Паспорт к речевому уголку "Говорим правильно"
картотека

Паспорт к речевому уголку "Говорим правильно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_k_rechevomu_ugolku.docx72.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №35» НМР РТ

Центр развития речи и обучения грамоте старших дошкольников «Говорим правильно».

Авторы: Владимирова Н.Н.,

Еремеева Р.Е.

г.Нижнекамск.

   Цель: Создание условий для самостоятельной и совместной с воспитателем  речевой деятельности старших дошкольников в группе  ДОУ в соответствиями с требованиями ФГОС ДО.

   

   Задачи:

 1. Развитие связной речи дошкольника.

 2. Развитие монологической речи.

 3. Активизация словаря, обобщающих понятий, лексико-грамматических категорий.

 4. Формирование словообразования.

 5. Развитие умения находить слова, противоположные по смыслу; слова, имеющие одинаковое значение.

 6.  Формирование и развитие фонематического слуха.

 7. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.

 8. Упражнять в умении производить звуковой анализ слова.

 9. Развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения дошкольника.

 10. Развитие мелкой моторики рук.

 11. Развитие и укрепление физиологического  речевого дыхания дошкольников.

   Центр развития речи и обучения грамоте старших дошкольников «Говорим правильно» включает в себя  28 дидактических игр, 1 речевую игру, алгоритмы для составления описательного рассказа, 3 пальчиковые игры,  пальчиковый театр, графомоторные дорожки, лабиринты,

 Игровой материал:

 

1. Дидактическая игра «Назови одним словом»

 Цель: Формирование умения классифицировать предметы по одному признаку.

 Задачи:

 -   развивать внимание, мышление, сообразительность;

 -   активизировать словарь по лексическим признакам;

 - формировать умение использовать обобщающие слова при классификации предметов;

 -   воспитывать выдержку, чувство товарищества, интерес к игре;

 -   расширять кругозор;

 -   пополнять словарный запас.

 Варианты игры:

 1. С одним ребенком. Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке?  (синица, курица, гусь, голуби) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

 2. С группой детей. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.

 3. С двумя подгруппами (командами) детей. Ведущий поочередно задает задания (назвать одним словом «что изображено на карточке») для каждой команды: для первой команды – задание на одной стороне карточки, для второй – на обратной стороне. Карточки ведущий достает в произвольном порядке. В конце игры количество правильных ответов подсчитывается. Определяется команда-победитель.

2. Дидактическая игра «Предлоги».

 Цель: Формирование понятия пространственных значений предлогов, например:
под, над, на, в, у, около, возле и т.д.

Задачи:

 -  упражнять в правильном употреблении предлогов в предложениях;

 -  сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;

 -  упражнять в составлении предложений с предлогами по картинке;

 - воспитывать дружеские отношения в игре.

3. Дидактическая игра «Противоположности».

 Цель: Развитие умения находить слова, противоположные по смыслу.

 Задачи: 

 - расширять словарный запас и кругозор ребенка;

 - развивать логическое мышление;

 - закреплять понятие о пространственных представлениях;

 - развивать связную речь.

 - побуждать детей к дружескому общению.

 Варианты игры:

1.В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий. 
   Карточки с красной рамкой перемешиваются. Карточки с зеленой рамкой раздаются поровну между участниками. Ведущий берет одну из карточек с красной рамкой, читает слово, написанное на ней, и показывает картинку участникам игры. Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку.  Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку. Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам. 
2. Играют 2-6 человек и ведущий. 
   Карточки с зелеными и красными рамками выкладываются в 2 столбика: "зеленый" и "красный".  Задача игроков: подобрать к "красным" карточкам "зеленые", противоположные им по значению. Эта игра командная, победителей и побежденных в ней нет. 

4. Дидактическая игра «Скажи по-другому».

 Цель: Расширение словаря синонимов.

 Задачи:         

 - развивать умение определять схожие по смыслу слова;

 - обучать детей употреблять в речи слова с похожим значением (слова-синонимы);

 - расширять словарный запас;

 - воспитывать дружеские отношения в игре.

 Варианты игры:

 1.Раздать детям карточки с картинками поровну. Затем ведущий показывает карточки со словами (если дети не умеют читать, то взрослый читает сам). Дети должны подобрать к своим картинкам две карточки со словами, объяснить свой выбор.

 2.Раздать детям поровну 18 карточек со словами. Затем ведущий поочередно читает с остальными словами. Дети находят слова с похожим значением (синонимы) и берут карточки себе. Затем к каждой паре слов дети подбирают карточки.

 3.Предложить детям придумать связные рассказы по картинкам, используя слова-синонимы на подходящих к картинкам карточках.

5. Дидактическая игра  «Угадай пару. Слова – паронимы».

 Цель: Развитие фонематического слуха.

 Задачи:

 - упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком;

 - развивать у детей слуховое внимание.

