Работа с детьми второй младшей группы по духовно-нравственному воспитанию
материал (средняя группа)

Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т.д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на первом месте оказываются ценности материальные. И к великому сожалению, часто, молодое поколение особенно, оценивает людей не по их нравственным качествам, а по тому, каких материальных благ они достигли. На второй план (а может, и далее) ушли такие человеческие ценности, как доброе отношение к окружающим, внимание, чуткость, уважение к старшим. Также мы видим, что через средства массовой информации идет пропаганда жестокости, насилия (взять хотя бы телепередачи, художественные и документальные фильмы). И как бы естественной перед родителями, педагогами детских садов встает проблема: каким образом отстранить детей от негативных проявлений со стороны сверстников, воспитать в детях такие качества, как чуткость, скромность, вежливость, деликатность, уважительное отношение к старшим.

Я начала работать по данному вопросу с детьми II младшей группы. В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия;
  • приучать детей общаться спокойно, без крика;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  • приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;

В течение учебного года я работала над выполнением этих задач, используя различные формы и методы.

Во-первых, это НОД: речевое развитие, социальный мир, художественно-эстетическое развитие (изо, музыкальное). Почти всегда на занятии в гости к детям приходил сказочный герой, создавалась проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить печенье для гостей, которые пришли к зайке, рябину для птиц, т.к. им зимой нечего есть и т.п.

На НОД по социальному миру «Моя семья» дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; я подвела детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка».

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, к нам в гости пришла кукла Таня. Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как Петрушка и матрешка играли» (матрешка играет с петушком. Подбегает Петрушка, вырывает у нее петушка. Матрешка плачет, а Петрушка веселится, играет с петушком. Я спрашиваю у детей: Почему матрешка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В течение года с детьми проводились различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Илья уступил игрушку Кириллу, Саша поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Рита отняла игрушку у Олеси, Влад ударил Савву и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

1) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др.;

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерску», «строителей», «семью». Во время игр я учила детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам. Главную роль в игре я брала на себя.

Также мной использовались дидактические игры («Я и мое поведение», «Азбука настроений», «Наши чувства и эмоции», «Так и не так» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучала детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как Аня и Ксюша хорошо расчистили от снега тропинку к веранде; или девочки очень хорошо постирали кукольное белье. «Теперь куклы будут в чистых платьях, и всем ребятам будет приятно с ними играть»).

Мной велась ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречала вернувшегося после болезни ребенка, предлагала помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагала помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; старалась не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

В своей работе я использовала литературу, имеющуюся в методкабинете и Программу «Истоки», к которой прилагаются книги «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». В книгах помещены произведения фольклора (р.н. сказки, песенки, хороводные игры, считалки, загадки и т.д.), даются подсказки родителям, педагогам, как использовать тот или иной материал. По этим книгам я работала с детьми на занятиях (как часть занятия), во время бесед, при ознакомлении с художественной литературой, во время индивидуальной работы с детьми по ним предлагалась работа с детьми дома. Например, на занятии по социальному миру «Моя семья» я использовала хороводную игру «Вышла курочка гулять», во время беседы о маме – стихи и песни о маме, хороводную игру «Помощники». После прочтения стихотворения «Доброта» предлагала детям поразмыслить: В чем проявляется ваша доброта? После рассказа «Елка» детям задавался вопрос: А как вы заботитесь о своих родных и близких?

Мной было проведено родительское собрание «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», на котором я познакомила родителей с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей II младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме, также были даны рекомендации родителям по воспитанию у детей нравственных качеств. На собрании родители обменялись опытом семейного воспитания по проблеме, ими были выполнены письменные сообщения с использованием фото. Также родителям для ознакомления была предложена выставка методической и художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию. Родителями были даны положительные отзывы о работе с детьми по программе «Истоки».

В течение учебного года в родительском уголке родителям предлагались консультации «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Каковы же результаты моей работы? Я считаю, что задачи, поставленные мной в начале учебного года, в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.

Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей мной будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.1doklad_na_pedsovete.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Д/С №2 «ЧАЙКА»

«Работа с детьми второй младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»

выступление на педсовете

Воспитатель И.В. Сорокина

01.04.2019


Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т.д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на первом месте оказываются ценности материальные. И к великому сожалению, часто, молодое поколение особенно, оценивает людей не по их нравственным качествам, а по тому, каких материальных благ они достигли. На второй план (а может, и далее) ушли такие человеческие ценности, как доброе отношение к окружающим, внимание, чуткость, уважение к старшим. Также мы видим, что через средства массовой информации идет пропаганда жестокости, насилия (взять хотя бы телепередачи, художественные и документальные фильмы). И как бы естественной перед родителями, педагогами детских садов встает проблема: каким образом отстранить детей от негативных проявлений со стороны сверстников, воспитать в детях такие качества, как чуткость, скромность, вежливость, деликатность, уважительное отношение к старшим.

Я начала работать по данному вопросу с детьми II младшей группы. В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия;
  • приучать детей общаться спокойно, без крика;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  • приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;

В течение учебного года я работала над выполнением этих задач, используя различные формы и методы.

Во-первых, это НОД: речевое развитие, социальный мир, художественно-эстетическое развитие (изо, музыкальное). Почти всегда на занятии в гости к детям приходил сказочный герой, создавалась проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить печенье для гостей, которые пришли к зайке, рябину для птиц, т.к. им зимой нечего есть и т.п.

На НОД по социальному миру «Моя семья» дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; я подвела детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка».

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, к нам в гости пришла кукла Таня. Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как Петрушка и матрешка играли» (матрешка играет с петушком. Подбегает Петрушка, вырывает у нее петушка. Матрешка плачет, а Петрушка веселится, играет с петушком. Я спрашиваю у детей: Почему матрешка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В течение года с детьми проводились различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Илья уступил игрушку Кириллу, Саша поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Рита отняла игрушку у Олеси, Влад ударил Савву и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

1) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др.;

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерску», «строителей», «семью». Во время игр я учила детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам. Главную роль в игре я брала на себя.

Также мной использовались дидактические игры («Я и мое поведение», «Азбука настроений», «Наши чувства и эмоции», «Так и не так» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучала детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как Аня и Ксюша хорошо расчистили от снега тропинку к веранде; или девочки очень хорошо постирали кукольное белье. «Теперь куклы будут в чистых платьях, и всем ребятам будет приятно с ними играть»).

Мной велась ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречала вернувшегося после болезни ребенка, предлагала помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагала помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; старалась не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

В своей работе я использовала литературу, имеющуюся в методкабинете и Программу «Истоки», к которой прилагаются книги «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». В книгах помещены произведения фольклора (р.н. сказки, песенки, хороводные игры, считалки, загадки и т.д.), даются подсказки родителям, педагогам, как использовать тот или иной материал. По этим книгам я работала с детьми на занятиях (как часть занятия), во время бесед, при ознакомлении с художественной литературой, во время индивидуальной работы с детьми по ним предлагалась работа с детьми дома. Например, на занятии по социальному миру «Моя семья» я использовала хороводную игру «Вышла курочка гулять», во время беседы о маме – стихи и песни о маме, хороводную игру «Помощники». После прочтения стихотворения «Доброта» предлагала детям поразмыслить: В чем проявляется ваша доброта? После рассказа «Елка» детям задавался вопрос: А как вы заботитесь о своих родных и близких?

Мной было проведено родительское собрание «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», на котором я познакомила родителей с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей II младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме, также были даны рекомендации родителям по воспитанию у детей нравственных качеств. На собрании родители обменялись опытом семейного воспитания по проблеме, ими были выполнены письменные сообщения с использованием фото. Также родителям для ознакомления была предложена выставка методической и художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию. Родителями были даны положительные отзывы о работе с детьми по программе «Истоки».

В течение учебного года в родительском уголке родителям предлагались консультации «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Каковы же результаты моей работы? Я считаю, что задачи, поставленные мной в начале учебного года, в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.

Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей мной будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми второй младшей группы по образовательной области «Музыка»

Перспективное планирование работы с детьми второй младшей группы по образовательной области "Музыка" по программе "Детство"...

Перспективное планирование работы с детьми второй младшей группы по ФГОС

Планирование работы с детьми второй младшей группы на 2013- 2014 учебный год по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС...

Выступление на итоговом педсовете «Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»

Выступление на итоговом педсовете«Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»(из опыта работы)Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных обла...

Формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи. ( из опыта работы )

Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно, последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственно, выразите...

Выступление на педсовете на тему "Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию"

Задачи по духовно-нравственному воспитанию:- обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;- создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, друж...

Интегрированное занятие во второй младшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие с кошкой Муркой».

Интегрированное занятие во второй младшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие с кошкой Муркой».                    ...