«Эти забавные насекомые»
проект

Самсыкина Надежда Владимировна

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye_murravi.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида

 

 

 

 

Познавательный

экологический  проект в подготовительной группе

«Эти забавные насекомые»

 

                                                                     Выполнила: воспитатель

                                                                     подготовительной группы

                                                                     МБДОУ детского сада № 79

                                                                     комбинированного вида

                                                                     Самсыкина Н.В.

2019 г

Направленность: экологическое воспитание через познавательно-практическую  деятельность.

Вид проекта: познавательно – практический, среднесрочный, 2, 5 месяца.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.
Актуальность проекта
: 

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.  

В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.  Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе.  И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и  встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.

Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком.  В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.

Участие детей в проекте  позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель: формирование представлений о жизни муравьев в условиях формикария. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

для детей:

  • Формировать у детей элементарные представления о муравьях , их строении, способах передвижения , познакомить с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов.
  •  Познакомить детей с особенностями содержания муравьев в формикариях; выяснить как влияют на существование муравьиной колонии рацион питания и водный режим;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой. Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым. Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.

для педагогов:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах экологического образования детей.

для родителей:

  • дать представление родителям о значимости  экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
  •  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Методы и формы работы с детьми:

  •  наблюдения;
  •  беседы;
  •  рассматривание формикария, иллюстраций;
  • подвижные игры;
  • пальчиковые гимнастики;
  • дидактические игры;
  • художественное слово
  • практические действия с оборудованием.

Формы работы с родителями воспитанников:

  •  Беседы с родителями по теме проекта
  • Консультации для родителей
  • Ознакомление  родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта
  • Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение уголка природы для детей.

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям.
  • Развитие познавательной активности, любознательности

Для педагогов:

  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
  • Создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике
  • Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с  пословицами, разучивание стихотворений.

Для родителей:

  • Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей.

Продукт проектной деятельности:

  • использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
  • самостоятельное наблюдение и уход  за насекомыми в условиях формикария.
  • бережное отношение к насекомым.

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  • приобрести формикарий.
  • пополнить уголок природы необходимым инвентарем для ухода за муравьями
  • подобрать и систематизировать наглядный материал,
  • подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы),
  • подбор консультаций для родителей .
  • изготовление папки-передвижки  для родителей.
  • разработка дидактических игр, бесед
  • образовательная деятельность 

 II этап - основной

Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап. Заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление фотоальбома по проекту.
  • презентация на педсовете ДОУ.

Приложение 1

План работы по теме проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

  1. этап подготовительный

1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатель

1.2. Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

1.3. Беседа с родителями на тему

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

1.4. Приобретение формикария.

Создать условия для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.

Воспитатель,
родители.

1.6. Ознакомление  родителей и детей с используемыми материалами по теме проекта.

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности.

Воспитатель,
родители, дети.

2 этап – основной.

Сроки

Формы работы с детьми

2 неделя

Рассматривание формикария.  Установка в уголке живой природы группы.

Инструктаж детей о безопасном поведении в уголке природы.

 Беседа с детьми об особенностях содержания муравьев в ферме. Правила содержания муравьев в неволе. Кормление.

Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений. оформление дневника наблюдений за муравьями в формикарии.

Беседа «Кто самый сильный из насекомых?»

Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

3 неделя

Наблюдение за муравьями в процессе кормления. (художественное слово).  Анализ наблюдений.

Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии.

Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»

Лепка муравьев и обыгрывание поделок     

Отгадывание загадок о муравьях.

4 неделя

Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений.

Рассматривание иллюстраций муравейника и сравнение со устройством формикария. Вопросы к детям: чем отличается формикарий от муравейника? Сходство и различия?.

Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии.

Провести анализ умений детей ухода и чистки формикария под руководством взрослого.

Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»

Подвижная игра «Муравьи и слон».

5 неделя

Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений. Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии.

Беседа " Почему муравье стало больше?! Размножение.

Просматривание мультфильма «Путешествие муравьишки»

Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды».

3 этап – заключительный

3.1. Подведение итогов.

Оформление фотоальбома по проекту.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей.

Воспитатель, дети.

3.2.Презентация проекта на педсовете ДОУ

Обобщение опыта работы.

Воспитатель,
родители

Вывод.

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы.

Дети приобрели новый практический  опыт  в результате наблюдений и уходе за муравьями в формикарии.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Список литературы:

  1. Захаров А.А. — «Муравей, семья, колония»
  2. Захаров А.А. — «Организация сообществ у муравьёв»
  3. Мариковский П.И. — «Муравьи, кто они?»
  4. Мариковский П.И. — «Муравей-жнец»
  5.  Длусский Г.М. — «Муравьи пустынь»
  6. Длусский Г.М., Букин А.П. — «Знакомьтесь: Муравьи!»
  7. Иосиф Халифман — «Пароль скрещенных антенн»
  8. Бернар Вербер — «Муравьи»
  9. Бернар Вербер — «День муравья»
  10. Бернар Вербер — «Революция муравьев»
  11. Житка Петрикова — «Муравейник. Как живут муравьи?»
  12. Слей Шарлотта — «Книга о муравьях»
  13. Ондржей Секора — «Муравьи не сдаются»
  14.  Бакшт Ф. — «Муравейник глазами геолога»
  15. Кнауер Ф. — «Муравьи»
  16. Брайен М. — «Общественные насекомые. Экология и поведение»
  17. Материал из Википедии — «Муравьи»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Удивительные и забавные насекомые»

Проект «Удивительные и забавные насекомые»...

Кроссворды: "Эти чудесные цветы и забавные насекомые".

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫСредняя общеобразовательная школа № 1465 им. адмирала Н.Г. Кузнецова Дошкольное отделение № 5Педагог-организатор: Качалова Татьян...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке "Забавные насекомые" с призентацией

Закреплять и расширять предстваления о насекомых и их характерных признаках. Развитие мелкой моторики, умение работать с пластелином, развивать художественный вкус....

Эти забавные насекомые

коллективная работа...

Презентация "Эти забавные насекомые"

Презентация для средней группы детского сада, знакомство с богомолом, божьей коровкой, муравьем и палочником....

Проект: "Удивительные и забавные насекомые"

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую...