Консультация для родителей "Как относиться к речевым ошибкам детей"
консультация (младшая группа)

Ершова Наталья Владимировна

Возрастные особенности детей при усвоении звуков родного языка, речевые ошибки детей 2, 3, 4 - х летнего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sob_rechev_oshibki.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино»

Консультация для родителей первой и второй младших групп

Тема: «Как относиться к речевым ошибкам детей»

Учитель - логопед

Ершова Наталья Владимировна

с. Мужи 2019 год

Консультация для родителей

на родительском собрании в первой и во второй младших группах.

Автор: Ершова Наталья Владимировна

Должность: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Буратино» с. Мужи

Тема: Как относиться к речевым ошибкам детей.

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей при усвоении звуков родного языка. Рассказать о речевых ошибках детей 2-х, 3-х, 4-х летнего возраста, и что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку.

        Неправильное произношение звуков у малышей – естественная особенность детской речи. Но для ребят старшего дошкольного возраста – это речевой недостаток, требующий исправления. Однако не всегда родители серьезно относятся к недочетам в произношении своих детей и не всегда их своевременно устраняют.

        Усвоение звуков родного языка происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки к 3-4 годам, другие усваивают их к 5-6 годам. Для правильного и своевременного усвоения звуков большое значение имеет слух ребенка, благодаря которому он стремиться подогнать свое произношение к произношению взрослых. Но на первых этапах развития речи ребенок не всегда в состоянии это сделать, и поэтому многие звуки он опускает или заменяет другими, более легкими для произношения.

        Сначала у ребенка появляются гласные звуки А, И, У, О из согласных – П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки Э, Ы, Х. Они, как правило, усваиваются малышами и произносятся достаточно отчетливо к 2-3 годам. Но даже при освоении этих звуков ребенок может опускать ряд согласных, если они находятся в соседстве с другими: «титька ге» вместо «птичка где»,  но при этом верно произносят эти звуки в словах «папа, дядя».

        До трех лет несовершенство произношения согласных звуков выражаются в их смягчении, т.е. в замене твердых согласных мягкими, например, звука [т] на [т`]: «тюк-тюк» вместо «тук-тук». Некоторые дети могутзаменять звук [ы] звуком [и], звук [х] на [к]: «миська» вместо «мышка», «клеп» вместо «хлеб». В этом возрасте появляются такие звуки, как [с`], [з`], [л`], [й], которые нередко являются основными заменителями недостающих звуков: «сяньки» вместо «санки», «зямок» вместо «замок». Мягкими свистящими звуками заменяются недостающие шипящие звуки [ш], [ж], [щ]: «сюба» (шуба), «щюк» (жук), «ясик» (ящик). Звуки [ц, ч] также не произносятся, а заменяются другими. Звук [ц] произносится как [т`], [с`], [с]: «типленок», «сипленок», «сыпленок» (цыпленок). Звук [ч] заменяется звуком [т`]: «тяйник» (чайник), «тяська» (чашка).

        К трем годам звуки [л], [р], [р`] заменяются звуками [й`], [л`]: «йапата» (лопата), «йука», «люка» (рука), «двей», «двель» (дверь).

        Не у всех детей данного возраста при усвоении звуков происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют постороннего вмешательства.

С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. Произношение звуков [с], [з] становится отчетливым и правильным.

        К 4-5 годам у ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ц, ч, щ,] и, наконец, звуки [л], [л`], [р`]. При этом формирование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены. Например, прежде чем ребёнок научится четко правильно произносить звуки [ш, ж], он сначала вместо них произносит группу других звуков. Двухлетний ребенок слово  «шуба» может произнести как «тюба»; в2,5 года – как «сюба»; в 3-3,5 года – как «суба», а к 4-5 годам звук [ш] сформируется полностью. Для звука [ж]в слове «жаба» это будет выглядеть так: «зяба, дяба, заба, жяба» и, наконец, правильное произношение «жаба». Звук [ц] в этом возрасте нередко заменяется звуком [с]: «светы» (цветы); звук [щ] – звуком [с`]: «сётка» (щетка); звук [ч] – звуком [т`] или [ц]: «тяй, цай» (чай).

        Звуки [л], [р] появляются несколько позже остальных звуков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше.

        В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими, звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют освоенные ранее звуки. Так, появление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]: «рампа» (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим звукам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4-5 лет, научившийся произносить звук [ш].

        В такой последовательности дети обычно к 5=6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются ими в речи.

        Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения путем постоянного общения с ним.

        При этом необходимо постоянно следить и за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не искажать звуков так, как произносит ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка. Но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом произносимый звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации.

        Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, т.е. требовать от 2-3 летнего малыша правильного произношения шипящих звуков, звука [л] или [р], которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого развития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звуков.

        Малыш обычно сам стремится улучшить свое произношение, но родители должны помочь ему, не только путем показа правильного произношения звука, но и путем организации специальных игр. Так, если у ребенка не получается звук [р], то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изображением этих животных, продемонстрируйте, как они рычат, а затем предложите ребенку самому произнести этот звук. Ему можно предложить воспроизвести карканье вороны – «каррр, каррр», звонок будильника – «тррр» и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.

        Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

  • Неправильные окончания имен существительных мн. ч. в род. падеже (лошадевь, карандашов, птичков, Стулов); неодушевленных имен существительных муж. р. в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
  • Изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
  • Незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;
  • Ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, искаю, жеваю;
  • Неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хуже, твердее, близее; неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;
  • Отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др. 

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

        Рассмотрим ситуацию:

Ребенок подходит к шкафу, полкам с игрушками и просит жестами или голосом дать ему машинку.

Взрослый. Что тебе дать? Машину?

Ребенок. Тр-р-р.

Взрослый. Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. (Ребенок внимательно смотрит на губы взрослого.) Ма-ши-на.

Ребенок. А-тиа.

Взрослый. Молодец! (Берет в руки игрушку.) Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. Губы сжали помычали м-м-м.

Ребенок. М-м-м.

Взрослый. Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.) М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.

Ребенок. М-матиа.

Взрослый. Умница. Вот тебе машина. Возьми ее. (Игрушку отдают ребенку.) Это ма-ши-на.

        Т.о. общаясь с ребенком, правильно проговаривая слова, не сюсюкаясь, вы учите ребенка правильно произносить все звуки родного языка.

        Я как логопед, хочу сказать свои пожелания.

1. Побольше читайте книжек, не просто читайте, а вместе с ребенком рассматривайте картинки. В соответствии с методикой дошкольного воспитания, в первый раз сказки надо рассказывать близко к тексту. Но если вы лишены дара сказателя, читайте сказку в медленном темпе, помогая ребенку соотнести текст с иллюстрациями. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте нарисованное.

2. Для детей 3-4-х лет я рекомендую проговаривать чистоговорки, (Например, му-му-му, молока кому? Са-са-са, в лесу бегает лиса. Зу-з-зу, моем Катю мы в тазу.) Чистоговорки и скороговорки являются очень удобным речевым материалом в развитии правильного произношения.

3. Заучивайте побольше стишков. Это развивает память, речь, способствует обогащению словарного запаса детей. В год и в два это стишки А.Барто, в три года можно заучивать сказки К.Чуковского.

4. Если вы видите, что ребенок облизывает тарелку, не останавливайте его, дома можно. Облизывая тарелку, тренируются мышцы языка, подготавливая язык к специальным логопедическим упражнениям («Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка») для формирования свистящих и шипящих звуков. Облизывая языком ложку – ребенок учится делать упражнения «Иголочка», «Змейка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Как относиться к речевым ошибкам детей"

В материале представлены часто употребляемые детьми грамматические ошибки в речи, а также даны рекомендации родителям по их исправлению....

"Как относиться к речевым ошибкам детей"

Данная методическая рекомендация предназначена как для родителей, так и для педагогов ДОУ....

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Как относиться к речевым ошибкам детей с ОНР и дизартрией?...

К КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что ко­гда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового зна­чения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой ...

Как относиться к речевым ошибкам детей

Повседневно общаясь с детьми, родители часто сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. В статье кратко представлено, как нужно относиться к речевым ошибкам детей....

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Консультация для родителей...

Стендовая консультация «Как относиться к речевым ошибкам детей

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи...