Инновации в образовании России. Современная стратегияразвития образования, отражённая в нормативных документах, определяющих государственную образовательную политику.
материал (подготовительная группа)

Мишурина Елена Геннадьевна

На протяжении последних 10 лет Россия осуществляет курс на устойчивое развитие инновационных технологий, формирование инфраструктуры и совершенствование механизмов управления нововведениями, а также создание фундамента для государственной поддержки и содействия развитию инновационных процессов, в том числе в сфере образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Минестерство образования и науки РБ

Кафедра педагогики и психологии детства

Тема: Инновации в образовании России. Современная стратегия развития образования, отражённая в нормативных документах, определяющих государственную образовательную политику.

                                                                                                               Проверила : Бартаева П.П

Выполнили: Мишурина Е.Г

2019 г.

Современные инновации в образовании.

Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью. Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам — первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения. Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс. Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.

Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания — негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.

Инновация — понятие широкое.  В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов. На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам: несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся; различия в темпах развития науки и возможностей восприятия; конфликт сторонников концепций узкой специализации и многостороннего развития.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения.

 Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей.

 Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.

Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:

развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);

методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;

цветотерапия;

сказкотерапия;

арт-терапия.

Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

-улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);

-внедрение в образовательный процесс проектной методики;

-информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей. Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.

Современная стратегия развития образования.

В инновационном сценарии развития страны системе российского образования отведена особая роль. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование,  зависит благосостояние всех будущих поколений.

Каким же должно быть общее образование на современном этапе, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

Основная цель стратегии – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Соответствие требованиям инновационного развития и современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает:

Определение требований инновационного развития к образованию;

Определение потребностей общества и каждого гражданина в области образования;

Установление необходимого или приемлемого соответствия образования этим требованиям.

Для достижения стратегической цели необходимо решить четыре основные задачи:

Обеспечение инновационного характера базового образования;

Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

Создание современной системы непрерывного образования;

Формирование системы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р

16 января 2015

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) - Минобрнауки России;

государственными заказчиками Программы - Минобрнауки России и Рособрнадзор.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 88365,73 млн. рублей, в том числе субсидии - 5433,99 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации        Д. Медведев

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы

(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)

В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее - Концепция долгосрочного социально-экономического развития), отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

Именно такие условия для дальнейшего поступательного развития образования создает Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа). Программа устанавливает наиболее приоритетные институциональные элементы образовательной сферы, в которых возможно наиболее эффективное и результативное использование финансовых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации. При этом Программа не только определяет приоритетные "точки роста", но и определяет конкретные механизмы участия субъектов образовательной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования.

Одной из важнейших задач в области обновления образования является переход от безнациональной унитарной школы к этнической дифференциации образования в системе общеобразовательного пространства России. Национальные школы выступают как один из важных элементов сохранения и развития этнической общности, своего неповторимого « я», его духовного ядра.

      Реальные возможности приобщения к национальной культуре открывает базисный план, в котором федеральной компонент образования сочетается с регионально-национальным и школьным компонентом.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место ФГОС в государственной образовательной политике

Федеральные государственные образовательные стандарты...

Реализация инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через нормативные документы

В статье даются понятия ОВЗ(ограниченные возмаожности здоровья), инклюзивное образование. Дается детальный анализ реализации инклюзивного образования черезПриказ Министерства образования и науки Росси...

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования»...

Дополнительное образование детей, как приоритетное направление государственной образовательной политики в Российской Федерации.

Дополнительное образование детей, как приоритетное направление   государственной образовательной политики в Российской Федерации....

Современный взгляд на игровую технологию согласно требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.

Современный взгляд на игровую технологию согласно требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту  Дошкольного Образования....

Педагогическая конференция "Педагог и инновации: идеи, опыт, практика, современные приоритеты образования"

Использование нетрадиционных техник в изо продуктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...