Русские народные подвижные игры
методическая разработка

Татьяна Александровна Коломийцева

Подвижные игры русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_podvizhnye_russkie_narodnye_igry.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8

                                                                               

.

Мастер – класс

 «Русские народные подвижные игры как метод познавательного развития»

                                               Автор: воспитатель      Коломийцева

                                                             Татьяна Александровна

                                                                     

                                                                 

                                                                                                           

Острогожск 2018 г.

   Основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Сегодня я хотела бы поговорить о русских народных подвижных играх для детей дошкольного возраста, которые включают в себя двигательную и игровую активность в познавательном развитии.

Свое выступление я бы хотела начать с одной старинной мудрости: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

В 90-е годы наша страна переживала непростой исторический период. В это время русский человек теряет свойственные ему качества: справедливость, сострадание, честность, доброту и великодушие, исчезает чувство любви к родной стране. Основной ценностью становится ценность материальная, которая доминирует над духовными ценностями. Духовно – нравственный упадок и патриотический спад привели к тому, что в воспитании детей духовно-нравственная тема отошла на второй план.

21 век – это век информационных технологий. Современный ребенок уже рождается со знаниями в области инноваций. Кстати, интеллектуальному развитию ребенка отводится большее место, а вот развитие духовное приходит в упадок. Чрезмерное заимствование из культур других стран праздников, например, таких как Хэллоуин, День Святого Валентина, приводят к тому, что забываются наши исконно русские праздники и традиции. То, что веками собирали и накапливали наши предки, становится «не модным». Получается, что несколько поколений наших детей утеряли историческую преемственность поколений.

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании детей. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в дошкольном возрасте является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определенную систему форм методов и приемов педагогических действий.

В своей работе приобщение детей к истокам русской народной культуры я провожу через знакомство с фольклором. Одним из направлений в воспитании, интересным на мой взгляд, являются русские народные подвижные игры. Они очень ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, физического развития и развития речи. Радость движения в народных играх сочетается с духовным обогащением детей.

Дошкольный период в развитии ребенка – это время активного освоения родной речью. Каждая игра сопровождается песенкой, считалочкой, ролевые слова как нельзя лучше развивают чувство языка, пополняют словарный запас детей не только распространенными словами, но и  архаизмами.

Очень интересен тот факт, что, работая во второй младшей группе, у меня была возможность попробовать поиграть с детьми в некоторые из подвижных русских народных игр. Воспитанники с удовольствием играли, запоминали правила, заучивали ключевые слова. Было видно, что детям интересно и весело. Возможно, эти несправедливо забытые игры затаились в генетическом коде современного человека.

Сегодня я предлагаю вам попробовать поиграть в несколько не очень распространенных в наше время русских народных игр.

Чурилки. что значит это слово?

Чурилки или козодоевые - семейство отряда стрижеобразных или длинноруких птиц. Питаются преимущественно ночными летающими насекомыми. 

Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают бубенцы (или колокольчик). Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы!
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки, и игра продолжается.

Дударь.

Дуда́рь - музыкант, играющий на дудке, дуде; дудочник.

Игра для детей от 3 до 6 лет. В этой игре дети исследуют свое тело, проигрывая различные свои психологические и соматические проблемы. Когда ребенок часто говорит родителям: «У меня ножка болит, у меня ручка болит...», это не значит, что маленький ребенок – симулянт, скорее, ему не хватает внимания взрослых, их тепла и участия в его нелегкой детской жизни. Играя в эту игру, ребенок может насладиться тем, что все не только выслушивают, что же у него болит, но и играют так, как будто у них болит то же самое, то есть «принимают на себя его боль», пусть даже в игровой форме. А это, в свою очередь способствует развитию сопереживания.

 

Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине – «дударь». Круг поет песню:

 

Дударь-дударь-дударище,

Старый-старый старичище,

Его во колоду, его во сырую, его во гнилую.

 

Затем круг хором спрашивает у «дударя»:

 

– Дударь, дударь, что болит?

 

«Дударь» отвечает, одновременно показывая, на какую-либо часть своего тела, лица, что у него болит. Например:

 

– Нога болит (при этом он берется за ногу там, где она «болит»)

 

В кругу повторяют с сожалением:

 

– Ой, нога болит!

 

После этого играющие, стоящие кругом, держась, как и «дударь» за ту же ногу и в том же месте, где и он, начинают ходить по кругу вокруг «дударя» и снова поют ту же песню. Игра продолжается до тех пор, пока «дударю» не надоест быть «дударем». Тогда в тот момент, когда его спрашивают, что у него болит, он отвечает:

 

– Всё болит!

 

И после этих слов все бросаются врассыпную, а «дударь» ловит кого-нибудь – тот и становится новым «дударем».

В более сложном варианте можно держаться за часть тела своего соседа и стараться шагать по кругу.

Тетера.

Тетёры (также виту́шкитетёрки) — обрядовое пряничное изделие витой формы, распространенное в окрестностях городов Каргополь и Мезень, а также в сёлах по берегам реки Мезень. На Каргополье 22 марта называлось тетёрочным днём, в этот день выпекались тетёры, таким образом происходило «закликание» перелётных птиц, которые по местным представлениям несли с собой весну и тепло.

Тетёры выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких колбасок-жгутиков, из которых после «свивают» фигурки зверей или геометрические фигуры, близкие к солярным знакам и древнерусским орнаментам.

Одна из самых популярных народных игр России. В разных регионах существует свой вариант текста, но суть игровых действий остается постоянной- сохранить своих «деток». Данные игровые действия развивают координацию движений, ловкость, быстроту реакции. В «Тетеру» с удовольствием играют как дети разного возраста, так и их родители, старшие братья и сестра.

Ход игры.

Пара детей, или несколько пар, образуют «воротики», остальные дети встают «цепочкой» и друг за другом проходят под «воротиками» с пение:

-Тетёра шла, маховая шла,

Шла по улочкам, по закоулочкам.

Сама прошла, детей провела.

Самого хорошенького оставила!

Как только заканчивается песня, «воротики» захлопываются. Участники, оказавшиеся в «воротиках» присоединяются к ним, тем самым круг становится все шире и шире. Играют до тех пор, пока не останется игроков.

Эта игра развивает ловкость, скорость, находчивость, активный интерес.

Спасибо всем за участие, и в заключении хочу сказать:

При помощи фольклора у нас есть возможность через игры, сказки, потешки, народные праздники, песни и т. д. научить наших детей знать свое прошлое, не быть Иванами родства не помнящими. Я уверенна, что именно народное творчество, которое тянется невидимой нитью из прошлого в настоящее, пробудит в наших детях, те качества, которыми веками живет русский народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершен...

Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....