Рабочая программа кружка "Маленькие волшебники"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Марасан Ирина Александровна

Пояснительная записка

         Кружок «Маленькие волшебники» рассчитан для детей дошкольного возраста 4 – 5 лет. Основной идеей кружковой работы является приобщение детей к творчеству через знакомство с разнообразием нетрадиционных способов рисования.  

        Основной целью современной системы дошкольного  образования является воспитание и развитие всесторонне развитой личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого  -  изобразительное искусство.

Актуальность                                             

       Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, показать ему мир прекрасного. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. 

        Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

 

        Новизной программы «Маленькие волшебники» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

             Цель:  развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования.

             

             Задачи:

 

             Развивающие:

 -  развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;

 - развивать интерес к  нетрадиционным  техникам рисования;

 - развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление,  воображение;

 - развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

 

           Образовательные:

 - знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов);

 - учить получать различные оттенки красок основных цветов;

 - учить использованию различных материалов;

 - учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит;

 - учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;

 - побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать различные композиции и образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

 

           Воспитательные:

 - формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

 - воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;

 - воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkie_volshebniki.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

  Согласовано»                                                                               «Принята»                                                     «Утверждаю»

Заместитель заведующего по ВМР                                              Педагогическим советом                             Заведующий МДОАУ д/с «Сказка»

МДОАУ детского сада «Сказка»                                                 протокол                                                         ______________________/А.А. Быченко/

__________/ Л.А. Заляева/                                                            № ___ от _____________                             Приказ  № ____ от «___» _________2017г.

от «___» ____________2017г

Дополнительная общеобразовательная программа

«Маленькие волшебники»

Направление: художественно - эстетическое

Возраст детей:  4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:  Марасан Ирина Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

Магдагачи 2017 г.

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Новизна и актуальность

3

3

Цель и задачи кружка

4

4

Приемы и методы работы

4

5

Структура и этапы реализации программы

5

6

Учебный план

5

7

Материально – техническое обеспечение

5

8

Правила техники безопасности на занятиях

6

9

Формы проведения итогов реализации программы

6

10

Ожидаемые результаты реализации программы

7

11

Организация работы с родителями

7

12

 Перспективный план кружка

7

13

Список использованной литературы

12

        Пояснительная записка

         Кружок «Маленькие волшебники» рассчитан для детей дошкольного возраста 4 – 5 лет. Основной идеей кружковой работы является приобщение детей к творчеству через знакомство с разнообразием нетрадиционных способов рисования.  

        Основной целью современной системы дошкольного  образования является воспитание и развитие всесторонне развитой личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого  -  изобразительное искусство.

Актуальность        

       Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, показать ему мир прекрасного. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.  

        Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

        Новизной программы «Маленькие волшебники» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

             Цель:  развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования.

             

             Задачи:

             Развивающие:

 -  развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;

 - развивать интерес к  нетрадиционным  техникам рисования;

 - развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление,  воображение;

 - развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

           Образовательные:

 - знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов);

 - учить получать различные оттенки красок основных цветов;

 - учить использованию различных материалов;

 - учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит;

 - учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;

 - побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать различные композиции и образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

           Воспитательные:

 - формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

 - воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;

 - воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

              Приемы и методы работы 

            Для реализации задач кружка используются различные методы обучения и воспитания: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.

            Структура и этапы реализации программы

            Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Занятия проводятся во вторник, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20 минут.  Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. Кружок посещают 12 детей.

           Организация образовательного процесса предусматривает: игровую деятельность, творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей (изобразительной, игровой, двигательной, речевой); познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-демонстрационного материала, развивающих игр упражнений заданий).

           В образовательном процессе используются различные технологии:, игровая, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, информационные технологии, групповое обучение, развивающее обучение.

Учебный план

количество занятий/часы (средняя группа)

неделя

1/20мин

месяц

4/ 1ч. 20мин

год

38/ 12ч. 40мин

     

         Программа кружка реализуется в течение 38 недель, в том числе и в каникулярное время. Программа реализуется на бесплатной основе.

            Материально-техническое обеспечение

            В процессе образовательной деятельности используются ТСО, наглядно-демонстрационный материал, а также различные материалы (бумага, картон, бросовый материал, акварельные краски, гуашь, кисточки, поролоновые губки и т.д).

          Правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельности

Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.

1. Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по столам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.

2. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.

3. Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.

4. Сидеть при рисовании ребенок  должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.

5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.

6. Нельзя краски пробовать на вкус.

7. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.

8. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.

9. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.

  Формы проведения итогов реализации программы

        Контроль над эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода к изучению продуктивной деятельности ребенка, систематической организации выставок внутри группы. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.  Диагностика проводится два раза в год: сентябрь – октябрь, апрель- май.

п/п

критерии

уровень развития

высокий

средний

низкий

1

увлеченность темой и техникой

2

владение техникой изображения

3

проявление самостоятельности в творчестве

4

уровень развития воображения и фантазии

 

 Ожидаемые результаты  реализации программы:

 - дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

 - у детей сформируются технические навыки рисования;

- они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;

 - у детей будут развиваться способности к изобразительной деятельности;

- будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

       Организация работы с родителями

  1. Ознакомление родителей с программой кружковой работы, ее целями и задачами.
  2. Участие родителей в заготовки и приобретении необходимого для работы материала.
  3. Участие родителей в организации выставок детских работ
  4. Посещение выставок детских работ.
  5. Посещение  открытых занятий кружка

Перспективный план кружка

Название занятия

Цель

сентябрь

1. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Показать детям разнообразие изобразительного материала, а также способы их использования для создания рисунка.

2. «Ягоды смородины»

Познакомить с техникой печатания листьями.  Учить аккуратно наносить краску на лист и прикладывать его бумагу. Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. «Котик Пушок»

Продолжить учить рисовать в технике «тычком жесткой кистью».  Учить наносить краску на все изображение. Беседа о домашних животных.

4. «Люблю березку русскую»

Продолжить учить рисовать в технике печатания листьями. Использовать в работе несколько цветов (основные осенние цвета). Учить создавать композиционные картины.

октябрь

1. «Консервируем  фрукты»

Учить детей раскрашивать картины при помощи пластилина, наносить пластилин тонким слоем. Учить аккуратно выполнять работу, соблюдая все формы и цвета.

2. «Золотые деревья»

Познакомить с новым способом рисования  -  выдувание краски при помощи трубочки. Развивать чувство цвета и композиции. Упражнять в дыхательной гимнастике.

3 «Медвежонок»

Познакомить с новым материалом для рисования – поролоном.. помочь детям освоить новый способ рисования – рисование губкой. Стараться передавать фактурную особенность героя. Воспитывать аккуратность в работе.

4. «Волшебные облака»

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – кляксаграфия. Раскрыть особенности данной техники. Развивать детское воображение и фантазию.

ноябрь

1. «Бабочка – красавица»

Учить рисовать в технике монотипия бабочку, продолжать учить рисовать кистью детали (туловище, голову, усики). Учить располагать изображение в центре листа, слева от сгиба. Развивать воображение и творческие способности.

2. «Платок для мамочки»

Познакомить детей с техникой ниткография. Учить детей определять особенность расположения узора в центре, по краям.

3. «Цветы для мамы»

Познакомить с техникой рисования  - оттиск печатками из картофеля. Развивать умение дорисовывать полученное изображение до нужного результата. Воспитывать художественный вкус у ребенка.

4. «Овечка»

Рисование крупой. Учить наносить клей на отдельный участок рисунко, щедро посыпая крупой.  Дорисовывать работу при помощи ватной палочки и кисти.

5. «Необычное животное»

Продолжить учить рисовать в технике кляксография. Развивать детское воображение, фантазию и индивидуальность в работе.

декабрь

1. «Узоры на окнах»

Познакомить с новым материалом для рисования – клей ПВА. Вызвать интерес к созданию морозных узоров, использовать при этом пищевую соль.. Развивать творческое воображение, фантазию.

2. «Петушок»

Продолжить учить рисовать ватной палочкой. Использовать как можно больше цветов в работе. Выполнять более сложные картины. Развивать мелкую моторику рук.

3. «Снегири на ветке»

Учить раскрашивать картины при помощи пластилина тонким слоем. Учить аккуратно выполнять работу. Развивать мелкую моторику.

4. «Веселые снеговики»

Использовать в рисовании новый материал – ватные диски. Учить аккуратно раскрашивать ватные диски. Продолжить учить детей создавать целостную картину.

январь

1. «Идет снежок»

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2. «Зимний пейзаж»

Продолжить создавать рисунки при помощи клея ПВА. Использовать манную крупу для передачи особенностей зимнего пейзажа. Уточнить знания о пейзаже. Воспитывать воображение.

3. «Новогодний салют»

Продолжить учить рисовать в технике выдувание капли.  Стараться использовать в работе несколько цветов, тем самым передать яркость и красоту данного явления.