 Ход игры:

 1. Воспитатель помещает перед детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на столе. Предлагает поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половинке размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка (коса – коза и т.п.).

 2. Каждый играющий получает по одной – две картинке. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

6. Речевая игра «Что делал? Что делала? Что делали?»

 Цель: Обучение умению соотносить название глагола-движения с действием человека и обучение детей отвечать на вопрос: Что он (она) делает?
 Задачи:

 - совершенствовать умение грамотно строить предложение по модели «предмет – действие»;

 - закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.

 Ход игры:

   Игровое поле представлено в виде диска. На игровом поле — три картинки с изображениями мальчика, девочки, и группы детей. На циферблате представлены картинки-символы действий. Педагог предлагает детям ответить на вопросы «Что делала девочка? Что делал мальчик? Что делали дети? при помощи картинок-символов действий.

 7. Дидактическая игра «Собери пословицы».

 Цель игры: Развитие связной речи.

 Задачи:

 - расширять знания о пословицах;

 -  обогащать речь дошкольников;

 -  пополнять словарный запас;

 - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать,  делать выводы;

 - воспитывать интерес к культуре русского народа.

 Варианты игры:

 1. Играет несколько детей, раздать поровну карточки с красными рамками (это первая часть пословицы), затем ведущий показывает карточки с синими рамками.  Дети говорят начало пословицы и берут подходящую карточку со второй частью пословицы. Дети проговаривают пословицу полностью и объясняют ее смысл.

 2. Воспитатель читает первую часть пословицы, а дети называют вторую часть пословицы или наоборот.

 3. Предложить детям назвать пословицы с похожим содержанием. Например: Без труда не выловить и рубку из пруда. Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

8. Дидактическая игра "Угостим гостей чаем".

 Цель игры: Формирование  умения образовывать относительные прилагательные.

 Задачи:

 - формировать у детей старшего дошкольного возраста навык образования прилагательных от существительных;

 - обогащать речь дошкольников прилагательными;

 - воспитывать дружеские отношения детей в игре.

 Ход игры: Дети по указанию педагога называют ягоды. Педагог спрашивает: Какой чай можно заварить? Педагог помогает детям  при затруднении с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения.

9. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 Цель игры: Формирование умения детей классифицировать предметы по одному признаку.

Задачи:

 - закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

 - развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи;

 - развивать зрительное восприятие;

 - развивать монологическую и диалогическую речь;

 - воспитывать внимательность, целеустремленность.

 Ход игры:

 Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки три, из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор. Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки голубя, дятла, ласточки и пчелы. Ребенок должен выделить лишнее - пчелу. Остальных должен классифицировать как  птиц.

10 Дидактическая игра «Рассели по домикам».

 Цель игры: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

 Задачи:

 - упражнять в правильном употреблении местоимений 3-его лица;

 - обогащать речь детей существительными и местоимениями;

 -  воспитывать дружеские отношения в игре.

 Ход игры:

 Перед детьми три «домика»: синий, в котором живет мальчик Коля и предметы мужского рода, красный домик, где живет Катя и предметы женского рода, в зеленом домике Коля и Катя живут вместе и предметы множественного числа и в желтом домике живет Солнце с предметами среднего рода. Попросить детей внимательно посмотреть на картинки и разложить их по соответствующим домикам.

11. Дидактическая игра «Расскажи сказку».

 Цель игры: Развитие связной речи дошкольников.

 Задачи:

 - упражнять в умении пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно по серии сюжетных картинок;

  - развивать внимание, усидчивость, мышление, память;

 - воспитывать любовь и уважение к русским народным сказкам.

 Ход игры:

 Воспитатель показывает ребёнку сюжетные картинки по одной из сказок.  Ребёнок называет сказку, составляет последовательность сюжетов и рассказывает сказку.

12. Лото «Когда это бывает».

 Цель: Обобщение знаний дошкольников об особенностях и признаках времен года.

 Задачи: 

 - обогащать и активизировать словарный запас детей;

 - упражнять в составлении рассказов по картинкам;

 - развивать связную речь;

 - развивать память, мышление, внимание;

 - закреплять знания детей о том, в какое время года бывает то или иное действие;

 - воспитывать у детей бережные чувства к природе.

 Ход игры:

    В игру играют от 4 до 8 детей. 4 (для 8 детей: по 2 человека на карточку) детям раздаются 4 большие карточки с изображением времени года. Маленькие карточки (с признаками) перемешиваются и раскладываются на столе рисунком вверх. Каждый берет по очереди по 1 карточке и смотрит, подходит ли она к большому рисунку. Если подходит, то закрывает этой маленькой карточкой 1 ячейку на своей большой карточке. При этом объясняет, почему эта карточка подходит для его игрового поля. Ответ должен быть полным, при затруднении воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами. Если карточка не подходит, ее  необходимо положить обратно на стол рисунком вниз. Выигрывает тот, кто первым закроет на своей карте все ячейки.

13. Лото  «Что для чего».

  Цель: Систематизирование знания детей о назначении вещей и о месте их нахождения.

  Задачи:

  - развивать логическое мышление, внимание, память;

  - развивать связную речь;

  - воспитывать дружеские отношения в игре.

  Ход игры:

   Игра предназначена для игры с 1-4 детьми.

   Варианты игры:

 1. Игрокам раздаются карты с полями. Маленькие карточки выкладываются на стол картинкой вниз. Ведущий переворачивает по одной карточке и  показывает их игрокам. Дети выбирают карточку для своего поля, объясняя свой выбор полным предложением. Побеждает тот, кто быстрее закроет все поля на больших картах.

  2. Игрокам раздаются карты с полями. Маленькие карточки выкладываются на стол картинкой вниз. Ведущий, не показывая картинку, называет изображенные на них предметы. Дети выбирают на слух предмет, который подходит для их карт с полями. Объясняет свой выбор полным предложением. Побеждает тот, кто быстрее закроет все поля на больших картах.

3. Карточки выкладываются на стол картинкой вверх. Дети закрывают глаза. Ведущий убирает одну из картинок и спрашивает: Чего не хватает? Далее игра усложняется: убирается не одна, а несколько картинок. При этом дети дают полные ответы. Побеждает тот, кто угадал больше всех недостающих картинок.

14. Дидактическая игра «Найди отличия».

 Цель: Развитие умения сравнивать картинки, устанавливать их сходство и различие.

  Задачи: 

 - упражнять умение последовательно рассматривать картинки;

 - развивать внимание, память, мышление;

 - развивать связную речь;

 - воспитывать положительное отношение к дидактическим играм.

   Ход игры: Ребенку необходимо найти отличия на двух, на первый взгляд, одинаковых картинках и ответить, чем они отличаются.

15. Дидактическая игра «Истории в картинках».

 Цель: обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине.

 Задачи:

 - упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
- закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
- обучать детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
- воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

 Варианты игры:

 1. Разложив карточки по порядку, ребенок должен сочинить по ним историю. Например, о хитром мышонке, выпившем молоко у кота.

 2. С карточками можно организовать различные игры. Например, разложить карточки, намеренно перепутав их последовательность, а ребенок должен восстановить правильный ход сюжета. Или разложить карточки, пропустив одну или несколько, попросив ребенка сказать, чего не хватает.

 3. «Четвертый лишний». Педагог выкладывает 3 карточки из одной истории и одну из другой. Ребенок должен определить, какая лишняя.

16. Дидактическая игра «Составь предложение».

 Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.

 Задачи:

 - закреплять умение составлять предложения из трёх слов, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопросы взрослого;

 - развивать логическое мышления и воображения у детей;

 - воспитывать партнерские отношения в игре.

17. Дидактическая игра «Речевые кубики».

 Цель: Развитие связной речи.

 Задачи: 

 - расширять словарный запас дошкольников;

 - формировать грамматический строй речи;

 -  формировать умение последовательно излагать мысли;

 - развивать воображение, мышление, память, ловкость;

 - развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук;

 - воспитывать дружелюбные отношения в игре.

 Варианты игры:

Кубик «Числа»

 1. Д/и «Сколько?».

     Задачи: 

 - упражнять в согласовании существительного и числительного.

   Ход игры: В паре с кубиком «Числа» бросается один из кубиков с предметными картинками «Животные», «Обобщающий», «Что чем станет». Ребенок смотрит на изображения выпавших граней кубиков и отвечает на вопрос «Сколько».

Кубик «Формы/Цвета».

 1. Д/и «Подбери по форме».

    Задачи: 

    - расширять словарный запас детей прилагательными;

    - развивать воображение, память.

    Ход игры: Ребенок бросает кубик, называет форму, выпавшую на грани кубика,  называет предметы, имеющие такую же форму, и составляет с ними предложение. Ответ должен быть полным: Огурец имеет овальную форму. На стене висит квадратная картина.

 2. Д/и «Подбери по цвету».

    Задачи: 

    - упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

    Ход игры: Ребенок бросает кубик, называет цвет, выпавший на грани кубика и называет предметы, имеющие такой же цвет, и составляет с ними предложение. Ответ должен быть полным: Мама купила красную грушу.

Кубик «Животные»

 1. Д/и «Кто это?». 

    Задачи: 

    - развивать умение описывать предмет, отвечать полным предложением;

    - развивать диалогическую и монологическую речь.

 2. Д/и «Назови ласково». 

    Задачи: 

    - развивать умение образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

 3. Д/и «Кто чем питается». 

    Задачи: 

    - закреплять знания детей о том, чем питаются домашние и дикие животные;

    - развивать связную речь.

 4. Д/и «Составь описательный рассказ». 

     Задачи: 

     - развивать умение описывать предмет по картинке, передавая его характерные качества;

     - развивать связную речь.

 5. Д/и «Что могут делать животные». 

    Задачи: 

    - активизировать глагольный словарь;

    - формировать грамматический строй речи.

 6. Д/и «Узнай животное по описанию». 

    Задачи: 

    - развивать и закреплять умение узнавать зверей по описанию.

 7. Д/и «Подбери словечко». 

    Задачи: 

    - развивать умение подбирать и называть слова – признаки. Например: лиса какая? (лиса хитрая, рыжая, умная…)

 8. Д/и «Назови семью». 

    Задачи: 

    - развивать и закреплять умение правильно назвать всех животных в пределах одной семьи: лис – лисица – лисенок.

 8. Д/и «веселый счет». В паре с кубиком «Животные» бросается кубик «Числа».

    Задачи: 

    - упражнять в согласовании существительного с числительным.

 9. Д/и «Чья? Чей? Чьи?». 

    Задачи: 

    - упражнять и закреплять умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительными. Например: Чей хвост? – Лисий хвост. Чья голова? – Кошачья голова.

Кубик «Действия».

 1. Д/и «Кто может совершать эти движения?». 

    Задачи: 

    - развивать умение соотносить действия с предметом;

    - активизировать словарь глаголов.

 2. Д/и «Когда это бывает?».  В паре с кубиком «Действия» бросается на выбор один из кубиков «Обобщающий», «Животные», «Что чем станет», «Потеряшка».

    Задачи: 

    - развивать логику, мышление, внимание, память;

    - развивать связную речь;

    - упражнять в умении отвечать сложными предложениями.

Кубик «Обобщающий»

 Д/и «Назови названия».  В паре с кубиком «Обобщающий» бросается кубик «Числа». Ребенок называет столько видовых понятий, сколько выпало на кубике с числами.

 Задачи: 

 - расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам;

 - развивать связную речь.

Кубик «Кто/что кем/чем станет».

 Д/и «Кто/что кем/чем станет».  

 Задачи: 

 - развивать логическое мышление;

 - расширять словарный запас;

 - упражнять в использовании  падежных окончаний.

Кубик «Магнитофон».

 Задачи:

 - развивать слуховое внимание, восприятие;

 - формировать умение использовать темпо – ритмические (интонация, система пауз) и динамические  (регулирование громкости голоса) характеристики звучащей речи; владеть своим голосовым аппаратом.

 Ход игры: На гранях куба изображены картинки символы, характеризующие темп и громкость речи (например: черепаха может символизировать медленную речь, самолет и ракета – быструю, барабан или труба – громкую, приложенная к сомкнутому рту кисть руки с вытянутым указательным пальцем – тихо или шепотом и т.д.). В этой игре можно петь, рассказывать стихи, сказки, истории; произносить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки. Воспроизводить звуки, слова, предложения можно за ведущим, самостоятельно или совместно.

Кубик с кармашками.

 1. Д/и «Потеряшка». 

    Задачи: 

    - упражнять детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа;

   - развивать внимание.

   Ход игры: воспитатель выставляет перед детьми куб с прикрепленными к его граням предметными картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос «Чего/кого не стало?». Ответы должны быть полными: «Не стало шапки» и т.д.

2. Д/и «Звуковая лесенка».  

   Задачи: 

   - автоматизировать изолированный звук, выработку длительной воздушной струи;

   - формировать звуковую культуру речи.

   Ход игры: Обводя силуэт змеи, ребенок произносит на выдохе  - шшшшшш. При обведении следа от самолета – лллллл. Поднимаясь и опускаясь по горам – рррррр. При обведении струи пара из кипящего чайника – ссссссс. Обводя раковину улитки – любой звук, заданный воспитателем. Следуя пальчиком по лабиринту – любой звук.

 3. Д/и «Профессии».  

    Задачи:

    -  упражнять в умении отвечать на вопросы предложениями, насыщенными словами сложной слоговой структуры. Например: «Что делает скульптор?» Ребенок находит на кубе сюжет и отвечает: «Скульптор лепит скульптуру». Аналогичные вопросы к картинкам с изображением парикмахера, водопроводчика, балерины, экскурсовода, регулировщика.

18. Алгоритмы для составления описательного рассказа.

 Цель: Развитие связной речи.

 Задачи:

 - продолжать учить детей работать с предложенным алгоритмом;

 - активизировать словарь старших дошкольников;

 - упражнять в умении составлять описательные рассказы по алгоритму (схеме);

 - воспитывать желание выражать свои чувства, переживания в речи.

 Ход игры:

   Описательный рассказ можно составлять одному ребенку или подгруппе детей.

   Перед ребенком лежит алгоритм для составления описательного рассказа. Педагог дает задание по одной из лексических тем (дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые, растения и т.д.). Опираясь на алгоритм, ребенок составляет описательный рассказ. При затруднении ответа, воспитатель может помочь.

   Для подгруппы детей: Описательный рассказ начинает составлять первый ребенок, при этом остальные дети слушают его внимательно. Затем второе предложение составляет последующий ребенок и т.д. После чего каждый из детей пробует рассказать рассказ, использую сказанные предложения другими детьми.

   Для усложнения задания: дети могут самостоятельно дополнить свой рассказ другими предложениями, не используя схему. Например: Медведь – сладкоежка, очень любит мед, который забирает у пчел. Медведь умеет рычать, у него острые зубы и когти.   

19. Дидактическая игра «Продолжи слова».

 Цель игры: Развитие навыка звукобуквенного анализа, фонематического слуха.

 Задачи:

 - развивать зрительную память;

 - закреплять умение анализировать, сравнивать;

 - расширять словарного запаса;

 - воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

 Ход игры:

 1.Раздайте детям карточки с частями слов. Предложите найти картинки, названия которых начинаются одинаково.

Выигрывает тот, кто быстрее других соберет свои карточки,  правильно объяснит свой выбор.

 2. Можно раздать детям карточки с картинками и предложить подобрать слова, которые начинаются так же.

 3.Карточки с картинками можно показывать для развития внимания и памяти. Разложите перед ребенком несколько карточек с картинками и предложите запомнить. Затем пусть отвернется, а вы поменяйте карточки местами и 1 или 2 уберите. Ребенок должен сказать, что изменилось и чего не стало.

20. Дидактическая игра «Отгадай слово по первому звуку».

 Цель игры: Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.

 Задачи:

 - развивать навыки в выделении первого звука в слове;

  - развивать внимание, память и логическое мышление;

 - воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

 Ход игры:

 Ребенок выделяет и называет первый звук слов, обозначающих предметы на предложенных картинках. Из полученных звуков составляет новое слово. Ответ ищет в столбце справа.

21. Дидактическая игра  «Первый и последний звук в слове».

 Цель игры: Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.

 Задачи:

 - развивать умение выделять первый и последний звук в слове;

 - развивать внимание, память и логическое мышление;

 - воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

 Ход игры:

 Взрослый раскладывает перед детьми карточки, просит назвать, что на них изображено, определить и назвать первый и последний звук в слове. Дети берут по одной карточке, рассматривают, называют вслух картинку, и определяют первый и последний звук в слове.

22. Дидактическая игра «Отгадай слово по первым буквам».

 Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.

 Задачи: 

 - развивать слоговую структуру речи;

 - упражнять детей в умении производить звукобуквенный анализ слов (выделять первый звук в слове);

 - развивать память, внимание, логическое мышление, навыки чтения;

 - воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

 Ход игры:

   В игру может играть один ребенок или подгруппа детей.

   Детям раздаются карточки, ребенку необходимо назвать первую картинку, выделить первый звук в слове, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под картинкой. Эти же действия проделать с остальными картинками на карточке. В итоге должно получиться слово. Выигрывает тот ребенок, который первый составил слово. С помощью воспитателя прочитать это слово по слогам.

23. Дидактическая игра «Пирамида».

 Цель: Развитие фонематического слуха, слоговой структуры и грамматического строя речи.

 Задачи: 

 - дифференцировать звуки [ш], [чь], [ж], [щь];

 - активизировать и расширять словарный запас старших дошкольников;

 - развивать связную речь;

 - упражнять в делении слов на слоги;

 - упражнять в определении количества слогов в слове;

 - воспитывать дружеские отношения в игре.

 Ход игры:

   Игра предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. У каждого игрока одна пирамида. Карточки с предметными картинками располагаются в центре стола картинкой вверх. Ребенок берет по одной картинке и располагает ее на пирамиде в соответствии с заданием.

 Варианты игры:

 1. Нужно определить количество слогов в названии картинки и расположить их на пирамиде. Картинки со словами из одного слога выкладываются на верхний ярус пирамиды, с двумя слогами - на второй ярус, слова с тремя слогами – на нижний ярус пирамиды. Затем задание проверяется воспитателем.

 2. Каждому игроку дается задание подобрать слова с заданным звуком. На пирамиде выкладываются картинки, в названии которых есть заданный воспитателем звук.

 3. Воспитатель выкладывает на пирамиде игрока картинки. Нужно составить предложения по каждому ярусу пирамиды с заданными картинками.

24. Дидактическая игра «Твердый - мягкий».

 Цель: Развитие фонематического восприятия.

 Задачи:

  -  дифференцировать звуки [б] - [бь], [п] - [пь], [л] - [ль], [м] - [мь], [д] - [дь], [т] - [ть], [з] - [зь], [с] - [сь], [в] - [вь], [ф] - [фь], [н] - [нь], [г] - [гь], [к] - [кь], [р] - [рь];

  -  развивать графические навыки;

  - упражнять в навыках звукового анализа;

  - воспитывать аккуратность и усидчивость при выполнении заданий.

 Ход игры:

   Игра предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста, а так же для самостоятельной игры ребенка.

   Воспитатель раздает карты и фломастеры игрокам. Дети называют, что изображено и четко произносят название картинки, при этом выделяя заданный звук.  Определяют твердый или мягкий заданный согласный звук в слове. Картинки с названиями, в которых заданный согласный звук мягкий обводят зеленым фломастером, твердый согласный звук – синим фломастером.

   После выполнения задания карты проверяются воспитателем, педагог салфеткой стирает фломастер с карт, и дети обмениваются картами друг с другом.

25. Дидактическая игра «Подбери схему к слову».

 Цель: Развитие навыков в звуковом анализе слов.

 Задачи: 

 - воспитывать самостоятельность;

 - развивать мелкую моторику рук;

 - активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;

 - развивать фонематическое восприятие;

 - упражнять в умении определять количество звуков в слове, в определении места звука в слове.

 Ход игры: Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к  названию изображенного предмета.  

26. Дидактическая игра «Веселый паровозик».

 Цель: Предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.

 Задачи:

 - закреплять умение  делить слова на слоги.

 - формировать умение различать одно -, двух-, и трехсложные слова;

 - совершенствовать артикуляционный аппарат детей;

 - развивать словарный запас, мышление, речь;

 - развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

 Ход игры: Педагог дает указание: «Помоги пассажирам отправиться в путешествие на веселом паровозике. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика).

27. Дидактическая игра «Помоги найти дорогу».

 Цель игры: Автоматизация звуков в словах (предложениях).

 Задачи:

 - развивать моторику артикуляционного аппарата;

 - развивать пальчиковую моторику;

 - формировать правильную выдыхаемую речевую струю воздуха, кинестетических ощущений;

 - развивать фонематический слух, навыки звукобуквенного анализа слов (определение места заданного звука в слове – в начале, середине или в конце слова);

 - развивать умение составлять предложения.

 Игровая задача: Мальчик Саша потерялся, давай   ему найти дорогу домой. Дорожку будем выкладывать фишками . Фишку будем класть на ту картинку, в названии которой есть звук [с], [сь].

 Игровая задача: Бельчонок очень любит орехи. Мама-белка собрала для него целую горку орехов, а он не может найти её. Давай поможем ему. Дорожку будем выкладывать фишками. Фишку будем класть на ту картинку, которая начинается на звук [м], [мь].

 Игровая задача: Медвежонок очень любит малину. Давай поможем ему найти дорогу. Дорожку будем выкладывать фишками. Фишку будем класть на ту картинку, которая начинается на звук [ш]и др.

28. Дидактическая игра «Собери яблоки».

 Цель: Предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.

 Задачи:

 - закреплять умение  делить слова на слоги.

 - формировать умение различать одно -, двух-, и трехсложные слова;

 - совершенствовать артикуляционный аппарат детей;

 - развивать словарный запас, мышление, речь;

 - развивать умение слышать и слушать произносимые слова;

 - воспитывать дружелюбные отношения в игре.

 Ход игры: Перед детьми лежат многоразовые карточки. На них изображена яблоня с необычными яблоками, с картинками. Педагог: «Назовите картинки, определите количество слогов в каждом слове и разложите яблоки-картинки по корзинкам». Дети определяют количество слогов в слове и соединяют линией яблоко с нужной корзиной.

29. Дидактическая игра «Собери букет». 

 Цель: Формирование умения детей определять заданный звук в слове. 
 Задачи: 
 - закреплять умение соотносить звук и букву; 
 - формировать навыки элементарного звукового анализа; 
 - закреплять правильное произношение поставленных звуков; 
 - упражнять в дифференциации звуков [с-ш] в словах и словосочетаниях; 
 - развивать фонематический слух – тренировать в определении наличия данного звука в слове. 
 Варианты игры: 
 1. Взрослый ставит перед детьми карту, на которой изображена ваза со стеблями и цветы с картинками на закрепляемый звук. Вставляет в кармашек Букву Р и сообщает: 
- Сегодня мы будем составлять букет из цветов. Но не все цветы подойдут для букета. На вазе буква Р, значит и цветы-картинки мы будем выбирать со звуком Р. 
Ребёнок выбирает цветок, проговаривает название картинки и прикрепляет к стеблю. 
 2.  Взрослый ставит перед детьми две вазы, на которых в кармашках слоговые схемы и цветы-картинки. 
- Сегодня к нам в гости пришли девочки – Роза и Тамара. 
- Давайте произнесём их имена по слогам: Ро-за, Та-ма-ра. 
- Посчитайте, сколько слогов в каждом имени? 
- Сейчас мы будем собирать букеты для девочек. В первую вазу цветы для Розы (согласно схеме), во вторую для Тамары. Дети берут цветы, проговаривают название картинки, определяют количество слогов в слове и помещают цветок в нужную вазу. 
 3.  Взрослый ставит перед детьми две вазы, на одной из которых в кармашке буква С, а на другой – буква Ш. - Сегодня мы будем составлять букеты для Сони и Маши. Соне нравятся цветы-картинки со звуком [С], а Маше – цветы-картинки со звуком [Ш]. 
Ребёнок выбирает цветок, проговаривает название картинки, определяет наличие того или иного звука и собирает букеты. На каждый стебель нужно прикреплять по одному цветку.

30. Дидактическая игра «Тактильные мешочки».

 Цель: Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.

 Варианты игры:

 1. «Узнай, что внутри».  

     Задачи: 

     - развивать умение определять предмет наощупь;

     - расширять активный  словарь;

     - развивать грамматический строй речи;

     - воспитывать дружеские отношения в игре.

   Ход игры: Ребенок выбирает мешочек. Инструкция: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Холодные или теплые? Как ты думаешь, из чего они сделаны?».

 2. «Найди пару».  

    Задачи:

    - активизировать прилагательные в речи детей;

    - воспитывать дружеские отношения в игре.

   Ход игры: Предложить детям рассмотреть мешочки, потрогать их и найти одинаковые мешочки по ощущениям.  Определить наощупь какие в них предметы : мягкие, гладкие, скользкие, пушистые, колючие и т.д.

 3. «Угадай на что (кого) похоже». 

    Задачи: 

    - развивать умение находить ассоциации тактильным ощущениям;

    - развивать связную речь;

    - воспитывать усидчивость.

   Например: Колючий как еж, пушистый как лиса, холодный как лед.

 4. «Угадай, из чего сделан предмет». 

    Задачи: 

    - упражнять в умении определять  наощупь материал, из которого сделан  предмет;

    - развивать связную речь;

    - воспитывать дружелюбные отношение между участниками игры.

   Ход игры: На столе лежат мешочки. Воспитатель предлагает ребенку ощупать мешочки и определить из какого материала сделаны предметы, находящиеся в мешочках. Можно спросить : для чего нужны эти предметы? , где мы можем их встретить?,  Например: в мешочке лежит деревянный предмет, из дерева можно сделать мебель, скворечник.

 5. «Найди наощупь». 

    Задачи: 

    - развивать память, мышление, тактильное восприятие;

    - упражнять в поиске заданных предметов;

    - воспитывать дружелюбное отношение в игре.

   Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку найти мешочек с конкретными или абстрактными свойствами. Например: Найди мешочек с мягким (твердым) предметом. Найди мешочек с камушками.

 6. «Опиши, не называя».  

     Задачи:

    - упражнять в умении придумывать загадки о предмете, называя его характерные особенности;

    - развивать связную речь;

    - воспитывать дружелюбное отношение в игре.

   Ход игры: Ребенку предлагается потрогать мешочек с предметом  и загадать загадку про него (с описанием форм, размеров, назначения и других характеристик), не называя его.

31. Картотека пальчиковой гимнастики.

 Цель: Развитие тонких движений пальцев рук дошкольников.

 Задачи: 

 - развивать связную речь;

 - упражнять  понятную речь в быстром темпе;

 - совершенствовать координацию движений для подготовки руки к письму.

   Пальчиковая гимнастика может проводиться с одним ребенком и с подгруппой детей.

32. «Ring L Ding-украшаем пальчики».

 Цель: Развитие мелкой и общей моторики рук.

 Задачи:

 - развивать зрительное восприятие (закрепляем представление о цвете);

 - закреплять навыки счета (считаем резиночки на картинке; количество пальчиков, охваченных резинкой; играя, мы учим названия и порядковый номер пальчиков);

 - формировать  пространственные представления (понятия «ниже-выше», «над-под», ребенок учится располагать резинки в зеркальном отражении, если играть с левой рукой);

 -тренировать память (карточка поворачивается лицом на 5 секунд);

 - развивать наглядно-образное мышление (ребенок учится сопоставлять реальные объекты с картинкой, располагать в соответствии с образцом).

 Ход игры:

 Когда все готовы, один из игроков переворачивает верхнюю карту колоды и помещает ее таким образом, чтобы каждый игрок мог хорошо видеть карту. Как только карта открыта и выложена возле колоды, все игроки стараются как можно быстрее подобрать резиночки нужного цвета и надеть их на пальцы так, как показано на карте.

 Игрок, который первым справился с этим заданием, звонит в звонок рукой, на которую надеты резиночки. При этом он должен оставить руку на звонке, чтобы другие дети проверили, правильно ли он выполнил задание. Если задание выполнено правильно – игрок забирает карту себе. Если задание выполнено с ошибками – игрок не только не получает карту, но и возвращает в колоду одну из уже выигранных карт. Если он еще не выиграл ни одной карты, он может пропустить следующий ход. (Если в игру играют двое – второй игрок автоматически выигрывает карту.) После каждого раунда все резиночки снимаются с пальцев и снова складываются возле звонка.

Победитель раунда открывает следующую карту. Побеждает игрок, первым собравший 5 карт.

33. Пальчиковые игры с прищепками.

 Цель: Развитие мелкой моторики рук.

 Задачи:

 - закреплять сенсорные навыки и пространственные представления;

 - развивать воображение, память, речь;

 - расширять и активизировать словарь детей;

 - воспитывать дружелюбные отношения, умение играть в парах.

 Ход игры:  Можно играть как с одним ребенком, так и с двумя детьми. Педагог выкладывает шаблоны перед детьми. В начале игры взрослый загадывает загадку, после того как дети догадаются, что это, они берут определенный шаблон и прикрепляют к нему недостающие элементы из прищепок (лучики, лепесточки, ветки, иголки и др.). В конце игры количество правильных ответов подсчитывается. Определяется победитель.

34. Графомоторные дорожки

 Цель: Развитие мелкой моторики руки.

 Задачи:

 - подготавливать  руки к письму;

 - формировать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

 - формировать зрительно – моторную координацию;

 - формировать активную речь дошкольника;

  - развивать мышление, память, сосредоточенность;

 - формировать умение действовать, повторяя показанный образец.

 Ход игры: Дошкольнику предлагается фломастером обвести многоразовые графомоторные дорожки.

35. Графомоторные упражнения «Лабиринты».

 Цель: Развитие координации движений.

 Задачи:

 - способствовать развитию внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности;

 - формировать умение находить выход из заведомо сложной ситуации.

36. Графомоторные упражнения «Нарисуй не отрывая руки».

 Цель: Развитие начальных графических навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму. 
 Задачи:
 - развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
 - развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
 -  формировать интерес к выполнению графических упражнений и заданий; 
 - воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.

37. Плетенки из цветного фоамирана и атласной ленточки.

 Цель: Развитие мелкой моторики.

 Задачи:

 -  упражнять в плетении из полосок атласной ленты разного цвета;

 - воспитывать аккуратность в работе, усидчивость и терпение;

 - развивать логическое мышление.

38. Пальчиковый театр.

 Цель: Развитие связной речи и моторики рук в сочетании с речью. 

 Задачи:

 - обучать детей разыгрыванию  небольших постановок, сценок, сказок с помощью пальчикового театра;

 - развивать коммуникативные способности детей дошкольного возраста;

 - развивать речь, мышление, память, творческое воображение;

 - обогащать словарный запас;

 - воспитывать любовь и интерес к театру.

 Варианты игры:

1. Разыгрывание сказок. Детям предлагается выбрать сказку и разыграть ее.

2. Дошкольнику предлагается придумать свою сказку.

39. Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

 Цель: Укрепление речевого дыхания детей.

 Задачи:

 - тренировать силу вдоха и выдоха, развивать продолжительность выдоха;

 - формировать навыки правильного речевого дыхания;

 - укреплять мышцы лица и грудной клетки;

 - формировать правильное звукопроизношение.

 Варианты упражнений:

1. Горячий чай. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”. 

2. Китенок с шариком. Нужно выдувать в трубочку воздух с силой, длительно, плавно, чтобы шарик стал балансировать в воздухе.

3. Дыхательные прятки. Детям предлагается долго дуть на «занавеску» из тонкой бумаги, прикрепленную к картинке, - открыть занавеску и посмотреть, кто за ней спрятался.

4. Слоник свистит. Детям предлагается дуть в трубочку, чтобы на выдохе свистулька засвистела.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ПРАВИЛЬНО ПИТАЕШЬСЯ, КРАСИВО УЛЫБАЕШЬСЯ».

Не смотря на то, что вопросам питания дошкольников в современной медицине отведена особая роль, рост болезней у детей, вызванных неправильным питанием, заметно увеличивается (аллергия, нарушение обмен...

Проект: Оздоровительно-речевой клуб «Правильно дышим – меньше болеем!»

Проект  разработан   для   детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родителей, педагогов ДОУ. Работа по проекту оздоровительно-речевого клуба «Правильно дышим ...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Паспорт речевого уголка группы. Речевая предметно-развивающая и игровая среда группы

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

паспорт уголка речевого развития

Паспорт уголка речевого развития...

Паспорт проекта "Я с грамматикой дружу, все вам правильно скажу"

Создание эффективных условий для формирования лексико-грамматических категорий у детей с ТНР....