Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

 Роль  устного народного творчества  в воспитании детей докольного вораста и какие виды и жанры я использую в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в разностороннем воспитании ребенка старшего дошкольного возраста исключительна, поскольку это особый вид искусства, который содержит весь опыт человечества, его мысли, чувства, переживания. Устное народное творчество включает большое количество жанров (сказки, потешки, песенки, загадки, пословицы, поговорки), которые соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и др.

Известно, что устное народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость и эмоциональность.

В своей работе я использую чтение и рассказывание сказок, потешек, загадывание загадок, знакомлю с пословицами и поговорками,приметами. Отбирая литературу для детей, я стараюсь учитывать, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребёнка, прежде всего  зависит от его художественной ценности.

Такие  нравственные категории ,  как добро и зло, труд и лень,  хорошо и плохо, можно и нельзя, дают конечно народные сказки, в том числе и о животных. Эти сказки показывают:

- как дружба помогает победить зло («Теремок», «Зимовье зверей» и др.);

- как добрые и миролюбивые побеждают («Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка»);

- что зло наказуемо («Волк и смеро козлят»);

- осуждение лени, тунеядства и жадности («Айога», «Колосок  и др.).

После чтения обсуждаем  с детьми  прочитанное: о чём говорится в  сказке, кто главный герой, действия героев, какие они по характеру: например, петух-герой, лиса-хитрая обманщица, волк - жадный, медведь-глупый  и т.д. Спрашиваю,  хотели ли   дети быть похожими на героев и почему, дети высказывают свою точку зрения. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказок.

Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи,  подражание которым позволяет ребёнку успешнее  овладевать родным языком. Пословицы и поговорки  образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства: поучения, которые заключаются в них, легко воспринимаются и запоминаются детьми и  их можно использовать в любой ситуации.Например, пословицу «Поспешишь-людей насмешишь» я использую,  когда собираемся на прогулку и некоторые дети одеваются бысто и неправильно, а для медлительных –«Семеро одного не ждут».  В беседе о дружбе, о дружеских взаимоотношениях применяю такие : «Нет друга-ищи, нашёл-береги», «Дружба как зеркало-разобьёшь-не склеишь» , «Крепкую дружбу водой не разлить» и др.

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события, наблюдения. Например, наблюдая весеннюю природу, её свежесть и красоту, отмечаю : «Весна красна цветами», а осеннее время года- «Осень богата плодами».Знакомлю с приметами: «Много снега-много хлеба», «Апрель с водой-май с травой», « Январь -году начало, а зиме середина» и др.

Ещё один вид детского фольклора, который я использую в своей практике, это считалки, скороговорки.

Считалка - это рифмованный стишок, состоящий по большей  части из придуманных слов и созвучий, с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.

С помощью считалок  распределяем роли  для ведущего  в игре или очереди начала игрового действия.

Являясь поистине народным жанром, считалкии передаются из уст в уста, варьируются, хранятся в памяти. Дети  широко используют известные считалки и разучиваем новые, сегодняшнего времени. Например,

Сказки, сказки, мультики

Мы взяли в руки  пультики!

1, 2,3, 4,5 будем кнопки  нажимать и т.д.

С помощью считалок закрепляется счёт, дети осваивают метрику стихотворной речи, развивается речь, причём не пассивно, а активно, во время  участия в любой игре.

Дразнилки - небольшие стихотворные произведения , создаваемые детьми  с целью высмеять предполагаемые или действительные недостатки, отрицательные качества или  просто имена. Дразнилки с именами  часто не использую, так как есть дети очень обидчивые, которые принимают всерьёз и доходит дело до слёз. Использую в общем, в которых говорится о плаксах, о детях - капушах. Например: «Нюша-капуша час жевала грушу ,  два-умывалась, три – раздевалась и т. д».

Широко использую  в непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности загадки. Загадка развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Загадка указывает на особые признаки  и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Это свойство загадки вводит ребёнка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Используя  загадки на разнообразные темы (животные, растения, предметы, явлениях природы), дети   пополняю и расширяют  знания об окружающем мире. А для углубления и уточнения знаний об окружающем мире провожу игры «Кто и что?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Вершки и корешки» и др.

Таким образом, устное народное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, загадках на протяжении многих веков воспитывает в детях гордость за талант русского народа, воспитывает любовь к родному языку, родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки...

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста...

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

В любом возрасте, в сказках, потешках, закличках и т.д. можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому оч...

Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста...