Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»
материал (младшая группа)

Кошкина Татьяна Анатольевна

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь, направленная на развитие мышления, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а современные игрушки и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». В дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_igra_v_teatr_gotovaya.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образовательного

«Дом детского творчества» г. Сосновоборска

Рекомендовано:

Методическим советом

«  »             2014г.

Утверждено:

Директор

«  »         20 14г.

_______________ Т.М. Молоканова

                                 

                                                         

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Игра в театр»

                                              Возраст обучающихся: 3-7 лет.

                                     Срок реализации: 4 года

       

               Автор программы:

                               Галина Александровна Каныгина,

                                    педагог дополнительного образования

                                 высшей квалификационной категории,

                                 заслуженный педагог Красноярского края,

                                         Почётный работник общего образования

                         Российской Федерации

                 

г. Сосновоборск, 2014 г.

Пояснительная записка

«Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо разжечь».

                                                         Мудрец

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Игра в театр» (далее- программа): художественная.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь, направленная на развитие мышления, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а современные игрушки и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». В дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
 

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная игровая деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»

(Л.С. Выготский).

Практическая работа в области детской театральной педагогики показала, что театральной деятельностью не только можно заниматься с дошкольниками, но нужно и просто необходимо, т.к. она даёт мощный развивающий эффект каждой личности маленького человечка. Известно, что каждый родившийся ребёнок, внутри обладает огромным творческим потенциалом. И с годами человек, если не развивается, то становится не творческой личностью, а обыкновенным, «серым» и даже малоспособным человеком. И тем более, чем раньше мы начнём развивать природные способности (в том числе и познавательные процессы), тем быстрее ребёнок проявит себя, как творческая личность. «Говорят, что первые шесть лет ребёнок приобретает треть того опыта, что он приобретёт за всю жизнь. Это не верно: неизмеримо больше!» М.Волошин («Откровение детских игр»).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление в нем самому нести в жизнь благое и доброе. В театре с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, пластика, походка разыгрываются сказки и литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, пластического, сценического).

Цели и задачи программы

Цель программы: раскрытие творческого потенциала, приобретение эмоционально-чувственного опыта дошкольников и адаптация их в социальной среде посредствам театральной игры.

 Задачи   программы:

1. Создать психологически–комфортную атмосферу, способствующую творческому самовыражению каждого ребёнка, а так же приобретению эмоционально-чувственного опыта;

2. Развивать познавательные способности дошкольников, коммуникативные качества личности;

3. Обучать основам сценической грамоты;

4. Развивать нравственную сферу дошкольников, способность к состраданию и сочувствию. Отличительные особенности программы.

   Изучив несколько образовательных программ по театральному творчеству для дошкольников, следует отметить: часть программ направлены в основном на развитие творческих способностей детей средствами театра; другие программы ставят целью развитие эстетических способностей средствами театрального искусства, направленных на гармонизацию отношения ребенка с окружающем миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний. Особый интерес представляют вариативные программы и интегрированные, в которых театрализованная деятельность выступает и проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.). Существуют программы, ориентированные на использование театральных игр воспитателями детских садов и музыкальных работников в своей педагогической деятельности.

  Отличительная особенность данной программы для дошкольников состоит в том, что она находится в системе дополнительного образования по сценическому мастерству начиная с дошкольного возраста ребёнка, продолжается её реализация в младшем школьном, подростковом возрасте и далее - со старшеклассниками. Настоящая программа – это итог многолетней работы педагога с детским театральным коллективом, она является I ступенью - подготовительным курсом Авторской образовательной программы «Сценическое мастерство» образцового театра-студии «Кулиска», освоив которую, дети по желанию могут продолжить театральное образование по основной программе на II ступени - школа юного актёра, далее-III ступень: театр – студия; IV ступень - «Творческая мастерская». Таким образом, осуществляется преемственность разных возрастов детей.

  Данная программа представляет психологодидактический подход к развитию творческого потенциала ребенка. Причем основной акцент делается на развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников, на снятие эмоциональных и психологических барьеров и зажимов, преодоление страха, стеснения, смущения в общении с людьми, которые препятствуют проявлению творческой природы ребенка в различной деятельности, в том числе и игровой.

Программа предполагает приобретение ребёнком нового чувственного опыта, овладение средствами самовыражения, что ведёт к осознанию своего поведения.         Поэтому главной идеей и отличительной особенностью создания программы по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста послужила необходимость предметом работы сделать положительные эмоции ребёнка. А это требует создание таких условий, в которых он проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Поэтому театр понимается как среда, создающая условия для практического проживания различных ситуаций.

           Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актёрского искусства. Смысл любой игры заключается в импровизации поведения в рамках правил, поэтому, на наш взгляд, детей, неспособных к театральной деятельности, нет. «Занятия театральным искусством полезны всем детям, в том числе (и даже в первую очередь) малоспособным. Такое обучение является всего лишь одним, очень эффективным, из путей развития личности ребёнка вне рамок общеобразовательной школы…» (А.П.Ершова).

Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр» построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, на основе творческого и педагогического наследия русских деятелей театра К.С.Станиславского, З.Я.Корогодского, С.В.Гиппиус, А.П.Ершовой. Театральные игры помогают дошкольнику учиться тренировать своё поведение, а главное - видеть в каждом интересного человека, друга, товарища, учиться общению, способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, формированию истинных ценностей.

Возраст детей и сроки реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 4 до 7 лет. Дети этого возраста с удовольствием включаются в игровую театральную деятельность. Ограничений при наборе нет, принимаются все желающие. Группы формируются по 10-15 человек по годам обучения. Так же учитывается степень сформированности интересов к сценической деятельности и запрос родителей. Сроки реализации программы и продолжительность образовательного процесса: 3 года.

Формы и режим занятий

Режим занятий составлен на основе требований СанПИНа. Занятия в первый год обучения проходят 2 раза в неделю по 30 минут - 72 часа в год. На втором и третьем году обучения помимо групповых занятий, которые проходят 2 раза в неделю, проводятся индивидуальные занятия с отдельными исполнителями ролей и чтецами, необходимые при постановке спектаклей, театрализованных праздников, а так же подготовке к конкурсам и фестивалям – 30 минут один раз в неделю. На втором и третьем году обучения предусмотрены постановочные репетиции с вокалистом и хореографом. При выстраивании индивидуального образовательного маршрута конкретного ребёнка учитывается допустимая нагрузка согласно требований СанПИНа, поэтому на конкретного ребёнка в неделю приходится не более двух часов (два часа групповой работы или час – групповой, час – индивидуальной). Общее количество часов для конкретного обучающегося составляет 72 часа в год. Общее количество часов, которое приходится на педагога – 108 часов (с учётом работы в группах и индивидуально).

