Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие ребенка
статья

В статье рассказывается о деятельности ДОУ по изменению развивающей предметно-пространственной образовательной среды развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие ребенка

Казакова Л.А., музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 55

Деятельность ДОУ по изменению развивающей предметно-пространственной образовательной среды развития ребенка проектируется на основе  требований нормативных документов «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В нашем дошкольном учреждении организована развивающая предметно - пространственная образовательная среда в соответствии с образовательной программой, обеспечивающая реализацию содержания пяти образовательных областей («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое») и девяти видам деятельности.

Предметно-пространственная образовательная среда создана на основе критериев ФГОС ДО:

  • содержательно-насыщенная,
  • трансформируемая;
  • полифункциональная;
  • вариативная;
  • доступная;
  • безопасная.

Развивающая предметно-пространственная среда как внешние условия педагогического процесса, позволяет организовать самостоятельную деятельность ребенка, его саморазвитие. Среда, представленная в дошкольном учреждении, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. При создании предметно-пространственной образовательной среды учитываются следующие подходы:

- событийность – атрибуты сделанные руками детей и родителей для праздников (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День России, День Победы)

- сезонность - элементы каждого времени года отражены в оформлении интерьера и атрибутах. Например, осенние листики, зонтики, грибы, дождинки;

 - мобильность - трансформирование среды по желанию и инициативе детей (например, двигающиеся шторы могут создавать пространство сцены, дети могут самостоятельно моделировать пространство, использовать музыкальные инструменты и атрибуты для игр и танцев);

- возрастные особенности – наполняемость ведется с учетом возрастных особенностей воспитанников. Например, в младшей группе это шарманки, музыкальные куклы, ложки, погремушки (по количеству детей в группе), в старшей – добавляются металлофоны и ксилофоны, портреты композиторов, настольные дидактические игры;

- индивидуальные предпочтения - учитываются особенности каждого ребенка при создании среды. Например, для детей любящих петь в среде находятся микрофоны и диски караоке, атрибуты и музыка для танцев – если дети предпочитают танцевать, кассеты и видеозаписи с классической музыкой, дидактические игры, альбомы для настольных игр – предпочитающим малоподвижную деятельность;

- требования к созданию среды образовательной программы и программы «Детство» - центры активности. Например, в центре познания размещены дидактические музыкальные игры, в центре творчества – самодельные музыкальные инструменты, в игровом – атрибуты для танцев, игр, инсценировок.

Специфика создания развивающей среды заключается в рассмотрении ее как «диалога» между ребенком, средой и взрослым. Диалог протекает непрерывно - как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Таким образом, предметно-пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Созданная в нашем дошкольном учреждении музыкальная предметно-развивающая среда проектируется из двух составных мини-сред: культурно-познавательной и индивидуально-творческой.

Культурно-познавательная среда представлена:

  • коллекцией аудио записей классической музыки;
  • видеозаписями балетов-сказок, концертов, фрагментов опер;
  • репродукциями картин;
  • мини-музеем музыкальных инструментов.

В мини-музее происходит знакомство с инструментами их внешним видом, устройством, тембром звучания и историей возникновения. Представлены разнообразные инструменты, фотографии, рисунки с их изображением, а также аудиозаписи со звучанием. На встречах в мини-музее решаются задачи воспитания любви и интереса к музыке и музицированию. Закрепляются знания о струнных, духовых, ударных инструментах. Темы экскурсий мини-музея: «Колокольчики мои»», «История маленькой скрипочки», «Загадки духовых инструментов», «Русские народные инструменты», «Симфонический оркестр» и др.

Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, принимать образ музыканта, певца, разворачивать художественно-творческий процесс музыкальной импровизации.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах дошкольного учреждения организована по трем основным блокам:

- восприятие музыки (слушание музыкальных произведений в аудиозаписи);

- воспроизведение музыки (пение, игра на музыкальных инструментах);

- музыкально-творческая деятельность (импровизированные концерты детей).

Музыкальная предметная среда ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности.

Проанализировав состояние музыкальных уголков в группах, выявив особенности использования их воспитателем в педагогическом процессе, перед музыкальным руководителем встала проблема систематизации самостоятельной деятельности детей в музыкальном уголке с учетом использования репертуара и музыкальных инструментов в соответствие с блоками программы «Гармония» К.В. Тарасовой.

Для этого был разработан проект «Поем, играем и танцуем» по организации музыкальной среды в группе с учетом времени года 

Цель проекта:  создание условий для развития инструментального творчества воспитанников.

Участники: воспитатели  и воспитанники старшей и  подготовительной групп.

Задачи:

- содействовать активизации самостоятельной деятельности воспитанников;

- способствовать развитию творческого музицирования воспитанников.

Инновация проекта – использование карточек-схем, информационно-комьютерных технологий.

I этап – подготовительный – изучение состояния среды в группе, выявление уровня детской самостоятельной деятельности в среде, изучение теоретического опыта, разработка проекта.

II этап – содержательный – оснащение развивающей предметно-пространственной среды аудиокассетами, иллюстративным материалом, дидактическими играми, музыкальными инструментами.

Содержательный этап проекта «Поем, играем, танцуем» по оснащению развивающей предметно-пространственной среды для старшей группы, представленный в таблице.

Развивающая предметно-пространственная среда

Старшая группа (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Блок

Аудиокассеты

Иллюстративный материал

Дидактические игры

Музыкальные инструменты

«Наши любимцы»

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

(«Лебедь», «Куры и петухи», «Королевский марш льва»)

Картинки-раскраски о животных

«Музыкальный зоопарк»

Повторять за педагогом сыгранную на металлофоне интонацию-образ

«Игры с ритмами»

Закреплять разученные на музыкальном занятии оркестровые партии

Металлофон,

Бубны, кастаньеты, треугольники.

«Осенние мотивы»

Вивальди «Осень»,

П.Чайковский «На тройке»

Репродукции картин: Левитан «Золотая осень», Грабарь «Осень».

Видео материал к пьесе П.Чайковского «На тройке»

 «Инструменты симфонического оркестра» обучающая игра – презентация;

«Угадай, на чем играю»;

«Расскажи музыкой»  конкурс музыкальных импровизаций на тему «Дождь»

Металлофон, колокольчики, треугольник.

DVD проигрыватель

«Сказка в музыке»

 Э.Григ «В пещере горного короля»,

М.Мусоргский, «Избушка на курьих ножках»

Иллюстрации к сказкам

«Сказка о волшебном мире музыки, консонансе и диссонансе» с игрой угадайкой. 

«Угадай мелодию». Цель: развитие музыкально-слухового опыта.

Металлофон, детское пианино.

Магнитофон, кассета с музыкой пройденных произведений, флажки, жетоны.

III этап – итоговый – предоставление опыта работы на сайте МБДОУ, педагогическому сообществу музыкальных руководителей г. Таганрога.

Ожидаемый результат:

  1. Положительная динамика в развитии интереса воспитанников к музыке.
  2. Обогащение музыкальной субкультуры воспитанников.
  3. Развитие индивидуальных творческих проявлений воспитанников.
  4. Развитие самостоятельной экспериментальной музыкальной деятельности детей.
  5. Понимание воспитателем необходимости сотрудничества с музыкальным руководителем в решении общих задач музыкального воспитания воспитанников.
  6. Возникновение интереса к проблеме музыкального развития у воспитателя.
  7. Творческий подход педагогов к проектированию развивающей предметно - пространственной среды по музыкальному развитию.

Учитывая требования ФГОС ДО в области использования информационных и компьютерных технологий оформлены видеоматериалы для расширения представлений детей о разных видах музыкального искусства, а так же музыкально-дидактические игры в программе Power Point. Содержание музыкальной развивающей среды ориентируется на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам, носит проблемный характер.

Таким образом, система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников. Дети самостоятельно организуют музыкальную игровую деятельность, импровизируют на музыкальных инструментах, организуют представления («Конкурс караоке», «Угадай мелодию», «Голос дети» и др.).

Созданная в ДОУ инновационная развивающая среда повышает интерес к музыке у воспитанников, обогащает их субкультуру, развивает индивидуальные творческие проявления, побуждает к самостоятельной экспериментальной музыкальной деятельности, к проявлению активности, инициативы и творчества, позволяет быстро адаптироваться в пространстве детского сада и быть успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание развивающей предметно - пространственной среды для развития ребенка

Цель:создание развивающей предметно - пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Статья "Эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста через создание развивающей предметно- пространственной среды"

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены на решение определённых задач, в том числе, на «охрану и укрепление физического и психического здоро...

Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»

Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для  самостоятельной двигательной  ак...