Приложение к проекту «Фольклор, традиции, обычаи татарского народа»
проект (средняя, старшая группа)

Татаринцева Елена Александровна

Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру и к окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

На своих занятиях я в основном использую татарские народные сказки, которые глубоко оптимистичны, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Ярлы хэм ике бай» («Нищий и два богача», «Саран белэн Юмарт» («Скупой и щедрый», «Гульчечек» и др. Существует много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Сказки не дают прямых наставлений детям (таких как слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Дурт дус» («Четыре друга») учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Куян кызы» («Зайчишка», «Аерылганны аю ашар, буленгэнне буре ашар» («Отделившегося съест медведь, отгородившегося съест волк»). Страх и трусость высмеиваются в сказке «Бикбатыр белэн Биккуркак» («Очень смелый и очень трусливый», хитрость – в сказках «Толке белэн Каз» («Лиса и Гусь», «Карт белэн Толке» («Старик и Лиса», «Кэжэ белэн Сарык» («Коза и Овца»). Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Ике кыз» («Две дочери», «Уги кыз» («Падчерица», мудрость восхваляется в сказках «Камыр батыр» («Батыр из теста», «Аю белэн бабай» («Старик и медведь», забота о близких поощряется в сказке «Оч кыз» («Три дочери») .

При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой я объясняю им, что у каждого народа есть свои сказки. Обращаю внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характеров татарского народа.

Знакомство со сказками проходит у меня в несколько этапов:

- на первом этапе я читаю, рассказываю сказки, беседуем, рассматриваем картины и иллюстрации с детьми, объясняю им незнакомые слова. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежность одежды народа: «Калфак», «Читек» и т. д. Поэтому я одновременно показываю иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а так же отдельные предметы быта (прялку, скамейку, сундук, посуду, одежду, расписанную национальным орнаментом). Так же организую экскурсию в татарский музей. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.

- второй этап: знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь. И здесь я сказки пересказываю, показываю настольный театр, фланелеграф, играем с персонажами сказок и т. д.

- на третьем этапе идет подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.

В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра, фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы быта, выполненные по народным мотивам, вызывают дополнительный интерес к сказкам. Дети могут все наглядно представить. При чтении сказок уместно ознакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко и конкретно, где можно увидеть взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующих звуков, красоту и богатство языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.

Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx630.47 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к проекту «Фольклор, традиции, обычаи татарского народа»


1)Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру и к окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

На своих занятиях я в основном использую татарские народные сказки, которые глубоко оптимистичны, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Ярлы хэм ике бай» («Нищий и два богача», «Саран белэн Юмарт» («Скупой и щедрый», «Гульчечек» и др. Существует много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Сказки не дают прямых наставлений детям (таких как слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Дурт дус» («Четыре друга») учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Куян кызы» («Зайчишка», «Аерылганны аю ашар, буленгэнне буре ашар» («Отделившегося съест медведь, отгородившегося съест волк»). Страх и трусость высмеиваются в сказке «Бикбатыр белэн Биккуркак» («Очень смелый и очень трусливый», хитрость – в сказках «Толке белэн Каз» («Лиса и Гусь», «Карт белэн Толке» («Старик и Лиса», «Кэжэ белэн Сарык» («Коза и Овца»). Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Ике кыз» («Две дочери», «Уги кыз» («Падчерица», мудрость восхваляется в сказках «Камыр батыр» («Батыр из теста», «Аю белэн бабай» («Старик и медведь», забота о близких поощряется в сказке «Оч кыз» («Три дочери») .

При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой я объясняю им, что у каждого народа есть свои сказки. Обращаю внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характеров татарского народа.

Знакомство со сказками проходит у меня в несколько этапов:

- на первом этапе я читаю, рассказываю сказки, беседуем, рассматриваем картины и иллюстрации с детьми, объясняю им незнакомые слова. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежность одежды народа: «Калфак», «Читек» и т. д. Поэтому я одновременно показываю иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а так же отдельные предметы быта (прялку, скамейку, сундук, посуду, одежду, расписанную национальным орнаментом). Так же организую экскурсию в татарский музей. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.

- второй этап: знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь. И здесь я сказки пересказываю, показываю настольный театр, фланелеграф, играем с персонажами сказок и т. д.

- на третьем этапе идет подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.

В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра, фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы быта, выполненные по народным мотивам, вызывают дополнительный интерес к сказкам. Дети могут все наглядно представить. При чтении сказок уместно ознакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко и конкретно, где можно увидеть взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующих звуков, красоту и богатство языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.

Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах

2) Викторина для родителей:
«О татарских обычаях, традициях и народном творчестве»

Цель: Обогатить знание родителей и детей об истории и культуре татарского народа, помочь увидеть самобытность этноса, возможности и формы использования его в воспитании детей. Укрепить взаимосвязь с родителями воспитанников.

Ход викторины

Ведущая викторины: Первостепенная роль в процессе формирования национальной культуры отводиться формированию нравственности на основе народных традиций. Не зная прошлого, не познаешь настоящего.

В ходе сегодняшней нашей викторины, возможно, вы узнаете много нового об истории и культуре татарского народа. Итак, начинаем нашу викторину.

