Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, познавательной. Фольклор позволяет разнообразить процесс воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель Смирнова Марина Николаевна

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного                               возраста

        С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, познавательной. Фольклор позволяет разнообразить процесс воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

   Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен воспитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм представляют перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Русская народная игра – это наша историческая память. «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - к этой оценке А.В. Луначарского  трудно что-либо добавить.  В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранил неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.

 В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными участниками.

Дети любят играть, т.к. в игре, прежде всего, каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Для воспитателя важен девиз: «Ни дня без игры». Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизированно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

Выразительные движения (на материале детского фольклора): например, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играет на разных музыкальных инструментах (балалайка, дудочка, гармошка) и т.д. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Чем более детальную и разнообразную информацию ребенок может получить об объектах окружающего мира, его свойствах и отношениях, тем более высокий уровень развития имеют его познавательные структуры.

Целый ряд трудностей, которые многие дети испытывают уже с первых дней обучения в школе, определяются недостатками в развитии у них именно аналитико-синтетический деятельности в целом и в первую очередь – процессов анализа, то есть неумение расчленять воспринимаемое в соответствии с поставленной задачей, и процессов синтеза – последующего мысленного объединения выделенных анализом частей.

Ко времени поступления ребенка в школу важно не только, какими знаниями он владеет, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы.

Для этого нужно широко использовать знания, активизирующие эти процессы и предусматривающие их поступательное движение от простых и чувственных форм к все более сложным и отвлеченным.

С помощью комплексного анализаторного аппарата (зрительного, двигательного, кожного и других). Можно наглядно и теоретически описывать произведения, выделять в них элементы и соотносить целые предметы, сравнивать разные предметы, выделять их сходные и различные признаки, устанавливать идентичность формы, строения и цвета. Взять хотя бы загадки – «Стоит копна: спереди вилы, а сзади метла»; «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Чтобы отгадать их, ребенок должен проанализировать предметы, выделить главное, характерное в разных предметах, сравнить их. Полученное в результате этих операций решение (отгадка) доставляет ребенку интеллектуально-эстетическое наслаждение.

      Игры с игровыми приговорами – возьмем одну из наиболее распространенных. «Волк и Гуси» - детская, но несомненно, что она перешла к детям от взрослых вместе со своим приговором. У детей нашего столетия она пользуется наибольшей популярностью. Жизнеспособность этой игры поддерживается спортивным интересом. В ней, пожалуй, наиболее полно удовлетворены детские эстетические требования. Здесь и доступное содержание, близкие образы, резкая экспрессивность, повтор слов, звучных рифм, хорошо разработанный диалог, интонационная полифония.

- Гуси, гуси!

- Га, га, га.

- Есть хотите?

- Да, да, да!

- Хлеба с маслом?

- Нет, нет, нет.

- А чего ж вам?

- Нам конфет

Стремление детей отразить увиденное и услышанное в образной форме неизбежно приводит к драматической игре. В процессе игры вырабатывается, усложняется, поэтизируется приговор. Наиболее древней и повсеместно распространенной игрой была «В медведя». Эта игра – детская. В ней нет аллегории, символики. Медведь – это медведь, дети – грибники и ягодники. Выбирается медведь, ему отчеркивается логово (дом), он ложится. Дети подходят к запретной черте или ходят (бегают) вокруг, или стоят сзади медведя. Они приговаривают хором:

У медведя на бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь рычит –

Он на нас сердит.

Медведь ловит играющих, пойманный становится медведем.

    Любимым занятием детей издавна была игра с мячом у стенки. Они проделывали очень сложные и занимательные фигуры, бросая мячик из-под руки, из-под ноги, не глядя, оборачивались несколько раз и только потом ловили его. Это, казалось бы, чисто спортивная игра, но и для нее дети придумали приговор-считалку.

Драматизация в широком смысле этого слова (подразумеваемое содержание, мимика, жест, игровые действия и т.д.), интонационное и ритмические многообразие, особый, доступный только деется, эмоциональный подъем способны опоэтизировать даже примитивный прозаический текст, а игру сделать эстетически действенной.

Первое упоминание об играх-импровизациях встречается у И. Нечаева в его работе «Игры деревенских детей Лаишевского уезда» (1981г.) Он писал, что существует множество игр, сочиненных ребятами под впечатлением минуты, по личному вдохновению. Нет такого явления, которого бы не передразнивали в своих играх ребята.

Любопытно наблюдать, когда группа девочек начинает играть «в нашу маму». На стол ставятся пироги из песка, торты, начинается угощение, разговоры. Если бы мамы внимательней присмотрелись к этим играм, то увидели бы в них собственное отражение со всеми изъянами. А ведь в игре формируется характер, нравственный облик человека. В игре вырабатываются у детей ценные качества, необходимые человеку, вступающему в жизнь, и откладывается то, что называют предрасположением к пороку. «Игры детей, - по определению А.М. Горького, - путь познания мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Чем чаще ребенок слышит сказки, пословицы. Поговорки, песни, загадки, считали, М.Н. Мельников, К.Д. Ушинский, М.Ф. Литвинова, А.А. Люблинская, А.В. Кенеман, тем в большей степени впитывает он гармонию слов, определений, выражений. Особенно ценны советы о необходимости употреблять фольклор к месту и ко времени, остерегаться искусственности его звучания, академического, сухого заучивания.

Все виды детского фольклора выполняют свою человекообразующую роль. Они для ребенка начало всех начал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки...

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Роль  устного народного творчества  в воспитании детей докольного вораста и какие виды и жанры я использую в своей работе....

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...

Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста

Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста...

"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...

Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

В русском песенном фольклоре (песенки, колыбельные, пестушки, потешки) чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,...