Картотека коммуникативных игр для дошкольников
картотека (старшая, подготовительная группа)

В картотеке представлены игры на развитие коммуникативных умений, навыков взаимодействия, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_igry.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составила Г.Ф.Злобина,

воспитатель

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимся дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.

«Путанка»

Цель: активизация группы, переживание группового единства.

Ход игры: По предложенной детьми считалке выбирается ведущий, он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг, не разжимая рук. Они начинают запутываться - кто как сумеет, водящий распутывает «Путанку», не разжимая рук запутавшихся.

«Весы»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, умения действовать сообща.

Инструкция: «Давайте по играем в весы. Разделитесь по трое. Один будет продавцом, а двое чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что-нибудь на чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем».

Ход игры: Сначала воспитатель (сейчас он продавец) выбирает двух детей, «кладет» на одного из них «товар» И показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом ребята играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи.

«Охота на динозавриков»

Цель: обучение взаимодействию различными способами (вербальными и невербальными). Игра способствует формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнера по общению.

Ход игры: Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего - найти, у кого в руках динозаврик.

«Кто тебя позвал, узнай?»

Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.

Ход игры: Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза - водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего - отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знают друг дpyгa, можно усложнить задание, предложив игрокам изменить голос.

«Рисуем всей группой»

Цель: упражнение способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать и выберите себе место. Для рисования я дам каждому только один мелок (фломастер), но, наверное, вам захочется сделать свои рисунки разноцветными? Тогда нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Магазин игрушек

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;

 «Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;

«Копна» — дети поднимают руки над головой;

«Кочки!» — все приседают.

Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?

ДРАКОН

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

МЕНЯЛКИ

 Цель: развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

 Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Дрозды

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего  партнёра.)

У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

Я твой друг!

Ты мой друг!

Мы любим друг друга! (обнялись)

Ручеёк

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

Тень

Цель: развивать коммуникативные навыки.

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.    

Внимание! Розыск!

Цель: развивать связную речь, внимание и наблюдательность, коммуникативные навыки.

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится    

Почта

Цель: развивать коммуникативные навыки,  согласованность движений.

Ход: игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из страны сказок.

— А что там делают?

— Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.).

Играющие имитируют или выполняют названное действие.

Дедушка Мазай

 Цель: развивать коммуникативные навыки,  согласованность движений.

Ход игры: участники сидят на стульях, выбирают деда Мазая.  Все остальные отходят от него и договариваются, что будут показывать. После чего идут и говорят:

- Здравствуй, дедушка Мазай, с длинной белой бородой, с карими глазами, с белыми усами»

- Здравствуйте, детки! Где вы были, что делали?

 - Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем.

Все выполняют движения, о которых договаривались. Когда дед отгадает, играющие разбегаются, а он их ловит.

Черный, белый - не берите, «Да» и «Нет» - не говорите

 Цель: развивать внимательность, умение следить за своими ответами в ходе игры, развивать коммуникативные навыки.

Ход игры: игра начинается так:

Вам прислали сто рублей,

 Что хотите, то купите,

 Черный, белый не берите,

 «Да», «Нет» не говорите.

После этого водящий ведет разговор, задавая вопросы. Тот, кто сбился в ответе, отдает водящему фант. После игры, проштрафившиеся выкупают свои фанты, выполняя различные задания.

Краски

 Цель: закреплять знание цвета и оттенков; развивать коммуникативные умения.

Ход игры: выбирают хозяина и двух продавцов. Все остальные игроки – краски, которые выбирают себе цвета. Покупатель стучится:

- Кто там?

 - Покупатель.

 - Зачем пришел?

 – За краской.

 - За какой?

 - За голубой.

Если данной краски нет, хозяин говорит: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

Выигрывает тот покупатель, который угадал больше красок.

Птицы

 Цель: закрепить знания детей о различных птицах; развивать коммуникативные навыки.

Ход игры: играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные  - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит

- Зачем пришел?

 - За птицей!

 - За какой?

Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.

Ловля рыб

 Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, развивать коммуникативные навыки, волевую регуляцию.

Ход игры: игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор:

- Что вы вяжете? (рыбы)

-Невод (рыбаки имитируют движения)

 - Что вы будете ловить?

 - Рыбу.

 - Какую?

 - Щуку.

 - Ловите.

Как тебя зовут? (Метла)

Цель: развивать у детей коммуникативные умения и чувство юмора, самоконтроль.

Участники игры садятся на стулья. Ведущий  (взрослый) подходит к каждому ребёнку и даёт имя (любое слово).

После этого ведущий будет задавать вопросы.

 На все его вопросы надо повторять только «своё слово».

Отвечать надо быстро, не задумываясь. И ещё: ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем идёт диалог, должен отвечать серьёзно. Даже улыбаться нельзя.

Вопросы могут быть самые разные:

— Кто ты?

— Метла.

— А это у тебя что?

— Метла.

— А что ты ел сегодня утром?

— Метлу!

— А на чём ты ездишь по городу?

— На метле.

— А чем ты пишешь в своей тетради?

— Метлой.

И т.д.

 Если тот, кого спрашивают - ошибётся или засмеётся, должен дать фант, он выходит.        После того как ведущий  со всеми поговорит, начинают разыгрывать (или выкупать) фанты.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: развивать представления детей об окружающем, развивать коммуникативные умения: слушать, отвечать на вопросы.

Ход: ребенок и взрослый стоят напротив друг друга. Взрослый произносит слова: «Я знаю пять названий цветов» и бросает мяч ребенку. Тот ловит мяч, называет цветок (василек) и бросает мяч снова взрослому. Взрослый ведет счет: «Василек – один…) и снова перебрасывает мяч ребенку. И так до тех пор, пока ребенок не назовет пять названий.

Далее взрослый предлагает назвать пять животных, птиц, деревьев и т.п.

Водяной

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «водяной» становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает одну руку вперед. Это указатель.
Описание игры.

Играющие хором громко произносят:
«Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку —
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!»
После слова «Гори!» Водяной открывает глаза и старается осалить кого-нибудь из убегающих играющих. Осаленный встает в круг и представляет номер художественной самодеятельности. После чего он становится «Водяным».
Правила игры:

1) Осаливать можно только в пределах  ограниченного круга.

Варианты:

1) Водящий с закрытыми глазами должен прикоснуться к играющему, на кого показал рукой. При этом играющие стоят на месте. Пойманный становится «Водяным».

2) После  3-4 раз повторений выбирается новый «Водяной»

Береги руки

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга.

Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх.

По сигналу воспитателя: «Береги руки!» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих.

Как только стоящий в кругу ребенок заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда появятся 2-3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого ребенка (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

«Подушка»

Цель: воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения  при помощи телесных контактов, развитие чувство такта, партнёрских отношений.
Дети встают в круг, взявшись за руки. В центре стоит ведущий с подушкой. Дети идут по кругу, ведущий идёт в противоположную сторону, все поют песню. 
Ты легка моя подушка, 
Мягкая такая,
Кто кладёт тебя под ушко-
Сразу засыпает.
Выбрать друга иль подружку, 
На эти слова ведущий выбирает друга и протягивает ему подушку, они идут в центр, кладут подушку на пол встают на колени  и обнимаются, а дети продолжают петь:
В круг друзей спешу  я,
Рядом положу подушку,
Друга обниму я.
Выбранный ребёнок становится ведущим.

 

Волшебное слово

Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте...» и т. д.

Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Горячие руки

Дети образуют круг.

Водящий встает в центре круга. Стоящие вокруг него играющие поднимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх.

Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Играющие, спасаясь, быстро опускают руки. Тот, кого водящий осалит, становится водящим.

Если играющих много, водящими могут быть два, три человека. Играющие могут и не убирать руки, а поворачивать их ладонями вниз.

Игра проходит живее, когда водящий пытается быстро перемещаться по кругу в разных направлениях.

 Зеваки

Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.

По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: картотека "Коммуникативные игры для дошкольников"

Картотека содержит коммуникативные игры для детей дошкольного возраста....

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Данные игры направлены на укрепление чувства единства, сплоченности, на развитие умений детей договариваться друг с другом....

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоо...

Картотека "Коммуникативные игры для дошкольников"

Коммуникативные игры для дошкольников...

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных уменийИгры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слыша...