповна
РОДНЫЕ ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ: БИЛИНГВАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 
 
 
Материалы межрегионального научно-практического симпозиума 
 
26 февраля 2021 г. 
 
Чита 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_unt.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 4. РОДНОЙ ЯЗЫК – ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольного возраста

 

Цырендашиева А.Ш., педагог ДО МБДОУ «Детский сад «Номин» с. Амитхаша, Агинский район, Забайкальский край

 

Аннотация. В статье раскрыты основные направления, формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи посредством произведений устного народного творчества. Ключевые слова:этнопедагогическая среда, бурятский фольклор, устное народное творчество. Annotation. The article reveals the main directions, forms and methods of working with preschool children on the development of speech through works of oral folk art. Key words: ethnopedagogical environment, Buryat folklore, oral folk art.

 

На современном этапе развития нашего быстро меняющегося общества основной стратегической задачей образования становится воспитание и обучение функционально грамотной творческой личности. В реализации идей формирования личности особая роль принадлежит родному языку как фактору сохранения и развития народа, национального языка и национальной культуры. Острейшей проблемой является то, что многие дети в настоящее время не знают своего национального языка, или не пользуются им. А это может привести к потере языка, исчезновению этноса. Особенно остро эта проблема ощущается в поселках, городах. Дети не дедушками – все это разрушает связь поколений. Каждый человек должен владеть своим родным языком, возрождать свои обычаи и традиции. Поэтому изучение родного языка в раннем возрасте имеет очень большое значение. Начиная еще с детского сада, мы должны детей приучить любить и уважать свой родной язык. Именно в дошкольном возрасте нужно начинать заниматься с детьми, у них значительно быстрее развивается память и мышление. Развитие родного языка, приобщение к народным традициям идет через разные виды народного творчества: устное народное творчество; музыкально-песенное; хореографическо-театральное; изобразительно-прикладное. Развитие бурятской речи также идет через познавательные беседы, игровую деятельность, развлечения, народные праздники. В нашем саду создана этнопедагогическая среда - музей – юрта, в которой представлены (сундук, ковры, кровать, утварь и т.д.). Совместно с родителями и воспитателями разработаны дидактические материалы по

178  

темам: «Табанхушуу мал», «Таабаринууд», «Оньhон угэнууд», «Онтохонууд». Для достижения поставленной цели по развитию родной речи мною были выбраны следующие направления работы. 1. Использование бурятского фольклора (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки): Ознакомление детей с народной сказкой. Сказка служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему миру. Народные сказки, раскрывая внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, переживать радости героев. Все это оказывает благоприятное влияние на формирование дружеских межличностных отношений в детском саду. Ознакомление с бурятскими народными пословицами. В условиях двуязычного детского сада при ознакомлении детей с пословицами используется прием аналогии. Детям читают пословицу на бурятском языке, а они должны подобрать аналогичную пословицу на русском и наоборот. Постепенно задания должны усложнять, Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предлагают детям подобрать пословицы по смыслу: о честности, тхрабрости, о матери и т.д. Использование в работе данных методов и приемов постепенно ведет к тому, что дети сами начинают использовать выражения народной мудрости в нужной ситуации. Ознакомление с бурятскими загадками. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».  2. Народные праздники развлечения, традиции. Большое значение при обучении речевому общению отводятся развлечениям, досугам, конкурсам, театральным постановкам, праздникам для детей. Для закрепления пройденного материала используются знакомые детям бурятские и русские поговорки, потешки, сказки, загадки, стихи. 3. Организация бурятских народных подвижных игр. Испокон веков в них ярко отражался образ отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Используя различные жанры устного народного творчества в доступной форме, мы знакомим детей с окружающей средой, вводим их во взрослую жизнь, развиваем детское вещание, обогащаем словарь образными

179  

выражениями и поэтическими строками, способствуем выработке дикции и интонационной выразительности, положительно влияем на эмоциональное состояние и настроение детей. Использование устного народного творчества является важнейшим средством народной педагогики и оказывает первоочередное влияние на развитие речи дошкольников.  

 

Литература: 1. Могоева, Д.Д. Буряадхэлэн. Ородхэлэтэйхуугэдэйсэсэрлигтэхэрэглэхэ программа / Д.Д. Могоева. -Улан Удэ: Изд-во «Бэлиг», 1999. – 40с. 2. Улзытуева, А.И. Методика обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия : учебно-методическое пособие / А.И. Улзытуева ; Забайкал. Гос. Гум.–пед. Ун-т. – Чита, 2007. – 155с. 3. Тумунов, Ж.Т. Этнопедагогика Агинских бурят / Ж.Т. Тумунов. - Чита, 1998. – 162с. 4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Ж.Т. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 176с. 5. Бажеева, Т.П. Социальный и языковой аспекты формирования раннего (детского) бурятско-русского и русско-бурятского двуязычия / Т.П. Бажеева. –Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...

"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...

Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...

План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога на 2020-2021 уч. год. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»...

"Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Применение устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

Применение  устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста...