Приложение к проекту «Фольклор, традиции, обычаи татарского народа»
проект (средняя, старшая группа)
Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру и к окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
На своих занятиях я в основном использую татарские народные сказки, которые глубоко оптимистичны, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Ярлы хэм ике бай» («Нищий и два богача», «Саран белэн Юмарт» («Скупой и щедрый», «Гульчечек» и др. Существует много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.
Сказки не дают прямых наставлений детям (таких как слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Дурт дус» («Четыре друга») учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Куян кызы» («Зайчишка», «Аерылганны аю ашар, буленгэнне буре ашар» («Отделившегося съест медведь, отгородившегося съест волк»). Страх и трусость высмеиваются в сказке «Бикбатыр белэн Биккуркак» («Очень смелый и очень трусливый», хитрость – в сказках «Толке белэн Каз» («Лиса и Гусь», «Карт белэн Толке» («Старик и Лиса», «Кэжэ белэн Сарык» («Коза и Овца»). Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Ике кыз» («Две дочери», «Уги кыз» («Падчерица», мудрость восхваляется в сказках «Камыр батыр» («Батыр из теста», «Аю белэн бабай» («Старик и медведь», забота о близких поощряется в сказке «Оч кыз» («Три дочери») .
При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой я объясняю им, что у каждого народа есть свои сказки. Обращаю внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характеров татарского народа.
Знакомство со сказками проходит у меня в несколько этапов:
- на первом этапе я читаю, рассказываю сказки, беседуем, рассматриваем картины и иллюстрации с детьми, объясняю им незнакомые слова. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежность одежды народа: «Калфак», «Читек» и т. д. Поэтому я одновременно показываю иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а так же отдельные предметы быта (прялку, скамейку, сундук, посуду, одежду, расписанную национальным орнаментом). Так же организую экскурсию в татарский музей. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.
- второй этап: знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь. И здесь я сказки пересказываю, показываю настольный театр, фланелеграф, играем с персонажами сказок и т. д.
- на третьем этапе идет подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.
В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра, фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы быта, выполненные по народным мотивам, вызывают дополнительный интерес к сказкам. Дети могут все наглядно представить. При чтении сказок уместно ознакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко и конкретно, где можно увидеть взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующих звуков, красоту и богатство языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.
Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.docx | 630.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к проекту «Фольклор, традиции, обычаи татарского народа»
1)Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру и к окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
На своих занятиях я в основном использую татарские народные сказки, которые глубоко оптимистичны, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Ярлы хэм ике бай» («Нищий и два богача», «Саран белэн Юмарт» («Скупой и щедрый», «Гульчечек» и др. Существует много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.
Сказки не дают прямых наставлений детям (таких как слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Дурт дус» («Четыре друга») учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Куян кызы» («Зайчишка», «Аерылганны аю ашар, буленгэнне буре ашар» («Отделившегося съест медведь, отгородившегося съест волк»). Страх и трусость высмеиваются в сказке «Бикбатыр белэн Биккуркак» («Очень смелый и очень трусливый», хитрость – в сказках «Толке белэн Каз» («Лиса и Гусь», «Карт белэн Толке» («Старик и Лиса», «Кэжэ белэн Сарык» («Коза и Овца»). Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Ике кыз» («Две дочери», «Уги кыз» («Падчерица», мудрость восхваляется в сказках «Камыр батыр» («Батыр из теста», «Аю белэн бабай» («Старик и медведь», забота о близких поощряется в сказке «Оч кыз» («Три дочери») .
При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой я объясняю им, что у каждого народа есть свои сказки. Обращаю внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характеров татарского народа.
Знакомство со сказками проходит у меня в несколько этапов:
- на первом этапе я читаю, рассказываю сказки, беседуем, рассматриваем картины и иллюстрации с детьми, объясняю им незнакомые слова. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежность одежды народа: «Калфак», «Читек» и т. д. Поэтому я одновременно показываю иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а так же отдельные предметы быта (прялку, скамейку, сундук, посуду, одежду, расписанную национальным орнаментом). Так же организую экскурсию в татарский музей. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.
- второй этап: знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь. И здесь я сказки пересказываю, показываю настольный театр, фланелеграф, играем с персонажами сказок и т. д.
- на третьем этапе идет подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.
В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра, фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы быта, выполненные по народным мотивам, вызывают дополнительный интерес к сказкам. Дети могут все наглядно представить. При чтении сказок уместно ознакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко и конкретно, где можно увидеть взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующих звуков, красоту и богатство языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.
Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах
2) Викторина для родителей:
«О татарских обычаях, традициях и народном творчестве»
Цель: Обогатить знание родителей и детей об истории и культуре татарского народа, помочь увидеть самобытность этноса, возможности и формы использования его в воспитании детей. Укрепить взаимосвязь с родителями воспитанников.
Ход викторины
Ведущая викторины: Первостепенная роль в процессе формирования национальной культуры отводиться формированию нравственности на основе народных традиций. Не зная прошлого, не познаешь настоящего.
В ходе сегодняшней нашей викторины, возможно, вы узнаете много нового об истории и культуре татарского народа. Итак, начинаем нашу викторину.
Вопрос 1 команде:
- Раскрой символ герба Республики Татарстан.
- Назовите авторов гимна Республики Татарстан?
- Что это за день 30 августа?
- Главная улица Казани?
- Чем отличается древний Кремль от современного Кремля?
- Сколько этажей у башни Сююмбике?
- Какие памятники, каким людям вы знаете в Казани?
- Чье имя носит театр Оперы и Балета?
- С именами, каких известных писателей связан город Казань?
- Назовите татарских писателей и писателей, живущих и творивших в городе Казани?
- Как называется старинный духовный татарский инструмент?
- Какие татарские праздники вы знаете?
- Как называлась знаменитая кожа, из которой раньше делали обувь?
- Где расположен памятник Качалову?
- Как называется сейчас улица Кирова?
- На русском языке это название звучит как птичий язык, о какой татарской выпечке идет речь?
Вопросы 2-ой команде:
- Раскройте символ флага Татарстан.
- Кто президент нашей республики?
- Сколько лет было Казани в 2010году?
- Какое самое большое озеро в черте Казани?
- Какие главные башни кремля вы знаете?
- Как называется главная мечеть г. Казани?
- Какой подарок подарила царица Сююмбике жителям своего города?
- Как называется главная книга всех мусульман?
- Два татарских поэта были казнены в один день 25-го августа 11944 года в тюрьме Плетцензее. Назовите их имена?
- Назовите наиболее известных татарских композиторов?
- Назовите знаменитых художников.
- Предмет одежды высокий, на твердой основе в виде конуса с выпуклыми стенками. Основание его украшено серебром или золотом, монетами и жемчугом. Назовите этот предмет одежды?
- В Казани у театра Оперы и Балета находится памятник А.С. Пушкину. В какой руке А.С. Пушкин держит книгу?
- Как называется улица Баумана?
- Как называется татарское национальное кушанье из меда и шариков?
Подведение итогов викторины. Встреча с родителями заканчивается чаепитием.
3) Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.
Задачи:
• Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
• Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
• Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
4) Игра «Аркан тартыш» (Перетягивание каната)
На середине каната завязывается лента, приглашаются одинаковое количество участников в обе команды. Побеждают те, кто перетянет соперника на свою сторону
5)Мастер-класс: изготовление «Тюбетейки» с пошаговым фото.
Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
Назначение: подарок к празднику Наурыз, работа на выставку.
Цель: изготовление из цветной бумаги казахского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- формировать умение вырезать казахский орнамент по технологической карте;
- развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы учащихся;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления открытки:
- цветная бумага;
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.
В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки.
Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).
Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.
Выполнение работы «тюбетейка».
Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним , как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Приготовим шаблоны. У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.
1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).
Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
- вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.
2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.
3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.
4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.
5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.
Вид спереди
Вид сверху
6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.
7. Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для ободка:
- возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
- сложим полоску пополам;
- затем ещё раз пополам ( т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
- обведём по шаблону орнамент и вырежем.
Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.
8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.
9. Для украшения верха тюбетейки я выбрала один из разновидностей орнамента «бараньи рога». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для верха:
- возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
- сложим его пополам;
- по шаблону обведём орнамент;
- вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
- развернём орнамент.
Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.
Наша тюбетейка готова.
Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции и обычаи татарского народа
Традиции и обычаи татарского народа имеют нравственную основу, обучают развивающую личность социальной гармонизации....
Эстетическое вспитание через традиции, культуру и обычаи татарского народа
Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве ребенок развивает свои...
Конспект занятия для национальной (средней) группы на тему: «Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа"
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа...
"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"
Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необ...
Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."
Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."...
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»
Целью данного занятия является воспитание уважения к традициям и культуре татарского народа, проживающего в нашей стране. ...
Дидактическая игра Традиции и обычаи татарского народа
Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим "Традиции и обычаи татарского народа" для детей старшего дошкольного возраста...