Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"
материал по развитию речи (младшая группа)

Тюканько Ольга Викторовна

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_formirovanie_rechi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников.

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». 

Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно  в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

       Хорошо развитая речь – главная составляющая гармоничного и полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у него речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому  актуальной становится задача  своевременного речевого развития  у детей начиная с раннего детства.

    На сегодняшний день существует ряд причин,  связанных с нарушением речи у детей:

-  у многих  имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);

-  артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);  

- недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

   Важную  роль на этом этапе развития играет педагог. Речь взрослого  должна быть абсолютно правильной,  литературной и служить  образцом для подражания детьми -  ритмичной, плавной, оптимальной по  громкости - не чрезмерно тихой, потому что  это может снизить слуховое восприятие и  т внимание воспитанников, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению. По тону речь воспитателя должна быть вежливой.

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «развитие звуковой и интонационной культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие». Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.

    В дошкольной методике этот вопрос освещён в работах О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберга, А.И. Максакова, М.Ф. Фомичевой, Ф.А. Сохина и других педагогов. В понятие "звуковая культура речи" включается работа над правильным звукопроизношением, словопроизношением и интонационной выразительностью речи.

   Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми.  

    О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи».

     Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. 

    Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

  • подготовка артикуляционного аппарата;
  • уточнение произношения звука;
  • закрепление звука в словах, фразовой речи.  

   Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

   Задачи воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников:

  1. Воспитывать речевой слух, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух, слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи.
  2. Формировать  правильное произношение всех звуков родного языка: развивать артикуляционный аппарат; работать над речевым дыханием; вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом; формировать нормальный темп речи.
  3. Воспитывать интонационную выразительность речи, то есть умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.                                      

          Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников:

  1. Совместная образовательная деятельность по речевому развитию воспитанников.
  2. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия - слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.
  3. Дополнительная и индивидуальная работа по звуковой культуре речи в режимных моментах: различные дидактические игры, упражнения в игровой форме, артикуляционные гимнастики; подвижные и малоподвижные игры.

Для воспитания звуковой культуры речи целесообразно примеять  следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?», «Что делала Маша», «назови детёныша животного», «Логокуб» и др.);

- подвижные или хороводные игры с текстом («Жуки», «Весёлые обезьянки», «Лошадки», «Каравай» и др.);

- дидактические рассказы с включением заданий для детей (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, потешек, игровые упражнение «Подуем чай», «бабочка, лети!», «Весёлая пчёлка»  и др.)

   В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно    используя  помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь со специалистами дошкольного учреждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Развитие связной речи у младших дошкольников

формы и приемы развития связной речи...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи"....