Консультация для родителей
консультация

Ершова Наталья Владимировна

Речь и речевое развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_rech_razvitie_dlya_roditeley.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Буратино»

Консультация для родителей детей 3 – 7 лет

        Тема: «Речь и речевое развитие»

Учитель - логопед

Ершова Наталья Владимировна

с. Мужи 2018 год

Автор: Ершова Наталья Владимировна

Должность: учитель – логопед  МБДОУ «Детский сад «Буратино»

К шести – семи  годам ребенок должен уметь.

1. Речь и речевое развитие.

1.1. Словарь.

  • Употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков предметов; использовать в речи обобщающие слова;
  • Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значение), синонимы (слова с похожим значением); использовать слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы.
  • Отгадывать загадки, понимать образные выражения.

1.2. Грамматический строй речи.

  • Правильно изменять слова, входящие в активный словарь (единственное и множественное число).
  • Использовать разные названия (слова) для одного и того же предмета; образовывать названия профессий; правильно употреблять трудные формы знакомых слов.

1.3. Грамота (умение читать и писать).

  • Знать и уметь печатать буквы русского алфавита.
  • Определять количество слогов в словах; определять количество звуков в словах, определять место заданного звука в слове, писать в этом месте соответствующую букву.
  • Анализировать звуковой состав слова; определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные; понимать значение слов звук, слог.
  • Различать гласные и согласные буквы; различать твердые и мягкие согласные.
  • Составлять предложения из 2-4-х слов; понимать, что слова в предложении  произносятся в определенной последовательности.

1.4. Художественная литература.

  • Выразительно исполнять стихотворения, интонационно передавать их в зависимости от содержания (радость, восхищение, грусть).
  • Пересказывать эмоционально, передавать интонационно, в зависимости от смысла, содержание произведения; пересказывать небольшие рассказы.
  • Раскладывать картинки по порядку следования сюжета сказки; замечать несоответствия в рисунках (отсутствие персонажа в знакомой сказке, наличие чужого персонажа и т.д.

2. Моторика.

2.1. Графические навыки.

  • Обводить рисунки по контуру; заштриховывать фигуры внутри контура вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями.
  • Рисовать узоры в тетради в клеточку.

К пяти – шести годам ребенок должен уметь.

  1. Речь и речевое развитие.
  1. Словарь
  • Употреблять слова с противоположным значением (антонимы), понимать многозначность слов, использовать в речи обобщающие слова.
  • Употреблять слова, обозначающие качество, свойства предметов (прилагательные), употреблять слова, обозначающие действия людей, животных (глаголы).
  • Называть профессии людей, работающих на стройке; называть машины, облегчающие труд людей на стройке; использовать в речи слова, обозначающие различные профессии.

1.2. Грамматический строй речи.

  • Составлять простые предложения и пользоваться ими, использовать в речи предложения с однородными членами.
  • Образовывать слова с помощью приставок, образовывать слова с помощью суффиксов; использовать в речи слова – антонимы.

1.3. Подготовка к обучению грамоте.

  • Правильно произносить свистящие, шипящие, сонорные звуки.
  • Находить слова, которые звучат похоже; различать на слух твердые и мягкие согласные, произносить эти звуки изолированно; делить слова на слоги.
  • Подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; называть слова с заданным звуком.

1.4. Художественная литература.

  • Пользоваться логическими ударениями, паузами, интонационно передавать поэтический текст в зависимости от содержания и характера его раскрытия: задумчиво, с улыбкой, радостно, грустно.
  • При пересказывании знакомых сказок сохранять последовательность сюжета; передавать характер персонажей (волк – злой, козлята – испуганные).
  • Находить несоответствия в расположении картинок по сюжету знакомых сказок, находить лишний персонаж, которого не было в названной сказке.
  • Отгадывать загадки про сказки, находить картинки к ним.
  1. Моторика.

2.1. Графические навыки.

  • Управлять своими пальцами, рисовать прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и округлые (с закруглением).


К четырем – пяти годам ребенок должен уметь.

  1. Речь и речевое развитие.

1.1. Словарь.

  • Называть вещи домашнего обихода; называть транспортные средства; использовать в речи обобщающие слова.
  • Называть части и детали разных предметов.
  • Употреблять слова с противоположным значением, согласовывать их в роде, числе и падеже (большой – маленький, высокая – низкая, желтые – красные).
  • Называть профессии людей; называть действия людей.
  • Отгадывать загадки о предметах окружающего мира.

1.2. Грамматический строй речи.

  • Изменять слова по числам (лошадка – лошадки); по падежам (машина, машину, с машиной, с машинами).
  • Называть слова, обозначающие животных и их детенышей, в единственном и множественном числе (утка – утенок – утята, гусь – гусенок – гусята).

1.3. Звуковая культура речи.

  • Правильно и четко произносить все гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э в словах  и во фразовой речи (следите за тем, чтобы гласные звуки ребенок произносил четче, чем другие); правильно и четко произносить согласные звуки М, Б, П, Т, Д, Г, Х, В, Ф в словах и во фразовой речи.

1.4. Художественная литература.

  • Прослушав сказку, рассказ, самостоятельно воспроизводить интересные повторы, моменты (например, песенка колобка; слова медведя и Маши из сказки «Маша и медведь»)
  • Эмоционально и четко читать наизусть короткие стихотворения, потешки (А.Барто, народные потешки).
  • Пересказывать знакомые сказки с помощью взрослых, передавать характер персонажей
  • Отгадывать загадки про сказки; находить картинку – отгадку среди множества других.

  1. Моторика.

2.1.Графические навыки.

  • Управлять своими руками и пальцами (пальчиковые игры); рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии, округлые линии (нарисуй палочки к флажкам, нарисуй шарики к ниточкам).


К трем – четырем годам ребенок должен уметь.

  1. Речь и речевое развитие.
  1. Воспитание правильного звукопроизношения.
  • Правильно произносить гласные звуки А, О, У, Ы, И и согласные М, П, Б, К, Г в звукоподражательных упражнениях (ква-ква, пи-пи-пи, ко-ко-ко, га-га-га, му-у-у, фу-у-у, топ-топ-топ, ау, ох-ох и др.)
  • Регулировать силу голоса и темп речи (большая корова мычит громко: «Му-у-у», а маленький теленок тихо: «Му-у-у»)

1.2.Словарь.

  • использовать в речи существительные - названия предметов: одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов и др.
  • использовать в речи прилагательные (красное, круглое; круглый, синий; игрушечный, пушистый, коричневый и др.).
  • Использовать в речи глаголы, обозначающие разные действия (клюют, ходят, летают и др.).
  • Использовать в речи наречия (светло – темно, утром – вечером).

1.3 Грамматический строй речи.

  • Правильно употреблять существительные во множественном числе (котенок – котята, гриб – грибы и др.).
  • Правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красный шар – красные шары, большая машина – маленькие машины и др.).
  • Правильно употреблять существительные с предлогами и отвечать на вопросы (например, «Где сидит птичка?» - на дереве, «Где сидит кошка?» - под деревом и др.)

1.4.Художественная литература.

  • Внимательно, не отвлекаясь слушать сказку; при повторном чтении узнавать и называть героев сказки; повторять, договаривать отдельные слова, строчки из сказки.
  • Внимательно, не отвлекаясь слушать потешки, небольшие стихотворения, эмоционально воспринимать их (ласковые, шутливые); уметь повторять отдельные слова и строчки, отвечать на вопросы по содержанию.
  • Читать стихи и потешки наизусть.

  1. Моторика.
  • Управлять своими руками и пальцами (показывать зайку, козу, поочередно разгибать и загибать пальцы рук).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...