ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Абраменко Наталья Ивановна

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки). Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у детей. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки) и фразеологизмы.

Художественная литература и устное народное творчество это такие виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни.

Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у детей. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребенка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, неохотно общаются с другими ребятами и взрослыми, плохо кушают и много плачут. Здесь полезны будут уговорушки.

Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка помогает быстрее установить контакт с ребенком.

Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть постоянным, в нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Потешки забавны, лаконичны, ритмичны и очень выразительны, развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, улавливать повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, её интонационную выразительность. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи.

На все случаи жизни мы можем найти их и применить. Ребенок встает, умывается. Воспитатель читает: «Водичка, водичка, умой мое личико...», «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды» и т. д.; во время завтрака: «Идет коза рогатая...», «Сорока-белобока», «Умница, Катенька...»; при одевании малыша на прогулку: «Вот они, сапожки...»; при расчесывании «Расти коса...». В воспитании навыков культурного поведения можно употреблять такую пословицу: «Когда я ем, я глух и нем».

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.

Расширяя знания об окружающей действительности, потешки развивают у детей умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Ознакомление с природой или природными явлениями у нас проходит на занятиях, прогулке, утренниках, праздниках, развлечениях. Это потешки: «Дождик, дождик...», «Солнышко, ведрышко», и др. Через образы, сравнения, которые используются  в устном народном творчестве, ребёнок получает дополнительную информацию о животных и природных явлениях.

Удивительное это творение – колыбельная – материнская любовь и нежность, выраженная в песне, или песня о любви к родному ребёнку, в которой каждое слово ласкает и голубит:

Баю-баюшки-баю,

Баю деточку мою…

Речевая интонация и ласковые прикосновения показывают ребёнку, как он любим, как нам нужен, что он в безопасности. Назначение колыбельной песни не только в том, чтобы уложить ребёнка спать. На самом деле ролей у неё великое множество. Вот только некоторые из них: колыбельная оберегает от чрезмерных впечатлений и эмоций дня, успокаивает, развивает воображение, воспитывает, увещевает, наставляет, знакомит, обобщает и, конечно же, лечит.

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.

Детские народные стишки «Ладушки», «Поехали, поехали» или «Пальчик-мальчик», чаще всего рождены игрой и игрой сопровождаются. Мы знаем, что существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Чтение стихов, потешек помогает улучшить у маленького ребёнка координацию движений. Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.

Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста»

Рекомендации родителямвоспитателя Никитиной Елены Вячеславовны«Использование элементовустного народного творчествав воспитании детей раннего возраста»        В воспи...

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Роль  устного народного творчества  в воспитании детей докольного вораста и какие виды и жанры я использую в своей работе....

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...

Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста...

Статья на тему "Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста"

Работники детских садов могут многое сделать для формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Для этого надо определить оптимальные ...