«Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_teatralno.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. 

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:

- психофизические способности (мимика, пантомимика),

- психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),

- речь (монолог, диалог),

- творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). 

Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

  • словаря;
  • грамматического строя;
  • диалогической и монологической речи;
  • совершенствованию звуковой стороны речи.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.      

Виды театрализованных игр:

  1. Настольные театрализованные игры, куда входят:
  • настольный театр игрушек;
  • настольный театр рисунков;

2. Стендовые театрализованные игры:

  • стенд – книжка;
  • фланелеграф;
  • теневой театр.

3. Игры – драматизации,  включающие:

  • пальчиковый театр;
  • театр би–ба–бо;
  • кукольный театр;
  • игра – драматизация с шапочками на голове;
  • импровизация.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день (во второй половине дня, или на прогулке): это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении необходимо проводить начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра  «Назови мне свое имя», инсценирование потешек А. Барто «Бычок», «Мишка», «Зайка»).

Нам, воспитателям надо стараться учить детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных);

Учить детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами);

Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного,  (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).

Учить детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:

Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису»).  Например: говорить предложение побудительно, восклицательно, вопросительно.

Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, пальчиковые игры). Например: апельсин, гости, горшок, дом.

Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Лиса и журавль»).

Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай чей голос»). Например: ребенок закрывает глаза, воспитатель предлагает другому ребенку закричать голосом животного (кукареку). Угадывающий ребенок должен назвать животное и имя ребенка кто говорил.

Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью .

В старших и подготовительных группах важно уделять большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).

Продолжается развитие монологической и диалогической речи: например постановка спектакля «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок».

Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.              

Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию грамматической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.   

Речь ребенка и различные виды театра

Пальчиковый театр:

- способствует развитию речи, внимания, памяти;

- формирует пространственные представления;

- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движения кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок и фланелеграф:

- развивают творческие способности;

- содействуют эстетическому воспитанию;

- развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Театр вязанной игрушки:

- развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

- формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь

Настольный театр: помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр кукол Бибабо. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!

Театр масок. Способствует развитию психофизических способностей, помогает развивать воображение, творческие способности, мышление, память.

Театр ложек. Театр на ложках развивает у детей моторику, координацию движений, помогает ребёнку выразить эмоции, способствует развитию речи.

Театр на перчатке. Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; помогает справиться с переживаниями, страхами. Конусный, настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью и побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Теневой театр. Развивает фантазию, творческие способности, артикуляционный аппарат, речь и умение активно строить диалог, развивает игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Способствует самопознанию и самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

          В играх драматизациях решаются следующие задачи:

1. Воспитательно-образовательные:

- обогащение знаниями, умениями, навыками;

- развитие интереса к литературе и театру;

- развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

- развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

- формирование норм поведения;

- воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Коррекционные:

- закрепление навыков правильной речи;

- усвоение богатства родного языка;

- усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

- активизация и пополнение словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие тонкой моторики рук.

Цель коррекционной работы – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи надо широко использовать речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. А с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. 

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.
  2. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.
  3. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
  4. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
  5. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
  6. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
  8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
  9. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.
  10. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.
  11. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию с презентацией для педагогов, учителей-логопедов на тему: "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."...

Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Обобщен опыт работы с дошкольниками  в театрализованной деятельности....

Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников.

Участвуя в театрализованных играх, дети проявляют свое творчество и фантазии, знакомятся с  окружающим миром, развивают речь.Влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использоват...

Выступление на тему: «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Известно, что дети любят играть, их не ...

Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников.

Театрализованные игры-постановка мини-спектаклей по мотивам знакомых сказок являются мощнейщим средством разития речи. Вживаясь в роль героя,ребёнок чувствует себя непосредственно.Педагогу необходимо ...