Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие ребенка
статья
В статье рассказывается о деятельности ДОУ по изменению развивающей предметно-пространственной образовательной среды развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие ребенка
Казакова Л.А., музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 55
Деятельность ДОУ по изменению развивающей предметно-пространственной образовательной среды развития ребенка проектируется на основе требований нормативных документов «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В нашем дошкольном учреждении организована развивающая предметно - пространственная образовательная среда в соответствии с образовательной программой, обеспечивающая реализацию содержания пяти образовательных областей («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое») и девяти видам деятельности.
Предметно-пространственная образовательная среда создана на основе критериев ФГОС ДО:
- содержательно-насыщенная,
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная.
Развивающая предметно-пространственная среда как внешние условия педагогического процесса, позволяет организовать самостоятельную деятельность ребенка, его саморазвитие. Среда, представленная в дошкольном учреждении, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. При создании предметно-пространственной образовательной среды учитываются следующие подходы:
- событийность – атрибуты сделанные руками детей и родителей для праздников (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День России, День Победы)
- сезонность - элементы каждого времени года отражены в оформлении интерьера и атрибутах. Например, осенние листики, зонтики, грибы, дождинки;
- мобильность - трансформирование среды по желанию и инициативе детей (например, двигающиеся шторы могут создавать пространство сцены, дети могут самостоятельно моделировать пространство, использовать музыкальные инструменты и атрибуты для игр и танцев);
- возрастные особенности – наполняемость ведется с учетом возрастных особенностей воспитанников. Например, в младшей группе это шарманки, музыкальные куклы, ложки, погремушки (по количеству детей в группе), в старшей – добавляются металлофоны и ксилофоны, портреты композиторов, настольные дидактические игры;
- индивидуальные предпочтения - учитываются особенности каждого ребенка при создании среды. Например, для детей любящих петь в среде находятся микрофоны и диски караоке, атрибуты и музыка для танцев – если дети предпочитают танцевать, кассеты и видеозаписи с классической музыкой, дидактические игры, альбомы для настольных игр – предпочитающим малоподвижную деятельность;
- требования к созданию среды образовательной программы и программы «Детство» - центры активности. Например, в центре познания размещены дидактические музыкальные игры, в центре творчества – самодельные музыкальные инструменты, в игровом – атрибуты для танцев, игр, инсценировок.
Специфика создания развивающей среды заключается в рассмотрении ее как «диалога» между ребенком, средой и взрослым. Диалог протекает непрерывно - как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Таким образом, предметно-пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Созданная в нашем дошкольном учреждении музыкальная предметно-развивающая среда проектируется из двух составных мини-сред: культурно-познавательной и индивидуально-творческой.
Культурно-познавательная среда представлена:
- коллекцией аудио записей классической музыки;
- видеозаписями балетов-сказок, концертов, фрагментов опер;
- репродукциями картин;
- мини-музеем музыкальных инструментов.
В мини-музее происходит знакомство с инструментами их внешним видом, устройством, тембром звучания и историей возникновения. Представлены разнообразные инструменты, фотографии, рисунки с их изображением, а также аудиозаписи со звучанием. На встречах в мини-музее решаются задачи воспитания любви и интереса к музыке и музицированию. Закрепляются знания о струнных, духовых, ударных инструментах. Темы экскурсий мини-музея: «Колокольчики мои»», «История маленькой скрипочки», «Загадки духовых инструментов», «Русские народные инструменты», «Симфонический оркестр» и др.
Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, принимать образ музыканта, певца, разворачивать художественно-творческий процесс музыкальной импровизации.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах дошкольного учреждения организована по трем основным блокам:
- восприятие музыки (слушание музыкальных произведений в аудиозаписи);
- воспроизведение музыки (пение, игра на музыкальных инструментах);
- музыкально-творческая деятельность (импровизированные концерты детей).
Музыкальная предметная среда ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности.
Проанализировав состояние музыкальных уголков в группах, выявив особенности использования их воспитателем в педагогическом процессе, перед музыкальным руководителем встала проблема систематизации самостоятельной деятельности детей в музыкальном уголке с учетом использования репертуара и музыкальных инструментов в соответствие с блоками программы «Гармония» К.В. Тарасовой.
Для этого был разработан проект «Поем, играем и танцуем» по организации музыкальной среды в группе с учетом времени года
Цель проекта: создание условий для развития инструментального творчества воспитанников.
Участники: воспитатели и воспитанники старшей и подготовительной групп.
Задачи:
- содействовать активизации самостоятельной деятельности воспитанников;
- способствовать развитию творческого музицирования воспитанников.
Инновация проекта – использование карточек-схем, информационно-комьютерных технологий.
I этап – подготовительный – изучение состояния среды в группе, выявление уровня детской самостоятельной деятельности в среде, изучение теоретического опыта, разработка проекта.
II этап – содержательный – оснащение развивающей предметно-пространственной среды аудиокассетами, иллюстративным материалом, дидактическими играми, музыкальными инструментами.
Содержательный этап проекта «Поем, играем, танцуем» по оснащению развивающей предметно-пространственной среды для старшей группы, представленный в таблице.
Развивающая предметно-пространственная среда
Старшая группа (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Блок | Аудиокассеты | Иллюстративный материал | Дидактические игры | Музыкальные инструменты |
«Наши любимцы» | К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Лебедь», «Куры и петухи», «Королевский марш льва») | Картинки-раскраски о животных | «Музыкальный зоопарк» Повторять за педагогом сыгранную на металлофоне интонацию-образ «Игры с ритмами» Закреплять разученные на музыкальном занятии оркестровые партии | Металлофон, Бубны, кастаньеты, треугольники. |
«Осенние мотивы» | Вивальди «Осень», П.Чайковский «На тройке» | Репродукции картин: Левитан «Золотая осень», Грабарь «Осень». Видео материал к пьесе П.Чайковского «На тройке» | «Инструменты симфонического оркестра» обучающая игра – презентация; «Угадай, на чем играю»; «Расскажи музыкой» конкурс музыкальных импровизаций на тему «Дождь» | Металлофон, колокольчики, треугольник. DVD проигрыватель |
«Сказка в музыке» | Э.Григ «В пещере горного короля», М.Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» | Иллюстрации к сказкам | «Сказка о волшебном мире музыки, консонансе и диссонансе» с игрой угадайкой. «Угадай мелодию». Цель: развитие музыкально-слухового опыта. | Металлофон, детское пианино. Магнитофон, кассета с музыкой пройденных произведений, флажки, жетоны. |
III этап – итоговый – предоставление опыта работы на сайте МБДОУ, педагогическому сообществу музыкальных руководителей г. Таганрога.
Ожидаемый результат:
- Положительная динамика в развитии интереса воспитанников к музыке.
- Обогащение музыкальной субкультуры воспитанников.
- Развитие индивидуальных творческих проявлений воспитанников.
- Развитие самостоятельной экспериментальной музыкальной деятельности детей.
- Понимание воспитателем необходимости сотрудничества с музыкальным руководителем в решении общих задач музыкального воспитания воспитанников.
- Возникновение интереса к проблеме музыкального развития у воспитателя.
- Творческий подход педагогов к проектированию развивающей предметно - пространственной среды по музыкальному развитию.
Учитывая требования ФГОС ДО в области использования информационных и компьютерных технологий оформлены видеоматериалы для расширения представлений детей о разных видах музыкального искусства, а так же музыкально-дидактические игры в программе Power Point. Содержание музыкальной развивающей среды ориентируется на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам, носит проблемный характер.
Таким образом, система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников. Дети самостоятельно организуют музыкальную игровую деятельность, импровизируют на музыкальных инструментах, организуют представления («Конкурс караоке», «Угадай мелодию», «Голос дети» и др.).
Созданная в ДОУ инновационная развивающая среда повышает интерес к музыке у воспитанников, обогащает их субкультуру, развивает индивидуальные творческие проявления, побуждает к самостоятельной экспериментальной музыкальной деятельности, к проявлению активности, инициативы и творчества, позволяет быстро адаптироваться в пространстве детского сада и быть успешными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
создание развивающей предметно - пространственной среды для развития ребенка
Цель:создание развивающей предметно - пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-630826-1455138729.jpg)
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-738118-1611075918.jpg)
Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1108858-1548667180.jpg)
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/12/picture-1162559-1568298176.jpg)
Статья "Эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста через создание развивающей предметно- пространственной среды"
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены на решение определённых задач, в том числе, на «охрану и укрепление физического и психического здоро...
Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»
Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной ак...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/04/picture-1046074-1530727352.jpg)
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...