Вопрос 1 команде:

  • Раскрой символ герба Республики Татарстан.
  • Назовите авторов гимна Республики Татарстан?
  • Что это за день 30 августа?
  • Главная улица Казани?
  • Чем отличается древний Кремль от современного Кремля?
  • Сколько этажей у башни Сююмбике?
  • Какие памятники, каким людям вы знаете в Казани?
  • Чье имя носит театр Оперы и Балета?
  • С именами, каких известных писателей связан город Казань?
  • Назовите татарских писателей и писателей, живущих и творивших в городе Казани?
  • Как называется старинный духовный татарский инструмент?
  • Какие татарские праздники вы знаете?
  • Как называлась знаменитая кожа, из которой раньше делали обувь?
  • Где расположен памятник Качалову?
  • Как называется сейчас улица Кирова?
  • На русском языке это название звучит как птичий язык, о какой татарской выпечке идет речь?

Вопросы 2-ой команде:

  • Раскройте символ флага Татарстан.
  • Кто президент нашей республики?
  • Сколько лет было Казани в 2010году?
  • Какое самое большое озеро в черте Казани?
  • Какие главные башни кремля вы знаете?
  • Как называется главная мечеть г. Казани?
  • Какой подарок подарила царица Сююмбике жителям своего города?
  • Как называется главная книга всех мусульман?
  • Два татарских поэта были казнены в один день 25-го августа 11944 года в тюрьме Плетцензее. Назовите их имена?
  • Назовите наиболее известных татарских композиторов?
  • Назовите знаменитых художников.
  • Предмет одежды высокий, на твердой основе в виде конуса с выпуклыми стенками. Основание его украшено серебром или золотом, монетами и жемчугом. Назовите этот предмет одежды?
  • В Казани у театра Оперы и Балета находится памятник А.С. Пушкину. В какой руке А.С. Пушкин держит книгу?
  • Как называется улица Баумана?
  • Как называется татарское национальное кушанье из меда и шариков?

Подведение итогов викторины. Встреча с родителями заканчивается чаепитием.

3) Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями  татарского народа.
Задачи: 
•    Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
•    Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
•    Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

4) Игра «Аркан тартыш» (Перетягивание каната)

На середине каната завязывается лента, приглашаются одинаковое количество участников в обе команды. Побеждают те, кто перетянет соперника на свою сторону

5)Мастер-класс: изготовление «Тюбетейки» с пошаговым фото.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_7c11d7f057d67dc55b4a65eb7f0cdaaa.jpg.jpg


Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
Назначение: подарок к празднику Наурыз, работа на выставку.
Цель: изготовление из цветной бумаги казахского головного убора «тюбетейка».
Задачи: 
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- формировать умение вырезать казахский орнамент по технологической карте;
- развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы учащихся;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям. 
Материалы и инструменты необходимые для изготовления открытки: 
- цветная бумага;
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_72419b06df901539e389d2e34a0eecac.jpg.jpg


В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки. 
Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_5c118ea58162dec50daf3fe2cb1304ba.jpg.jpg


Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_b5904773ed019e73af9dafbbf8da9e61.jpg.jpg

Выполнение работы «тюбетейка».

Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним , как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению. 

Приготовим шаблоны. У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_c1c51ffc9cf9549173c48d0c5f549439.jpg.jpg


1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_ccf0ab92a51b21001290c5ba9f747f14.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_e4713e967b3dc3c0b29640c4d25199ee.jpg.jpg


Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом: 
- вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_8bbed8cf1609aa5bd7fdd0509e38418d.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_64867404bc3d955763d4d15ae1aa6cfe.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_ce5e8de6bac77bc08c9713fca1776395.jpg.jpg


2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_4b1cb7d2f6a86cd71490e35668e1bbf4.jpg.jpg


3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки. http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_3be4ca3996924eb190b67a41569ad42f.jpg.jpg 


4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_5e3c3e32fd44293d4627121022d7b36c.jpg.jpg


5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.
Вид спереди 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_26ac068683888e2f373463ba4053c24c.jpg.jpg


Вид сверху 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_467422082cc7f371891a4f3fe74e0c2b.jpg.jpg


6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента. 
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_cc2d81d19e42d00d9b6c898b520e7221.jpg.jpg


7. Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента - жёлтый. 
По технологической карте подготовим орнамент для ободка:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_fca4c48976d558da151d8dc3a5eef48e.jpg.jpg


- возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
- сложим полоску пополам;
- затем ещё раз пополам ( т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
- обведём по шаблону орнамент и вырежем.
Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_59b6ddaaefc0ea7b725435a67ef4b40a.jpg.jpg


9. Для украшения верха тюбетейки я выбрала один из разновидностей орнамента «бараньи рога». Цвет орнамента - жёлтый. 
По технологической карте подготовим орнамент для верха:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_25a3fba7ab36bb060d3c3d13b26d27c0.jpg.jpg


- возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
- сложим его пополам;
- по шаблону обведём орнамент;
- вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
- развернём орнамент.
Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_2121827540b5e062a3d9044f52663593.jpg.jpg


Наша тюбетейка готова.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_e8274a1b1ed910f99d6899691f618d8d.jpg.jpg


Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_4240d5b567408f25f6df27b026eb617c.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_ee486de971bd3fc5449add935de2fd28.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25978_d2dce0a7208963d036b1642d5be1df27.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и обычаи татарского народа

Традиции и обычаи татарского народа имеют нравственную основу, обучают развивающую личность социальной гармонизации....

Эстетическое вспитание через традиции, культуру и обычаи татарского народа

Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве ребенок развивает свои...

"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"

Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необ...

Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."

Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."...

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»

Целью данного занятия является воспитание уважения к традициям и культуре татарского народа, проживающего в нашей стране.                    ...

Дидактическая игра Традиции и обычаи татарского народа

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим "Традиции и обычаи татарского народа" для детей старшего дошкольного возраста...