Форма организации занятий 1 года обучения - групповая. На втором и третьем году обучения - групповая форма обучения, индивидуальные занятия с чтецами и отдельными исполнителями ролей. Постановочные репетиции. Формы организации педагогической деятельности зависят от содержания образовательного процесса. Используются как теоретические, так и практические. Предпочтение отдаётся последним.

          Основная форма занятий игра, именно в состоянии игры ребёнок чувствует себя более раскрепощено и комфортно. Игровое начало – основа всех упражнений и заданий. Увлекательная игровая деятельность снимает усталость, поднимает настроение, повышает качество усвоения преподносимого материала, помогает ребёнку реализовать инстинкт подражания, компенсировать невыполнимые в реальной жизни желания. Именно в игровой деятельности, через реализацию детской потребности в игре, формируются эстетические потребности, игра влияет на интенсивность овладения ребёнком коммуникативных и других жизненно необходимых навыков, способствует развитию важнейших нравственных качеств личности. Игровые формы деятельности являются ведущими как для детей младшего дошкольного возраста, так и старшего. Но содержание изменяется «от простого к сложному» и основано на индивидуальном подходе. Задание может даваться каждому ребёнку разное, в зависимости от его индивидуальных качеств и способностей и результат отмечается как его индивидуальное достижение.

 Применение разнообразных организационных форм, приёмов и средств игровой практики: игры для активного отдыха, разминки - зарядки и для рабочего настроя, развивающие игры, игры на общение, позволяют создать комфортную творческую атмосферу, способствующую самовыражению каждого дошкольника. Ребёнок развивает свои индивидуальные способы познания себя, своих возможностей, окружающего мира и общества, коммуникативные и рефлексивные способности, через активные формы обучения основам сценического мастерства: специальные упражнения и игры на элементы актёрского мастерства, психогимнастика, ролевые игры, сочинение и разыгрывание сказок и этюдов, творческие задания, моделирование ситуаций, драматизацию и инсценировки, сценические импровизации, постановку и показ спектаклей и другие формы сценической деятельности.

     В развитии познавательного интереса, формировании эстетического вкуса, приобретения жизненного и культурно – ценностного опыта, воспитании в себе чувства прекрасного, познании законов добра и зла используются такие формы: экскурсии в музеи, в выставочные залы, просмотр мультфильмов и детских кинофильмов, спектаклей профессиональных и самодеятельных театров, в том числе видеозаписей. Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые предусматривают чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов.  Хотя программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в детском объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В конце первого года обучения воспитанник:

- знает что театр - это здание, где показывают представление и искусство, которое создают люди: артисты и зрители; знает, что такое сцена, зрительный зал, фойе, кулисы, задник, аплодисменты и др.;

- умеет действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно, понимает и соблюдает правила вежливости, аккуратности, красоты;

-проявляет любознательность, познавательный интерес к коллективной игровой деятельности, стремится активно осваивать окружающий мир предметов и вещей, человеческих отношений;

- проявляет навык игрового поведения, соблюдает правила игры, называет свои роли, понимает условность принятых ролей; умеет сосредоточить внимание на предмете, объекте (образе), действии, задании;

- проявляет навыки зрительного, слухового и двигательного восприятия, внимания и памяти: запоминает 5-6 предметов из 10-12, заданные позы, запоминает и описывают внешний вид другого ребенка, увиденные картинки, услышанные звуки, умеет снимать напряжение с определённых групп мышц, выполняет простейшие упражнения на двигательное внимание, темпо-ритм, координацию движений;

 -умеет составлять предложения с заданными словами, самостоятельно, проявляя находчивость, фантазию и изобретательность, выполнять упражнения «Превращаю предмет», «Превращаюсь сам», превращаться в предметы, животных и зверей, сказочных героев;

- умеет делать и называет 6-8 упражнений «гимнастики для лица», знает и чётко проговаривает 5-7 скороговорок, может с определённой интонацией прочитать 1-3 коротких стихотворения;

- владеет способами игровой деятельности со сверстниками и предметами, проявляет первичные умения ролевого поведения, охотно подражает показываемым ему игровым действиям, делает первые попытки творчества: разыгрывает известные русские народные сказки, подражает зверям и животным, выстраивает речевое общение, сопереживает добрым героям, радуется хорошей концовки сказки или истории;

- проявляет интерес к познавательной и сценической деятельности, к интеллектуальному общению (вопросы: Почему? Зачем? Для чего?), в сюжетно- ролевых играх использует жизненные и культурные навыки, высказывает слова и выражения нравственного характера: слова участия, сочувствия, сострадания.

В конце второго года обучения воспитанник:

- отличает театр от других видов искусства, знает истоки русского театра, пополняет словарный запас театральными терминами: афиша, декорация, реквизит, авансцена, карман и др.

- проявляет активный интерес к игровой и сценической деятельности, знает и умеет применять правила работы на сценической площадке, согласовывать свои действия с другими детьми, проявляет сценическую культуру, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, осознаёт общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения, эмоционально переживает оценку его поведения другими;

- владеет определёнными (для возраста) объёмом внимания, памяти, зрительными и слуховыми восприятиями; умеет убирать мышечные зажимы, выполняет упражнения на темпо-ритм и музыкальную импровизацию, пластику рук, тела и координацию движений;

- проявляет способность видеть, слышать, понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним в соответствии с возрастом, умеет слушать партнёра, сопереживать рассказам друзей, имеет навыки концентрации внимания и координации движений в выступлениях на сцене;

- умеет увидеть и самостоятельно различными способами через действие, пластику, речь создавать художественные образы, превращать предметы «Вижу, что дано, отношусь как задано», превращаться сам в других живых и не живых предметы и образы, сочинять и разыгрывать этюды по сказкам;

- умеет делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно, делает артикуляцию (8-12 упражнений), знает около 7-10 скороговорок, 2-3 коротких стихотворения, умеет произносить скороговорки в разных темпах, с различной силой голоса, произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- владеет навыками мышечного двигательного внимания, управлением мышцами: закреплением и расслаблением, координацией движения, крупной и мелкой моторикой, основами пантомимической выразительности;

- может применить полученные знания в социальной, игровой и сценической деятельности, проявляет навыки игрового взаимодействия и общения, способность объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение;

- эмоционально откликается на художественные произведения, в которых с помощью художественных средств переданы различные эмоциональные состояния людей и животных, проявляют способность сделать положительный нравственный выбор, употребляя более точный словарь для обозначения моральных понятий: «вежливый», «честный», «лживый», заботливый» и т.д.

В конце третьего года обучения воспитанник:

- знает что такое роль, образ, эмоции; знает театральные профессии: режиссёр, вокалист, балетмейстер, художник, костюмер, парикмахер, бутафор, контролёр. Знает как вести себя в театре и проявляет навыки воспитанного зрителя;

- применяет законы коллективной творческой деятельности: коммуникативные способности, доброжелательность, согласованность, чувство ответственности, умение слушать друг друга, соблюдать порядок и самодисциплину;

- проявляет активную мотивацию к познавательной, творческой, просоциальной (побуждающей делать добро) деятельности, а так же мотив саморегуляции, в том числе может и стремится эмоционально оценивать поступки свои и других людей;

- владеет основами сценической грамоты: навыком сосредотачивать своё внимание, увеличивает объём памяти, активизировать свою фантазию, органично действовать в предлагаемых обстоятельствах, свободно ориентироваться на сценической площадке, пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;

- владеет навыками речевого дыхания, артикуляцией, правильного произношения гласных и согласных фонем, умеет строить простейший диалог, связно пересказывать и рассказывать текст, используя экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты; выразительно прочитать диалогический и стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями, использует интонационно-выразительные средства в роли, выстраивает речевое общение;

- умеет анализировать поступки и поведение персонажей пьесы, проявляет способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию в условиях магического «если бы», превращать и превращаться, одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по - разному, умение осваивать сценическое пространство, различать чувства, настроение, характеры сценических образов;

- проявляет творческую активность, оригинальное мышление, изобретательность, исполнительские способности (артистичность, смелость, органичность поведения на сцене, способность к перевоплощению);

- проявляет рефлексивные способности: умеет осознать и оценить своё эмоциональное состояние, мотивацию к деятельности, её значимость для себя, близких, окружающих.

  Подведение промежуточных итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме зачётных и контрольных упражнений, творческих заданий, сочинения сказок и этюдов по заданной теме на основе 10- бальной рейтинговой системы, в зависимости от точности выполнения задания. Промежуточная аттестация результатов по пройденному теоретическому и практическому материалу осуществляется через собеседования, игры–викторины, ролевые игры, игры-импровизации, открытые уроки, показ этюдов, сказок, спектаклёй, участие в конкурсах и фестивалях.

В конце учебного года проводится анализ анкетирования учащихся и родителей, мониторинг в сравнении (изменение параметров: эмоциональное состояние, интерес, творческая активность, мотивация и т.д.). Мониторинг с детьми проводится в форме «Цветописи».

Итоговая аттестация проводится в конце третьего года обучения в форме учебного спектакля, степень освоения основами сценического мастерства отслеживается по таблице «Роль в спектакле» через 10 бальную рейтинговую систему. Дошкольники, успешно прошедшие обучение по программе получают звание «Театруля», награждаются Грамотами, Благодарностями и при условии развитого интереса к театру, могут продолжить обучение в Школе юного актёра образцового театра-студии «Кулиска».

Диагностика развития нравственной сферы ребёнка, сформированность его индивидуально-личностных качеств включает исследование когнитивного (познавательного), эмоционального и поведенческого компонента. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение уровня осознания детьми норм и представлений о нравственных качествах. Исследования эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств и отношения ребёнка к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками. В проведении данной диагностики используется методика Капской А.Ю. и Мирончик Т.Л. . Её содержанием является исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития детей. Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания проводится с помощью метода «Беседа», методики «Закончи историю». Для диагностики эмоционального компонента нравственного сознания используются методики «Сюжетные картинки» и «Цветовой тест отношений». Чтобы изучить поведенческий компонент предполагается использование методики: «Подели игрушки», «Проигрышная лотерея», а так же ролевые игры, разыгрывание этюдов, моделирование ситуаций из жизни на нравственно этическую тему.

Учебно - тематическое планирование

Первый год обучения

№ п/п

Темы

Теория

Практика

Всего часов

Формы подведения итогов

1.1.

«Азбука театра»:

- Театр вокруг нас;

-путешествие на сцену и за кулисы;

-актёры и зрители

0,5 ч

1,5 ч.

2 ч.

Игра-викторина

1.2.

«Театр начинается с вешалки»:

- Волшебные слова и поступки;

- Чистота и аккуратность;

- Красота вокруг меня.

-Где живёт добро? Ритуал «Вхождения в сказку»

1 ч.

3 ч.

4 ч.

Игра-викторина,

Ролевая игра, игра-путешествие

1.3.

«Театральные игры»:

- Что есть игра? Правила игры;

- Как мы воспринимаем мир;

-Учимся видеть, слышать, запоминать и представлять;

10 ч.

10 ч.

Открытое занятие

1.4.

«Грамматика фантазии»:

- На что похоже?

-Воображаемый предмет «Вижу что дано, отношусь как задано»;

- Игры – превращения «Превращаю предмет», «Превращаюсь сам»;

- Игры - загадалки

« Я - сказочный герой».

10 ч.

10 ч.

Открытое занятие

1.5.

«Волшебница речь»:

-«Говорим чётко, понятно, громко, выразительно»;

- Гимнастика для лица;

- Непослушные звуки;

- Слушать и слышать.

12 ч.

12 ч.

Контрольные упражнения

1.6.

«Ритмопластика»:

- Основы ритмики и двигательного внимания;

- Пластика рук;

- Расслабление мышц;

- Координация движений.

8 ч.

8 ч.

Контрольные упражнения

1.7.

« Играем сказки»:

- Образы лесных зверей;

- Домашние животные;

- Про людей и про зверей.

6 ч.

6 ч.

Этюды- импровизации

1.8.

Инсценирование русского народного фольклора, детских стихов:

- Постановочные репетиции

16 ч

16 ч.

Роль в этюде, спектакле

1.9.

Промежуточная аттестация.

«Праздник для всех»

4 ч.

4 ч.

Открытое занятие,

мини спектакль

Итого:

1,5 ч.

70,5 ч.

72 ч.

Второй год обучения

№ п/п

Темы

Теория

Практика

Всего часов

Формы подведения итогов

2.1.

«Азбука театра»:

- Что такое театр?

- Кто придумал театр?

-Театр и другие виды искусства;

- Театральный словарь;

1,5 ч.

1,5 ч

3 ч.

Игра-викторина, театральные крестики- нолики

2.2.

«Театр - мир добра и красоты»:

- Театрализованные игры «Подарки Фей» («Добрый мир», «Фея Огня и Нежности», «Фея Сказки);

- «Что такое хорошо» и «что такое плохо»;

- Сочиняем сказки «Окружающий мир»

5 ч.

5 ч.

Ролевые игры, карта настроения. Диагностика

2.3.

«От игры к творчеству»:

- Что мешает творчеству?

- «Гимнастика чувств»;

- Легко ли быть в разном?

10 ч.

10 ч.

Открытое занятие

2.4.

«Грамматика фантазии»:

- Игры- превращения;

- Игры – подражания;

- Сочинение этюдов, сказок

10 ч.

10 ч.

Открытое занятие

2.5.

«Воспитание техники речи»:

- Артикуляция;

- Дикция (скороговорки, гласные и согласные фонемы);

- Речевое дыхание;

- Звукоподражание;

- Речевые этюды (по скороговоркам и стихам)

12 ч.

12 ч.

Контрольные упражнения, скороговорки, речевые этюды

2.6.

«Психогимнастика»:

- Развитие мышечного и двигательного внимания и памяти;

- Расслабление мышц;

- Пластика рук;

- Выразительность жеста и основных эмоций;

- Координация движений.

8 ч.

8 ч.

Контрольные упражнения

2.7.

Драматизация:

- Знакомство с литературным произведением (сказкой, пьесой, стихотворением);

- Этюды по произведению, пробы на роли;

- Постановочные репетиции;

- Показ спектакля зрителями;

- Рефлексия.

20 ч.

20 ч.

Показ спектакля, роль в спектакле.

2.8.

Промежуточная аттестация.

«Праздник для всех»

4 ч.

4 ч.

Открытое занятие.

Миниатюра, спектакль

Итого:

1,5 ч.

70,5ч.

72 ч.

Третий год обучения

№ п/п

Темы

Теория

Практика

Всего часов

Формы подведения итогов

3.1.

«Мир театра»:

- Роль, образ, эмоции;

- Словарь театральных терминов;

- Театральные профессии;

- Искусство быть зрителем;

1 ч.

2 ч.

3 ч.

Игра-викторина

Ролевые игры.

3.2.

«Театр - мир добра и красоты»:

- Театр искусство коллективное;

- «Подарки Фей»: (Фея Вежливости», «Фея Правды», «Мир Дружбы»);

1 ч.

4 ч.

5 ч.

Игры на согласованность,сплочённость, диагностика

3.3.

«Основы сценического мастерства»:

- Художественное восприятие, сценическое внимание, память;

- Действие; - Общение;

- Эмоциональная память;

- Импровизация.

12 ч.

12 ч.

Открытое занятие

3.4.

«Грамматика фантазии»:

- Магическое «Если бы…»

- Продолжение зависит от тебя;

- Путешествия по сказкам;

8 ч.

8 ч.

Открытое занятие

3.5.

«Техника речи»:

- Артикуляционная гимнастика;

- Дикция; - Дыхание;

- Комплексные речевые этюды;

- Интонации и выразительность;

- Речевое общение;

- Стихотворная драматургия

12 ч.

12 ч.

Речевой тренинг

3.6.

«Пластика тела»:

-Жесты, как важное средство выразительности;

- Основы пантомимики;

-Рече - двигательная координация;

-Музыкально-пластическая импровизация

8 ч.

8 ч.

Контрольные упражнения

3.7.

Драматизация:

- Знакомство с литературным произведением (сказкой, пьесой, стихотворением);

- Этюды по произведению, пробы на роли;

- Постановочные репетиции;

- Показ спектакля зрителями;

- Рефлексия.

20 ч.

20 ч.

Показ спектакля, роль в спектакле

3.8.

Промежуточная аттестация.

 Итоговая аттестация.  

4 ч.

4 ч.

Открытое занятие.

Показ спектакля  

Итого:

2ч.

70 ч.

72 ч.

Содержание программы

1 год обучения

  1. «Азбука театра» (2 часа)

 Первоначальное знакомство детей с театром. Театр вокруг нас: театр - здание, где играют спектакль, театр - искусство, которое создают люди - актёры и зрители. Театр возникает когда есть актёры и зрители. Игра - путешествие на сцену и за кулисы, знакомство с театральными словами: фойе, сцена, задник, кулисы, зрительный зал.  Занятия предполагает теоретическую (беседа), зрительную (экскурсия) и игровую (игры на превращения и подражания) формы.

1.2. «Театр начинается с вешалки». (4 часа)

  Приобщение к творческой дисциплине: навыки пунктуальности (приходить на занятия за 15 минут до начала), аккуратности в одежде, на рабочем месте, доброжелательность в отношениях друг с другом в группе. «Красота вокруг меня» - упражнение на умение видеть красивое во внешности, окружающей обстановке, поведении, отличать его от безобразного и неприятного, на создание порядка и комфортности на занятии. «Волшебные слова и поступки», «Где живёт добро?» - наблюдения за поведением окружающих людей и своими здесь, в детском саду, на улице, дома, а так же в сказках и мультфильмах.  Вводные занятия по методике развивающей сказкотерапии А.Ю.Капской, Т.Л. Мирончик: «Знакомство», «Созвездие», «Путешествие в сказочный лес», направленные формирование позитивного отношения ребёнка к своему «Я», создание условий для позитивного взаимодействия детей в группе, отработка мотива взаимопомощи и ответственности. Используются активные формы – Упражнения, ролевые игры, игры-наблюдения, игры-подражания. (4 часа).

1.3.«Театральные игры» (10 часов)

  Что такое игра и как научить ребёнка играть, соблюдая её правила? Конечно же через игру. Знакомство друг с другом в группе происходит в игровой форме. Чтобы ребята быстрее запомнили друг друга проводятся, например, такие игры, как «Знакомство с мячом» - ребёнок не просто называет имя своё или товарища, но и передаёт хорошее настроение, «Слева от меня, справа от меня», «Волшебная палочка», Игры- представления: «Я (называет имя) - сказочный герой», «Я – (имя) – домашнее животное» и т.д.. Через театральные игры у дошкольников развиваются познавательные способности, прежде всего восприятие - зрительное, слуховое, двигательное, образное, а так же внимание, память, воображение. В процессе игры, дошкольники получают не только эмоциональное и эстетическое удовольствие, но и учится видеть, слышать, понимать других  детей и взрослого, но и приобретают опыт общения.

1.4. «Грамматика фантазии» (10 часов)

 Воображение у дошкольника может быть воссоздающим и творческим. У младших дошкольников преобладает воссоздающее воображение, связанное с представлениями, воспринятыми ранее. Зато отличаются яркостью и живостью. Дети учатся сравнивать различные предметы и искать отличия «На что похоже?». На основе проведения игр - превращений «Превращаю предмет», «Превращаюсь сам», воображаемый предмет «Вижу, что дано», игры - загадалки, «Я - сказочный герой» у ребёнка возникает потребность отказаться от подражания и придумать, сочинить своё непохожее действие, представление о предмете, образ. Ребёнку предоставляется возможность фантазировать и выражать себя различными способами: через действие, пластику, игры-воображения, рассказ, этюды по сказкам, этюды - превращения.

1.5. «Волшебница речь» (12 часов)

«Говорим чётко, понятно, громко, выразительно». Первоначальное знакомство ребёнка со способом звукообразования, какие части тела и органы создают звук (челюсть, язык, губы, дыхание). Гимнастика для лица – нижней челюсти, губ, языка развивает речевой аппарат, а так же обогащает мимическую выразительность ребёнка. У многих детей дошкольного возраста существуют проблемы с чистым произношением звуков. «Занимательные скороговорки» и короткие стихи используются для работы над чистотой речи, смыслом, интонацией. Речевая практика способствует развитию умения слушать и слышать, как взрослого, так сверстника.

1.6. «Ритмопластика». (8 часов)

  Включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развиваются основы двигательного внимания, умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно. Раздел включает упражнения на пластику и мелкую моторику рук, развитие координацию движений: «Молоток - пила», «Я - молодец», «Барашек».

1.7. «Играем сказки» (6 часов).

На примере образов героев русских народных сказок, детских стихотворений и рассказов ребёнок учится различать различность поведения, качества характера сценического героя, его индивидуальность. Ребёнок через действие, включение в различные игровые импровизационные ситуации, репетиционные моменты учится преодолевать стеснительность, скованность. Для ребёнка важен сам процесс, потому что на занятиях каждый играет того, кого он хочет играть именно сегодня. Темы для разыгрывания этюдов - сказок: образы лесных зверей; домашние животные; про людей и про зверей. При разыгрывании сказок используется «Перчаточный кукольный театр»

1.8. Инсценирование русского народного фольклора, детских стихов: Постановочные репетиции. (16 часов)

 В русском народном творчестве и фольклоре заключена мудрость народа, основы национальной культуры. Потешки, считалки, скоморошины, театрализованные игры - сценарная основа для первых сценических проб. Есть целый ряд русских народных сказок, в которых добро побеждает зло, сказок о чудесах и героях, которые используются для постановок первого года обучения. Инсценировки стихов К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, В. Орлова, Б. Заходера и других авторов включают детей в коллективность творчества, вырабатывают согласованность действий и хоровую речевую выразительность.  

1.9. Промежуточная аттестация. «Праздник для всех» (4 часа)

 Проходит по мере прохождения тем в форме контрольных или зачётных упражнений, а также два раза в год в форме открытого практического занятия, на котором дети демонстрируют чему научились. «Праздник для всех» (родителей, друзей и для себя) – форма итогового занятия в конце учебного года выбирается по общему желанию детей, родителей, педагога. Это может быть открытое занятие, праздник, концерт, этюдный спектакль, сценические миниатюры, маленькие сказки, инсценировки. В любом случае – это первая публичная презентация. Главное, чтобы была атмосфера праздника, потому что первые шаги в творчестве обязательно должны принести удовольствие и эмоциональную радость от труда (публичной игры). Самовыражение, эмоциональная поддержка близких людей, друзей очень важна для ребёнка, его самооценки, развития интереса к познанию через сценическую деятельность. (4 часа). ИТОГО: 72 часа.

2 год обучения

2.1. «Азбука театра» (3 часа).

    Театр – искусство сценического действия. Истоки театра - народные праздники и обряды, ряженые и скоморохи. Театрализованные народные игры. Отличительные признаки театра от других видов искусства: музыки, хореографии, живописи, кино, телевидения и др. Спектакль – произведение театрального искусства, актёр – театральная профессия, человек, играющий на сцене роль. Зрители – соучастники спектакля. Театр объединяет все виды искусства. Многообразие выразительных средств - литература, музыка, декорации, костюм, пластика. Театральный словарь. Занятия предполагают теоретические беседы, экскурсию по «театральным цехам», игру-путешествие, игры-подражания, игры-представления.

2.2 «Театр – мир добра и красоты» (5 часов).

Освоение содержания этой темы происходит на основе программы развивающей сказкотерапии «Подарки Фей» А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончик: «Добрый мир», «Фея Огня и Нежности», «Фея Сказки» и направлена на формирование нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств, воспитание нравственного поведения. Занятия проводятся в форме «Путешествия в сказку», включают в себя упражнения, игры на взаимодействие, игры- драматизации, ролевые игры, тренинг эмоций, моделирование поведения в различных жизненных ситуациях, имитационные игры, этюды. Методика «Сказкотерапии» позволяет ребёнку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, помогает ребёнку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Заключительное занятие по этой теме «Окружающий мир» направлено на активизацию лучших черт ребёнка, чувственности, восприимчивости и бережного отношения к окружающему миру, умения вслушиваться в звуки природы, снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.

2.3. «От игры к творчеству» (10 часов).

Игровая деятельность направлена на приобретение первого опыта изменения поведения в различных обстоятельствах. Наблюдения за другими ребятами в группе, собственные игры – превращения, представление себя в качестве другого человека, животного, сказочного героя, игры – подражания, ролевые игры активизируют творческую фантазию, развивают познавательный интерес к творческой и сценической деятельности. Развивающие игры и упражнения направлены на развитие у ребёнка познавательных процессов: восприятия зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, мышечного;  внимания произвольного, непроизвольного; памяти и способов запоминания; навыков владения своим телом и поведением, развитие мелкой моторики рук, чувства темпо - ритма, координации движений. В процессе игры дошкольники разрешают для себя вопросы: что мешает творчеству? Легко ли быть в разном? Практика игровой деятельности основана на методике С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств». Предпочтение отдано активным формам – игре, ролевой игре, двигательным, пластическим упражнениям под музыку, творческим заданиям.

 2.4. «Грамматика фантазии» (10 часов        ).

Развитие творческого воображения и фантазии, различных способов увидеть образ в произведениях театрального искусства, музыке, живописи, прикладном творчестве. На основе проведения игр «Превращаюсь сам», «Превращаю предмет», «Превращаю вокруг себя» у ребёнка постепенно возникает потребность отказаться от подражания и придумать, сочинить своё непохожее действие, представление о предмете, образ. Ребёнку предоставляется возможность фантазировать и выражать себя различными способами: через действие, пластику, рисунок, игры-воображения, превращения, речевой рассказ, сочинение этюдов, сказок. 12 часов)

2.5. «Воспитание техники речи» (12 часов)

 Продолжаются занятия на развитие речевого аппарата – артикуляционная гимнастика усложняется. Дикция отрабатывается на основе скороговорок и чистоговорок. Вводится эффективная методика для развития дикции – произношение гласных и согласных фонем с определёнными движениями и пальцев и рук. Подготовительные упражнения для дыхания должны научить ребёнка правильно набирать и выдыхать воздух, не оставляя неиспользованного «дикого» воздуха в лёгких, а главное находить и правильно использовать опору дыхания. Упражнения на «звукоподражание», «звукосочетание» служат как гимнастика для дыхания и как работа над дикцией – чистотой звука. Ребёнок делает первые шаги в осмыслении своего речевого опыта через речевые этюды и короткие стихи с использованием интонации и выразительности.

2.6. «Психогимнастика» (8 часов).

 Основная цель – научить ребёнка сосредоточиться на самом себе, добиться пластической выразительности, развивать психофизические качества мышечной свободы, двигательного внимания, памяти и ловкости, умение расслабляться,  проводить мышцы в тонус, снимать лишнее мышечное напряжение. Продолжается развитие координации движения на основе усложнения упражнений. Контроль и коррекция правильной походки и осанки – научить красоте естественного движения. Мелкая моторика и пластика рук направлена на развитие гибкости рук, подвижности кистей и пальцев.

2.7. Драматизация (20 часов)

  Итогом второго года обучения является постановка учебного спектакля: этюдного, инсценировка стихотворения или рассказа русского писателя, русской народной сказки. С детьми обязательно происходит знакомство с первоисточником (стихотворением, сказкой, миниатюрой, пьесой), обсуждается замысел, ставятся этюды по основным событиям, этюды – пробы на роли. Основную часть работы составляют – постановочные репетиции в выгородке и декорации, в костюмах и с реквизитом, с музыкой и генеральные прогоны. Заключительный этап – показ спектакля зрителям и рефлексия: «что получилось, что не получилось», какие чувства,  эмоции я испытал».

Упражнения на развитие пластичности и выразительности жеста и движений рук, умение с помощью жеста и пластики передавать основные эмоции: «Подводные растения», «Деревья», «Плавники», «Пружинки», «Схватить-бросить», «Прошу, не надо», «Кисти», «Рисуем портрет».

2.8. Промежуточная аттестация. «Праздник для всех» (4 часа)

  Промежуточная аттестация может проходить как в течение года по мере прохождения определённых тем в форме контрольных уроков, тестирования, викторин, игр-путешествий с целью проверки полученных знаний, умений и навыков, так и в середине года в форме открытого урока для родителей с теми же целями. Для диагностика и исследования нравственной сферы дошкольников используются специальные методики: метод беседы, методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест», «Подели игрушку», «Проигрышная лотерея», ролевые игры. В конце года показывается итоговый спектакль для сверстников, родителей и родственников. Заключительный этап – оценка собственной работы и товарищей, рефлексия чувств и эмоций. Итого: 72 часа.

Индивидуальная работа с чтецами и отдельными исполнителями ролей. Постановочная работа с вокалистом и хореографом

 Постановочная работа над спектаклем требует индивидуальной работы с отдельными исполнителями. Кроме того, чтобы спектакль получился ярким, выразительным, эмоционально насыщенным требуется совместная работа режиссёра с вокалистом и хореографом. В настоящее время дошкольники становятся часто участниками различных самодеятельных конкурсов и фестивалей, в том числе актёрских, шоуменов, чтецких. Именно для этого необходима индивидуальная работа с отдельными исполнителями. (36 часов).

3 год обучения

3.1. «Мир театра» (3 часа). 

 Тема предполагает расширение знаний дошкольников о театре – роль, образ, эмоции, перевоплощение. Чем отличается театр «представления» от искусства театра «перевоплощения»? Погружение в театральны термины. Театральные профессии. Зритель – это тоже роль. Занятия проходят в форме театральных игр, в которых дошкольники « примеряют» на себя различные театральные роли и профессии. Практические занятия переплетаются с теоретическими.

3.2. «Театр - мир добра и красоты» (5 часов).

 Театр – искусство коллективное. Тема предполагает формирование следующих принципов и навыков коллективной работы:

 - «Я – частичка целого»;

- « У меня всегда хорошее настроение, ко всем отношусь по-доброму»,

- «От моей дисциплины зависит успех всех»,

- «Я умею управлять своим поведением, действовать согласованно и коллективно,

- Мой принцип отношения к делу: это хорошо, но можно ведь и лучше».

Каждый ребёнок должен почувствовать себя частичкой общего коллектива. С этой целью проводятся игры-разминки, игры и упражнения для рабочего настроя, согласованность действий, творческое самочувствие и эмоциональный настрой, навыков коллективной работы.

 Продолжается работа по программе развивающей сказкотерапии «Подарки Фей»: («Фея Вежливости», «Фея Правды», «Мир Дружбы»), направленная на формирование адекватных форм и коррекцию поведения, способности чувствовать эмоциональное состояние другого человека, закрепление знаний правил доброжелательного поведения, навыков взаимодействия со сверстниками, самовыражению индивидуальности ребёнка.

3.3. «Основы сценического мастерства» (12 часов).

 Зрительные, слуховые, осязательные восприятия и зрительная память (тренинг творческой психотехники.) Внимание: произвольное - непроизвольное; сосредоточенное – рассредоточенное), объём внимания. Способы переключения внимания. Наблюдательность и воображение. Наблюдения за животными. Совершенствование зрительных наблюдений и памяти. Художественное восприятие, сценическое внимание, память.

 Действие – основа сценического творчества. Цель действия – рождения чувства. Характеристика действия - продуктивность, целесообразность, логичность и последовательность, внутренняя обоснованность, активность, непрерывность. Общение. Условия необходимые для общения – внутренние мысли и чувства; объект – партнёр; средства, приёмы общения – слово, жест, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; общение должно быть непрерывным; без участия всех элементов не может быть подлинного общения. Этюды на общение. Невербальные средства общения: тактильные (прикосновения), визуальные (глазами), пантомимические (при помощи мимики и жестов). Импровизация. Развитие творческого, импровизационного самочувствия в представлении, игре-сказке, этюде.

3.4. «Грамматика фантазии» (8 часов).

 Детям даётся понятие - предлагаемые обстоятельства (место и время действия) предыстория, мотивы, определяющие поведение персонажа. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С.Пушкин) Магическое «Если бы» даёт толчок воображению. Важно научиться верить в предлагаемые обстоятельства, действовать органично и правдоподобно. Занятия строятся в форме игрового тренинга на развитие воображения и фантазии на основе методики Джанни Родари «Грамматика фантазии»: игры со словами, рассказ на 2- 3 слова «Бином фантазии», сочинение истории из одного задуманного слова, «Чистый лист», «Старая сказка в заданном ключе», сказки по картинкам, «Что было бы, если бы…»,  «Продолжение зависит от тебя», путешествия по сказкам.

3.5. Техника речи» (12 часов).

Чёткость произношения зависит от подвижности всех органов речевого аппарата. С этой целью проводится гигиенический (поглаживание) и вибрационный (постукивание) массаж. Артикуляционная гимнастика для губ, языка и нижней челюсти. Работа с зеркалом. Работа над дикцией на основе пословиц, скороговорок, коротких стихов, отработка гласных и согласных фонем с движением пальцев и рук, речь в движении. На основе специальных дыхательных упражнений отрабатывается правильная опора дыхания, носовое дыхание.

Интонация – средство развития словесного действия. Текст и подтекст. Значение подтекста: подтекст даёт действенный смысл, сообщает слову уникальность, неповторимость смысла для данного человека в данной ситуации, подтекст слова или реплики – часть поведения человека. Сценическая задача и логическое ударение определяют интонационную и смысловую выразительность речи. Через комплексные упражнения, речевые этюды, стихотворную драматургию (инсценирование детских стихов), исполнение ролей в спектакле отрабатывается логика и выразительность речи.

  3.6. «Пластика тела» (8 часов).

Упражнения данного раздела включают в себя основы пантомимики, упражнения на согласованность действий, образные упражнения на пластику рук, выразительность мимики и жеста, учат создавать образы разных животных с помощью выразительных пластических движений, запоминать заданные позы и выразительно передавать их. Включаются простые упражнения на речедвигательную координацию: «Одновременно-противоположное».

 Музыкально-пластическая импровизация включает упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом, передавать движениями соответствующее музыке настроение, реагировать с помощью движения на ее изменение, ориентироваться в пространстве, слышать начало и окончание музыкального произведения, выполнять движения, подсказанные характером произведения. «Веселый ручеек», «Волна», «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, медведь, заяц», «Змейка», «След в след» и др.

 3.7. Драматизация (20 часов)

 Работа над постановкой спектакля состоит из следующих этапов: знакомство с литературным произведением (сказкой, пьесой, стихотворением); Обсуждение и анализ пьесы: тема, идея, сверх задача, конфликт; Этюды по сюжету пьесы и этюды - пробы на роли; распределение ролей; во время постановочных репетиций происходит разбор основных событий, характеристика действия и анализ поступков действующих лиц в «предлагаемых обстоятельствах»; мизансценирование; работа над ролью; Работа над декорацией, реквизитом, костюмами; репетиции с музыкой и светом. Заключительный этап - показ спектакля зрителям: сверстникам, детям младшего дошкольного возраста, родителям и родственникам. Это всегда эмоционально значимое событие для дошкольников. Рефлексия.

3.8. Промежуточная аттестация. Итоговая аттестация.

Аттестация проводится два раза в год. В первом полугодии - промежуточная аттестация в форме контрольных зачётных упражнений по пройденным темам, открытого урока, показа этюдного спектакля. Итоговая аттестация проходит в конце года в форме учебного спектакля, по итогам которого определяется устойчивость интереса к сценической деятельности (по анкетам обучающихся и их родителей), степень успешности овладения навыками сценической грамоты (таблица «Исполнительское мастерство»), индивидуально проводится диагностика нравственной сферы. Образовательная программа «Игра в театр» является подготовительной ступенькой основной авторской программы «Сценическое мастерство». Успешно закончившие первую ступень учащиеся получают звание «Юный театрал» и зачисляются на вторую ступень - «Школу юного актёра».

Итого: 72 часа.

Индивидуальная работа с чтецами и отдельными исполнителями ролей.

Постановочная работа с вокалистом и хореографом.

На  третьем году обучения у воспитанников проявляется более устойчивый интерес к сценической деятельности, происходит развитие творческих способностей и раскрытие творческой индивидуальности, проявляются навыки совместной игровой и творческой деятельности. Поэтому постановочная работа над спектаклем требует индивидуальной работы с отдельными исполнителями. Кроме того, чтобы спектакль получился ярким, выразительным, эмоционально насыщенным требуется совместная работа режиссёра с вокалистом и хореографом. В настоящее время дошкольники становятся часто участниками различных самодеятельных конкурсов и фестивалей, в том числе актёрских, шоуменов, чтецких. Именно для этого необходима индивидуальная работа с отдельным исполнителями. Методика проведения диагностики познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития дошкольников предполагает индивидуальный подход.

Методическое обеспечение

Средства, методы, материально-технические ресурсы

Средства:

          Театр - одно из ярких средств развития «субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, воспитания высших человеческих потребностей, положительного личностного развития. Эстетическое воздействие театра – действенный способ «прочувствования» и осмысления философских и гуманистических проблем «добра» и «зла». Маленький актёр, проживающий жизнь своего героя, его мысли и чувства, открывает для себя и для зрителей большую духовную силу, новое миропонимание.  Таким образом, ведущим средством реализации данной программы является театральная педагогика.

          В образовательной и творческой деятельности используются технические средства: - компьютер, записи фонограмм спектаклей, фонотека классической, современной, русской народной и инструментальной музыки для проведения тренинговых занятий по сценическому мастерству, технике речи, пластике движений, создания творческой атмосферы, положительного эмоционального самочувствия, а так же создания музыкальной и звуковой партитуры спектаклей, театрализованных программ;

  • Музыкальный центр с мини и компакт дисками, микшерский пульт для качественного воспроизводства и записи фонограмм;
  • Видеокамера  для съёмок занятий по сценическому мастерству , спектаклей с целью анализа  образовательной и творческой деятельности;

- Видеозаписи спектаклей профессиональных, любительских и детских коллективов; уроков сценического мастерства, своих занятий и спектаклей.

Средства наглядности – 

  • Учебные пособия, таблицы, макеты, карточки с творческими заданиями;

- репродукции картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, видеоматериал;

  • Элементы костюмов, декораций, бутафории и реквизита, маски, Наборы кукол «Кукольного театра» – как атрибуты для занятий основами сценического мастерства, сочинения и моделирования сказок, этюдов, ситуаций, миниатюр.

Художественные средства - декорации, музыка, костюмы, маски, парики, бутафория и реквизит;

- занятия вокалом и хореографией – как средство развития творческих и художественных способностей учащихся, а так же выразительные средства необходимые в постановке спектаклей для создания художественного образа, атмосферы спектакля и психофизического самочувствия  актёра, эмоционального эстетического воздействия на зрителей.

Методы:

 1. Метод игрового взаимодействия – основной и ведущий в образовательной и творческой деятельности, направленный решение задачи социального становления ребёнка: развития восприятия и познания, воспитания эмоциональной сферы, способности сопереживать друг другу, проблему общения и взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, самореализацию подрастающего поколения.

         Игровое взаимодействие выступает как развивающий, формирующий позицию и отношение участников процесс игровой практики, формирует навыки рефлексии. Структура игрового взаимодействия тесно связана с содержанием игр, обеспечивающих воздействие на нравственное, эмоциональное и деятельностное изменение ребёнка в результате разнообразных, постепенно усложняющихся, эмоционально насыщенных игровых испытаний, задач, упражнений. Используя методику игрового взаимодействия, необходимо соблюдать некоторые условия: «открытость» игрового пространства, равноправную включенность в игровую деятельность каждого участника (ребёнка и взрослого), возможность выбора, самодеятельный характер, разнообразие организационных форм, приёмов и средств игровой практики. От этого зависит успешность игрового взаимодействия. Этот метод является ведущим на протяжении всего образовательного процесса.

2. Словесный (объяснительно – иллюстративный) для передачи знаний, объяснения теоретического материала, убеждения (беседа, рассказ, диалог, обсуждение, дискуссии и другие устные формы ).

3. Репродуктивный метод, которому в детском творческом коллективе отдано предпочтение , поскольку ребятами лучше усваивается учебный материал, когда они видят глазами, могут повторить, практически выполнить самостоятельно, сравнить с точностью выполнения задания своего товарища.

4. Частично – поисковый метод - Выполнение упражнений на память физических действий, предлагаемые  обстоятельства, развитие воображения и фантазии и другие элементы сценического мастерства; сочинение и моделирование этюдов включают в себя элементы частично – поискового метода. Ребята приобретают навыки самостоятельности, проявляют инициативу, самобытность, получают удовольствие и эмоциональную радость , когда удаётся придумать и показать что-то «необычное». Эти маленькие творческие открытия, как расточки будущего творчества всегда отмечаются и  поощряются педагогом и ребятами.

5. Метод действенного анализа пьесы (этюдный) -  метод работы над спектаклем частично используется при постановке учебных спектаклей.

6. Поощрение и стимулирование, применяются в педагогической деятельности по реализации программы - награждения различными дипломами, грамотами , благодарностями; публикации в печати; наглядный показ промежуточных и итоговых результатов образовательной и творческой деятельности; словесное поощрение на занятиях, репетициях, после показа спектакля.

           В работе с творческим коллективом методы обучения и воспитания, как правило, не используются в чистом виде, а в сочетании друг с другом.

Материально-техническая база - для учебных занятий:

  1. Просторный репетиционный зал с учётом площади, необходимой для безопасного психологического пространства каждого ребёнка.
  2. Палас для занятий тренингом на полу по пластике и сценическому движению.
  3. Стулья (не менее 30 штук) по количеству человек в группе + 10 для выгородок условных декораций для этюдов.

 4. Компьютер, музыкальный центр и фонотека с классической, детской, народной и современной музыкой для тренингов, занятий по вокалу и хореографии.

 5. Видеокамера для съёмок, просмотра и анализа занятий, репетиций, спектаклей.

 6. Реквизит – мячи, скакалки, кегли, обручи для занятий по сценической речи и мастерству. Игрушки для развития внимания, памяти, фантазии. Элементы костюмов, декораций, маски и театральный реквизит.

 7. Реквизит для игротеки.

Для осуществления театральных постановок:

  1. Театральный зал со сценой, гримировочной комнатой и зрительным залом.
  2. Одежда сцены – занавес, кулисы, падуги, задники (4-5 для различных постановок), супер занавесы.
  3. Световое оборудование – световой пульт, прожектора, софиты, световые эффекты.
  4. Компьютер, музыкальный центр с мини и компакт дисками, акустикой. Микрофоны. Микшерский пульт.
  5. Костюмерная, комплекты костюмов для 7-8 спектаклей и материалы для изготовления костюмов и масок (ткань, поролон, швейная машинка, нитки, иглы, фурнитура).
  6. Декорации, бутафория и реквизит. Материалы для изготовления (ткань, картон, бумага, масляные краски, различные виды клея и т.п.)

Литература для детей и родителей:

1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» Л., «Детская литература», 1990.

2. Антарова К. «Беседы К.С. Станиславского» М., «Советская Россия», 1990

3. Бояджиев Г.Н. « От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров»

  М., «Просвещение» , 1981.

4. Корогодский З.Я. «Ваш театр» М., «Знание», 1984.

5. Крис Кадрон « Раскрашиваем лицо. Театральный грим.» М., « Росмэн», 1998

6. Моров А.П. «Три века русской сцены» М., «Просвещение» 1978 г. – 1 к.                                М., «Просвещение» 1984 г. - 2 к.

7. Мочалов Ю. « Первые уроки театра»   М., «Просвещение» 1985 г.

8. Станиславский К.С. « Моя жизнь в искусстве» М., « Искусство» 1954-55 гг.

9. Энциклопедический словарь юного зрителя  М., « Педагогика» , 1990 г.  

Литература используемая педагогом:

1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду – М., 2003.

2. Выготский Л.С. « Психология искусства»  Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 г.

3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»,  М.: «Просвещение», 1991 г.

4. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств. Тренинг актёрской психотехники»   М-Л., «Искусство» , 1967 г.

5. Головин Б.Н. «Как говорить правильно». Заметки о культуре русской речи.  М., «Высшая школа» , 1988 г.

6. Доронова Т. Н. «Играем в театр». Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение" 2004.

  1. Иванова Г.П. Театр настроений . Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2006.

8. Кошманская И. П. Театр в детском саду. – М.,2005.

9. Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту». Красноярск, 1999 г.

10. Корогодский З.Я. « Первый год. Начало», « Второй год. Продолжение»,

 « Этюд и школа».  М., «Советская Россия», 1973-75 гг.

11. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. - СПб: Речь. 2006.

12. Кох И.Э. « Основы сценического движения» Л., «Искусство», 1962.

13. Михайличенко Н.А. « Риторика» М., « Новая школа», 1994 г.

14 «Одарённые дети» под ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М., М., «Прогресс», 1991 г.

21. Пиз А. «Язык телодвижений» Ай Кью , 1992 г.

22. Родари Дж. «Грамматика фантазии» М., 1978 г.

23. Станиславский К.С. «Работа актёра над собой» часть 1, 2 , ПСС т.2, 3. М., «Искусство», 1954-55 гг.

24. Стряпчева Т. А. «Развитие театрализованной деятельности старших дошкольников в условиях реализации основной программы дошкольного образовательного учреждения», Новокузнецк, 2012.

25. Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников». Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

26.«Уроки театра в школе» под ред.Ершовой А.П., Сомова В.П.                 М., НИИ художественного воспитания, 1992 г.

27.Чистякова М.И. «Психогимнастика» М., «Просвещение», 1990 г

28. Хромова С. «Психологические игры для детей» С.– М.,2008.

29. Художественное творчество детей: образовательные программы. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010.

30. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика- Синтез, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Играй и развивайся"

Данная программа предназначена для организации занятий в учреждении дополнительного образования детей в возрасте 3-4 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа "Играя, развиваюсь"

Задачи программы:1. Развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений.2. Развитие творческих способностей и воображения.3. Развитие сенсомоторных навыков.4. Развитие коммуникативных навыков ребенка....

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играем с логическими блоками Дьенеша" для детей 4 - 5 лет

Программа содержит систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико - математического мышления детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет)....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Игра «Городки» для дошкольников»

Народные виды спорта - важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может городиться своими исконно народными, дошедшими до нас  с древних времен игра...

Дополнительная образовательная программа «Игры с Буквами» социально-педагогической направленности по обучению детей элементам грамоты Для воспитанников 3-4 лет

Известный российский психолог Р. С. Немов, а также многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к трем-четырем годам. Именно этот период считают периодом &laq...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играй и развивайся»

Программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические группы...