Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» (познавательно-речевое развитие) старшая группа «Солнышко»
материал (старшая группа)

Илюсинова Елизавета Алексеевна
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshaya_gruppa_solnyshko.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 236

Программа кружка

По экспериментальной деятельности

«Маленькие исследователи»

(познавательно-речевое развитие)

старшая группа «Солнышко»

Руководители: Илюсинова Е.А.

                     Тихонова О.А.

Омск 2019 г.

                                                         

                                                            Расскажи – и я забуду,

                                                             Покажи – и я запомню,

                                                                   Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Пояснительная записка.

      Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В

условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение

знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и

оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность

познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической

деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия

выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию,

создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием

пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже

является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода

исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают

развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать

связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и

«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести

новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на

правильное преобразование вещей, в ходе которого

дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду

заключается в том, что в процессе эксперимента:

 –Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 – Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,

целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления

для достижения определенного результата.

– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера

ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется

здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Актуальность темы.

На современном этапе к выпускнику - дошкольнику

предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным,

активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском

экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Цель:

- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка

старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть,

вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость,

направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и

земное притяжение, отражение и преломление света)

- формировать у детей элементарные географические представления;

- формировать опыт

выполнения правил техники безопасности при проведении  физических экспериментов

- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в

природе и место человека в ней.

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Основными формами реализации программных задач является: наблюдение,

экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты,

исследовательская деятельность.


Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети  приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно

- следственные связи между свойствами  материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы,

выдвигать гипотезы, анализировать

- самостоятельность в познании окружающего    мира.

Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н. А. Рыжовой

в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как

блиц - опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.

Основными условиями детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым,

нравственным и т. д.);

- использование разных видов деятельности;

-четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического

воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры,

наглядные пособия и т. д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать

помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением,

выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных

навыках и, в свою очередь формирует «зону  ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности

детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно

– дидактического материала, информационно

– коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного

положение детей, смена видов деятельности)

Оборудование детской лаборатории:

•Приборы

-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и

неживой природы, емкости для игр с водой разных

объемов и форм;

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил

и листья деревьев, мох, семена;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

• разные виды бумаги, ткани;

• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр,мерные ложки;

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка  1 год, сентябрь и май

-обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Форма проведения занятий кружка

-занимательные игры

- занятия с элементами экспериментирования (игры

- путешествия, игры

-соревнования).

Игровые  приёмы:

•моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя

– куклы;

• повтор инструкций;

• выполнение действий по указанию детей;

• «намеренная ошибка»;

• проговаривание хода предстоящих действий;

•предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому

или другому ребёнку;

• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для

последующего повторения

Алгоритм подготовки и проведения занятия –эксперимента:

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы,

рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие,

воспитательные).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона. возраста и темы.

6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж,

фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.

Закрепление, повторение, обследование, манипуляции пройденного материала на

прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

Структура занятия:

- Ставить проблему.

- Принимать и ставить цель.

- Решать проблему.

-Анализировать объект или явление.

-Сопоставлять факты.

- Выдвигать гипотезы.

- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

- Осуществлять эксперимент.

-Делать вывод.

-Фиксировать этапы действий и результат графически.

Содержание программы:

Тематика работы в старшей группе по основным разделам:

Разделы: вода, песок, почва, воздух,  бумага, ткань, железо, стекло, дерево,  

ветер, снег,  семена, краски, мыло,  магнит, лупа.

Раздел»Песок и глина». Глина и песок –полезные ископаемые. Свойства глины и

песка.

Активизация словаря: сыпучий, твердая.

Раздел «Фрукты». Названия фруктов.  Витамины, польза фруктов для здоровья

человека. Классификация по разным признакам. Фруктовый сок.

Раздел «Вода». Свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность;

вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

Способы  очистки воды. Три состояния воды(Жидкость,  лёд, пар).

Замерзание воды на морозе.  Снег, лёд.

Расширение словарного запасадетей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель,

прозрачный, бесцветный).

Раздел «Почва». Свойства почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая. Значение

почвы для  растений.

Раздел «Магнит».     Свойства магнита. Использование магнита человеком.

Предметы, обладающие намагничиванием.

Раздел «Мыло».Свойства мыла и его разновидностями (туалетное,

хозяйственное, жидкое мыло).  Использование мыла человеком.  Культурно

- гигиенические навыки.            Правила безопасности при работе с мылом.

Раздел     «Бумага».       Виды бумаги. Свойства бумаги разных видов

(гигиеническая, писчая, картон). Использование бумаги.

Раздел «Ткань».Виды ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;

Свойства видов ткани. Пошив одежды из ткани.

Раздел «Дерево».  Свойства дерева. Твёрдое, прочное, не тонет в воде. Использование древесины.

Раздел «Металл». Виды металла. Использование различных   видов металла.

Свойства металлов. Активизация словаря: твёрдый, жёсткий, прочный, тяжёлый.

Раздел «Воздух». Воздух- основа дыхания. Свойства воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) . Как обнаружить воздух,  загрязнение воздуха,  значение чистого воздуха для нашего здоровья. Словарь:

упругий, свежий, бесцветный, прозрачный.

Раздел « Растения».      Семена. Способы выращивания семян. Семечко - росток

- растение. Роль света и  воды  для роста растений.

Раздел «Камни». Виды камней, их свойства. Словарь: Твёрдый, гладкий,

шершавый, острый, горный.

Раздел «Краски». Смешивание красок для  получения нового цвета.

Перспективное планирование работы кружка «Маленькие исследователи»

»

Месяц

1 неделя

2 неделя

сентябрь

 

диагностика

«Глина и песок - наши

помощники»

Октябрь

«Фруктовая лаборатория»

«Почва - живая земля»

Ноябрь

«Испытание магнита»

«Мыло - фокусник»

декабрь

«Волшебная бумага»

«Мир ткани»

январь

«Приключения Буратино»

«Свойства металла»

февраль

«Удивительные свойства воды»

«Тайны снега и льда»

Март

«Удивительные свойства

воздуха»

«Хитрые семена»

Апрель

Роль воды в жизни растений

«Мир камней»

май

«Дружба красок»

«Солнечные зайчики»


Календарно - тематическое   планирование работы   кружка

Сентябрь

«Песок и глина- наши помощники».

Задачи:

1.Дать представление о свойствах песка и глины.

2.Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою

правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.

3.Воспитывать любознательность.

4.Активизация словаря: сыпучий, твердая. «Изготовление игрушек из глины».

Цель: Создать условия для расширения представлений о свойствах песка и

глины. Воспитывать эстетический вкус. Продолжать развивать пальцевую

моторику

.

Октябрь

Тема: «Фруктовая лаборатория»

Цель:

Закреплять знания детей о здоровом образе жизни

Закреплять знания о свойствах воздуха

Развивать логическое мышление

Вызывать интерес к экспериментированию

Воспитывать аккуратность.

Оборудование: емкости для воды,

фрукты, соковыжималка.

Тема: «Почва – живая земля»

Задачи:

1.Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни

растений и человека.

2.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная,

рыхлая.

3.Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и

ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств

почвы и ее значения в жизни растений и человека.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ноябрь

Тема: «Испытание магнита»

Задачи:

1.Формировать представление детей о свойствах магнита и их

использовании человеком.

2.Развивать у детей мышление, сообразительность.

3.Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство

коллективизма, взаимопонимание.

Тема: "Мыло-фокусник"

Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать

мыслительные процессы детей.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное,

хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди

используют мыло в своей жизни.

2. Развивать память, внимание, мышление детей, любознательность,

наблюдательность, смекалку.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.

4. Закреплять правила безопасности при работе с мылом

.

Декабрь

Тема: «Волшебная  бумага»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её

свойствах.

Задачи:

1.Развивать познавательные способности детей в процессе

совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру,

удовлетворять детскую любознательность.

3.Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

4.Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить

определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

Дать представление о свойствах копировальной бумаги – точное копирование

рисунка.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи.

«Мир ткани»

Цели:

Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;

Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;

Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани

для пошива вещей; Развивать мыслительную активность, умение

делать выводы на основе наблюдений.

Материал:

Образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ёмкость с

водой; ножницы.

Январь

«Приключения Буратино»

Задачи:

Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации,

планировать эксперимент;

Прививать интерес к сказкам;

Стимулировать желание помочь герою сказки;

Воспитывать аккуратность.

Материал:

Деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почемучка»

Предварительная работа:

Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»,

свободная экспериментальная деятельность детей.

Тема: «Свойства  металла»

Задачи:

1.Уточнить и обобщить представления детей о свойствах  металла.

2.Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.

3.Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать

правильность обобщений.

Февраль

Тема: «Удивительные свойства воды»

Задачи:

1.Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие

собственной формы; прозрачность; вода –это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

2.Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема: «Тайны снега и льда»

Задачи:

1.систематизировать знания детей о зиме, формулировать эстетическое

отношение к зимним явлениям; расширять представления детей о

свойствах снега и льда;

2.устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в

тепле тают и превращаются в воду; наморозе вода замерзает и

превращается в лед;

3.обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель,

прозрачный, бесцветный).

4.развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской

деятельности;

5.воспитывать самостоятельность;аккуратность, желание добиваться

положительного результата в процессе работы.

Март

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

1.Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при

нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2.Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения

воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4.Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5.Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Тема: «Хитрые семена»

Задачи:

1.Дать представление о способах проращивания семян.

2.Развивать интерес к выращиванию растений.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

Тема  «Роль воды в жизни  растений»

Задачи:

1.Расширить знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни

животных, растений и человека, роль в природе.

2.Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема: «Мир камней»

Задачи:

1.Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.

2.Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

3.Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

4.Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Май

Тема: «Дружба красок»

Задачи:

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета.

Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе

наблюдений, чувство цвета.

Развивать интерес к экспериментированию.

Воспитывать аккуратность при работе с красками, эстетический вкус.

Тема: «Солнечные зайчики»

Задачи:

1.Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением,

предметами, от которых они отражаются.

2.Развивать смекалку, любознательность.

3.Воспитывать  основы безопасного поведения на природе и в игре с

зеркалом.


Литература

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А  Детство: Примерная

основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

–СПб.: ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2011

2.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизве

данное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010

5. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности

детей 2-7 лет Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  

Учитель, 2011

6. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет

на экологической тропе.  Учитель, 2011

7. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная

область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб.: ООО

«Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

8.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего

дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы исследователи"

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, с...

Программа проведения Опытно-экспериментальной деятельности по разделу « Музыкальное воспитание» в старшей группе

Основные цели и задачи: 1.     Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.2.     Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать у...

Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» средняя группа

Актуальность и значимость Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском по...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различног...

Программа кружка по экспериментальной деятельности «Мы исследователи»

Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у них умений и ...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки»

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе«Маленькие почемучки»....