4. «Зимняя сказка»

Познакомить с техникой рисования набрызг. Использовать в работе широкую кисть с жестким ворсом, для передачи образа падающего снега. Продолжить учить рисовать при помощи трафарета.

февраль

1. «Кто живет в зимнем лесу»

Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования; продолжать обучать детей самостоятельно выбирать технику рисования.

2. «Зимняя ночь»

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования черно –белый  граттаж.  Раскрыть сущность и особенности этой техники. Учить передавать в своей работе особенности зимний ночи с помощью графики.

3. «Белочка»

Продолжить учить рисовать методом тычка. Продолжить развивать умение рисовать гуашью. Развивать воображение, восприятие окружающего мира, познавательные способности. Воспитывать аккуратность в работе.

4. «Галстук для папы»

продолжить совершенствовать технику рисования ватной палочкой. Развивать мелкую моторику.

март

1.  «Белые медведи»

Учить детей использовать в рисовании трафарет. Познакомить с явлением «северное сияние». Учить при помощи красок передавать этого явления. Продолжить детей учить тонировать листы. Учить создвать целостную композицию.

2. «Подводный мир»

Познакомить с новым способом рисования, в котором сочетаются восковые карандаши и акварель. Раскрыть особенности каждого предмета, их сочетание. Показать новый способ получения изображения. Развивать чувство композиции и желание доводить работу до конца.

3. «Ветка мимозы»

Продолжить учить рисовать в технике паунтилизм разными способами. Развивать мелкую моторику рук.

4. «Грачи прилетели»

Продолжить рисовать  при помощи поролона. Учить аккуратно выполнять работу.

апрель

1. «Космический пейзаж»

Продолжить учить рисовать в технике рисования граттаж. Привлечь детей к изготовлению заготовок для рисунка. Познакомить с разновидность техники – цветной граттаж. Рассказать о разнообразии космических объектов.

2. «Ёжик на полянке»

Показать детям способ рисования при помощи пластмассовой вилки. Учить детей передавать образ  колючего ежа.  Учить наносить полоски в одном направлении. Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе.

3. «Ночной пейзаж»

Показать детям прием рисования тканью.  Показать особенности данного способа.  Закрепить знания о пейзаже. Воспитывать любовь к природе.

4. «Сладкое мороженное»

Показать детям новый предмет для рисования – воздушный шарик. Использовать в работе маленькие воздушные шарики. Продолжить учить оставлять печать предметом. Развивать детское воображении и творчество.

5. «Волшебная ладошка»

Продолжить учить детей обводить собственную ладонь. Учить видеть в простых вещах (ладонь) необычные вещи. Развивать детское воображение и фантазию.

май

1. «Красивые цветы»

Познакомить с нетрадиционным способом рисования – рисование мятой бумагой. Показать способы складывания бумаги. Учить рисовать цветы самостоятельно. Развивать индивидуальность при создании работ.

2. «Сказочный домик»

Продолжить  учить детей раскрашивать картины при помощи крупы. Использовать в работе цветную манку. Развивать детское творчество и мелкую моторику.

3. «Одуванчики»

Познакомить с новым материалом для рисования – мыльные пузыри.раскрыть сущность данного способа. Учить детей аккуратно выполнять работу, расходовать материал. Развивать воображение у детей.

4. «Вот чему мы научились» (итоговое занятие)

Вспомнить с детьми все новые приемы рисования. Поделиться своими впечатлениями.

      Список использованной литературы

  1. Давыдова Г.И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  2. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраст. Нетрадиционные техники», Москва, издательство «Творческий центр Сфера», 2005г.
  3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез,2008.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: издательство «Карапуз – Дидактика», 2007г.
  5. Лыкова И.А. «Рисуем без кисточки». – М.: 2001г.
  6. Лахути М.Д. «Как научить рисовать». – Москва «Росмэн», 2008.-96с.
  7. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»./Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.:КАРО, 2008. -96с.
  8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет: Рисуем и познаем окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 64с.»
  9. Таришняя О.А. «Я рисую ладошками». – С.П.: 2001г.
  10. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Юные волшебники

Программа кружка «Юные волшебники» разработана  с целью  развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста  через нетрадиционные методы рисования.  Способствует...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПДО декоративно-прикладного творчества «Волшебники» МБДОУ № 13 "Вишенка"

Новизна программы состоит в том, что она  учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педаг...

Рабочая программа "Гимнастика маленьких волшебников"

Программа разработана для детей дошкольного возраста. С целью профилактики сколиоза и плоскостопия....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»

Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...

Рабочая программа кружка "Мастерская волшебников" на 2018-2019 учебный год

Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов...