Дополнительная образовательная программа "Играй и развивайся"
рабочая программа (младшая группа) по теме

Павлова Виктория Викторовна

Данная программа предназначена для организации занятий в учреждении дополнительного образования детей в возрасте 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlova_-_malyshok.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

Утверждено

Педагогическим советом

от «____»_______________20___ г.

Протокол №_________________

Директор МОУДОД ДДЮТ

__________________Л.Ф.Рязанцева

«_____»_______________20______г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 в рамках комплексной дополнительной образовательной программы «СТУПЕНИ»

«Играй и развивайся»

Возраст: 3-4 года

Срок реализации:  1 год

Направленность: социально-педагогическая

Уровень образования: дошкольное

Вид программы: адаптированная

Составитель: педагог дополнительного образования

Павлова Виктория Викторовна

г. Новомосковск

2013 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Экспериментальная площадка «Малышок» создана в рамках студии  раннего эстетического развития детей  «Росток». Необходимость данного эксперимента социальным заказом родителей на развивающие занятия с детьми 2,5 – 3 лет, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные учреждения и находящихся на домашнем воспитании, и Муниципальной программой «Обеспечение единства стартовых возможностей в подготовке детей к школе».

   Актуальность программы в том, что с каждым годом возрастает процент детей, не посещающих ДОУ. Это вызвано различными причинами – дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждений, ослабленное здоровье ребенка, желание родителей заниматься домашним воспитанием самостоятельно. В связи с этим возрастает потребность родителей в информации по вопросам развития и воспитания детей, подготовке их к вхождению в социум.

   Экспериментальная площадка «Малышок» ставит своей целью  апробацию занятий с детьми раннего дошкольного возраста, находящихся на домашнем воспитании. Программа «Чудеса» разработана с целью оказания помощи  в социализации личности детей младшего дошкольного возраста, находящихся на домашнем воспитании и реализуется в рамках комплексной дополнительной образовательной программы «Ступени» в студии раннего эстетического развития детей «Росток». Имеет социально- педагогическую направленность. Возраст детей 3-4 года.

      Адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены. Резкий переход малышей в новую социальную ситуацию может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, в  связи с неизбежным пребыванием малыша в стрессовом состоянии. Дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения  больше других подвержены стрессу в новых условиях. Поэтому  так важно еще на раннем этапе дать возможность ребенку приобрести позитивный опыт общения в детском коллективе в условиях развивающей ситуации.

       Программа «Чудеса» основана на отечественной теории решения изобретательских задач – ТРИЗ и на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, с учетом возрастных зон ближайшего развития.

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности свойственных младшему дошкольному возрасту.

                        ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ.

  1. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.
  2. ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ – ВОСПРИЯТИЕ.
  3. ПЕРЕХОД ОТ МАНИПУЛЯТИВНОЙ ИГРЫ К РОЛЕВОЙ.
  4. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА ДРУГИМ.
  5. ПОЯВЛЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ.
  6. РЕБЕНОК ДОБИВАЕТСЯ НОВОГО СТАТУСА, ВСЛЕДСТВИИ ЧЕГО ПРОЯВЛЯЕТ УПРЯМСТВО И НЕГАТИВИЗМ.
  7. РАЗВИТИЕ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ СТАНОВИТСЯ  ВНЕСИТУАТИВНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ.
  8. ПРИ НОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМО ПОЭТАПНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (ДЕЛАЙ, КАК Я).

                              Задачи программы:

  1. Развитие интереса детей к совместной деятельности.
  2. Развитие  мыслительной активности.
  3. Приобретение детьми позитивного опыта общения в коллективе.
  4. Обогащение сенсорного опыта.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Повышение адаптивных возможностей детей .
  7. Знакомство родителей с методами воспитания и развития детей и возрастными особенностями раннего и младшего дошкольного возраста.

АДРЕСАТ:

  1. Дети   3 -4 лет, не посещающие ДОУ (группы в количестве 5-6 человек)
  2. Родители, или лица их заменяющие

                           СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

       Система восприятия является основой для формирования всех психических функций. Внимание детей обращается на один из каналов восприятия последовательно.  Мотивация деятельности детей на занятиях носит игровой характер. Самостоятельная игровая, экспериментальная и изобразительная деятельность является самой оптимальной формой для развития и усвоения материала. Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.

Предметная деятельность становится ключевой для развития мышления ребенка. Произвольная предметная деятельность формируется у детей, начиная с младенческого возраста при поддержке взрослых, а позднее и в детском коллективе. На основе предметной формируется орудийная (с применением орудий труда), а затем и продуктивная деятельность. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности — наглядно-действенного мышления в простейших формах.

     Программа «Играй и развивайся» носит развивающий и познавательный характер, представляет собой систему занятий по обогащению сенсорного опыта с элементами изодеятельности    и не имеет противопоказаний.

Занятия программы «Играй и развивайся» объединены в три блока:

  1. «Основы тактильного восприятия» направлено на развитие тактильного восприятия. Дети учатся обследовать предметы, сравнивать их высказываться о том, что чувствуют их ручки. Здесь делается акцент на различных свойствах окружающих предметов и материалов, но не на приобретении знаний о качествах, а на обогащении чувственного опыта. Используются элементы песочной терапии. Игры с песком дают хороший расслабляющий и раскрепощающий эффект. Во время игры с песком дети свободно выражают свои чувства. Обогащение тактильного опыта также идет через различные техники изобразительной деятельности. Это рисование пальчиками, ладошками, крупой,  пластилином, поделки из соленого теста, ваты и природного материала (сухих листьев, шишек, веточек, ракушек).

  1. Во время «Основы звукового восприятия» дети учатся узнавать различать звуки и копировать их, что способствует развитию слухового восприятия. На первых занятиях этого блока «Путешествие на корабле», «Прогулка по лесу» дети только слушают и вспоминают звуки, которые они слышали раньше. А затем детям предоставляется возможность сравнить звучание различных предметов с помощью путешествия в мир звуков, игровых экспериментов. Дети самостоятельно изготавливают погремушки различные по звучанию. Заключительные занятия данного блока направлены на развитие способности подражания звукам. Это занятия:  «В зоопарке», «Деревенский двор», « Птичий базар».

  1. Попав на «Основы зрительного восприятия» активизируем зрительное восприятие. Дети сравнивают цвета и формы, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся использовать фигуры в аппликациях, соотносить по цвету и форме разные предметы с помощью экспериментов. Через изобразительную деятельность обращаем внимание детей на то, как цвет меняет окружающий мир.

                     Каждое занятие включает в себя три составные части:

Вводная часть направлена на создание мотивации у детей, эмоционального настроя, на объединение группы. Это игры – приветствия (для каждого блока свои), подвижные игры, элементы психогимнастики (считалочки, стишки, сопровождающиеся движениями). Пальчиковые игры для блока  «Основы тактильного восприятия», дыхательная гимнастика для блока «Основы звукового воспириятия», гимнастика для глаз для блока «основы зрительного восприятия». (Приложение 1)

Основная часть занятия направлена на решение задач программы путем организации экспериментальной деятельности с игровыми  и бытовыми предметами, природным и прикладным материалом. Это сенсорные игры и упражнения, творческие задания с элементами изодеятельности. (Приложение 2).

Заключительная часть направлена на  закрепление положительных эмоций, полученных на занятии, развитие самостоятельности у детей через свободную игровую деятельность.

Срок реализации программы «Играй и развивайся» 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность - 45 мин.

    Особенность программы «Играй и развивайся» в системе занятий. Занятия проводятся совместно с родителями. Ребенок не посещающий дошкольное образовательное учреждение находится в контакте с родителями, с домашней обстановкой в течение всего дня. Поэтому так важно сделать родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Присутствуя на занятиях, родители обучаются приемам взаимодействия с ребенком и получают знания об особенностях развития детей в данном возрасте, наблюдая и участвуя в занятиях. Родители получают памятки по вопросам развития детей 3 – 4 лет (Приложение 3). Тематика сообщений может меняться в зависимости от потребностей родителей.

После обучения по программе «Играй и развивайся» дети:

  • имеют точные представления о назначении окружающих предметов,
  • активно обследуют предмет, совершают разнообразные манипуляции с ним, совершают много различных культурно-фиксированных действий; проявляют выраженный интерес к предметам,
  • полностью поглощены деятельностью, действуют сосредоточенно, длительно сохраняют интерес;
  • имеют осмысленные звуковые восприятия;
  • выражают яркие положительные эмоции;
  • предпочитают действовать самостоятельно;
  • добиваются оценки взрослого и учитывают ее в своих действиях;
  • упорно пытаются добиться правильного результата, варьируя способы действия, сопровождают свои действия речевыми высказываниями.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.

            Результативность программы можно отследить с помощью:

1. Включенного наблюдения за детьми во время занятий и свободной игровой деятельности. Данные наблюдений фиксируются в индивидуальных картах наблюдений (Приложение 4) 3 раза в год: сентябрь январь и май.

2. Проведения итоговых праздников: «Праздник осени», «Новогодняя елка», «Мамин день», «Праздник лета»

3. Анкетирования родителей с целью сбора данных о семье и индивидуальных особенностях детей и ожиданиях родителей в начале года и с  выявления удовлетворенности результатом – в конце года. (Приложение 5)

4. Диагностики уровня познавательного развития детей в начале учебного года и в конце. (Приложение 6)

                                    II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

ТЕМА

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2

Основы тактильного восприятия

2

9

11

3

Основы слухового восприятия

2

9

11

4

Основы зрительного восприятия

2

9

11

5

Итоговое занятие

1

1

2

        Итого:                  

9

27

36

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                   

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория.  Знакомство с детьми и родителями. Введение в программу.

Практика. Адаптация детей к кабинету и предметам. Проведение свободной игровой деятельности.

Тема 2. Основы тактильного восприятия – 11 часов.

Теория. Знакомство с названиями и  деревьях. Сравнительные характеристики листвы различных деревьев. Элементы песочной терапии. Правила работы с песком. Знакомство с пальчиковой гимнастикой. Введение понятия «твердое – мягкое». Правила работы с соленым тестом. Знакомство с фруктами и овощами. Сравнительные характеристики фруктов и овощей.

Практика. Выполнение заданий по изучению и сравнению признаков листьев деревьев, грибов, фруктов и овощей. Выполнение заданий по развитию тактильных ощущений. Выполнение простейших аппликаций из готовых частей с помощью родителей. Проведение игр на развитие тактильных ощущений (с песком, соленым тестом, пластилином, ватой, пуговицами, бусинками и т.п.). Проведение подвижных игр. Рисование пальчиками и ладошками. Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики.

Тема 3. Основы звукового восприятия – 11 часов.

Теория. Знакомство со звуками города, природы. Введение понятия «громкий-тихий», «звонкий – глухой».

Практика. Прослушивание различных звуков (города, природы и т. п.) Экспериментирование с различными звуками. Проведение шумовых игр. Изготовление простейших погремушек. Подражание голосам животных, птиц. Проведение игр на развитие слухового восприятия и навыка узнавания, сравнения различных звуков. Выполнение рисунков, аппликаций для развития тактильного восприятия. Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики. Проведение подвижных игр.

Тема 4. Основы зрительного восприятия – 11 часов.

Теория. Введение в словарь названий основных цветов. Основы классификации по цвету. Первоначальные знания о геометрических фигурах. (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Закрепление знаний о геометрических фигурах и основных цветах. Введение понятий «большой-маленький», «высокий-низкий», «длинный- короткий».

Практика. Выполнение упражнений по выработке умений называть цвета, различать по форме геометрические фигуры. Выполнение заданий на закрепление понятий «большой-маленький», «высокий-низкий», «длинный- короткий». Выполнение аппликаций с помощью родителей из готовых наборов и частей. Выполнение рисунков с использованием разных материалов (песок, крупа, мятая бумага, салфетки, цветная бумага и т.д.). Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики. Выполнение элементов песочной терапии. Работа с конструктором «Лего». Проведение подвижных и дидактических  игр.

Тема 5. Итоговое занятие – 2 часа.

Теория. Подведение итогов обучения. Поощрение детей.

Практика. Выполнение творческой коллективной работы. Проведение итогового праздника.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

                                ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

   С помощью действий с различными бытовыми, игровыми предметами и природным материалом происходит сенсорное обогащение. Ребенок получает разнообразные впечатления (сенсорные ощущения), которые побуждают его к дальнейшему исследованию в практической деятельности. Игровые эксперименты дают возможность развить творческую фантазию и получить удовольствие от своих ощущений.

                                     ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Изодеятельность ребенка выступает важнейшим инструментом коммуникации, самовыражения, повышения уверенности в себе для данного возраста. Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет добиться успехов в развитии и проявлении детской одаренности уже в младшем дошкольном возрасте. Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Важен не результат, а сам процесс рисования, который доставляет детям удовольствие. Совместная изобразительная и игровая деятельность укрепляет и корректирует детско-родительские отношения.

                        СВОБОДНАЯ  ИГРОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению  Д.Б.Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка дошкольника. Игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Согласно Ж.Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением. Игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт. С игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности, могут контролировать собственную жизнь. Особенность недерективной игры в том, что на занятии педагог предоставляет ребенку возможность реализации своей потребности в самостоятельности, что в дальнейшем позволяет ребенку испытывать гордость за свои даже незначительные достижения.

                        МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Игровой реквизит: строительный материал, предметные игрушки, мозаика, мягкие игрушки, шумовые инструменты, тематические наборы «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Зоопарк», «Домашние животные», шнуровки, пазлы, деревянные вкладыши.

2. Музыкальное сопровождение: аудиозаписи детских песен, звуки природы, музыка для релаксации, голоса леса.

3.Технические средства: МР 3 – проигрыватель

4. Дидактические игры

5. Канцелярские товары: краски, кисточки, пластилин, клей, картон, цветная бумага, ножницы, восковые мелки, карандаши,

6.Заготовки природного и бытового материала  для поделок: шишки сухие листья, ракушки, песок, крупы, бусинки, яичная скорлупа, пенопласт, нитки, ткань и т.д.

V. ЛИТЕРАТУРА

1.Венгер Л.А. «365 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6». М. «Гелеос», 2008г.                                          

2.Прима Е.В, Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. «Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных. учреждений»;.          М. «Владос», 2003г.

3.Лютова Е.К. Монина Г.Б.  «Тренинг общения с ребенком в период раннего детства». С-Пб. «Речь» 2005г.

4.Рыжова Н.В.  «Развитие речи в детском саду». Ярославль: Академия развития. 2007г.

5.Новиковская О.А. «Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев».

      С-Пб «Сова», 2006г.

6.Казакова Р.Г, Сайганова Т.И.. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».   М.ТЦ «Сфера», 2004г.

7.Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. «Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик – семицветик».          С-Пб. «Речь», 2005г.

8.Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми». С-Пб «Речь», 2006г.

9.Сучкова Н.О.  «Арт-терапия с детьми». С-Пб. «Речь», 2008г.

10.Киселева М.В.  «Арт-терапия в работе с детьми». С-Пб. «Речь», 2008г.

11.Шустерман М.Н. Шустерман З.Г.   «Колобок и все – все – все. Или как раскрыть в ребенке творца».   С-Пб. «Речь», 2006г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №17  г. Нерюнгри  Рассмотрена на педагогическом советеМБДОУ №17 г. НерюнгриПротокол от «__»_____________2015г. ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №17  г. Нерюнгри  Рассмотрена на педагогическом советеМБДОУ №17 г. НерюнгриПротокол от «__»_____________2015г. ...

Дополнительная образовательная программа "Развиваем творчество"

№СодержаниеНомер страницыI. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ 1.1Пояснительная записка11.2Возрастные особенности21.3Индивидуальные особенности2II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ 2.Содержательный раздел 32.1·...

Дополнительная образовательная программа "Развиваем творчество"

    С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, расширения образовательной области, воспитанникам предоставляются бесплатные услуги. Воспитатели р...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»

Направленность программы – естественно-научная. Программа «Развиваемся, играя», направлена на познавательное и творческое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством раз...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Играем, развиваемся, растем" по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для детей 3-5 лет.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе

Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...