Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
    рабочая программа (младшая группа)

    Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста.

    Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще множество разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день - пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью - он может отставать и в психомоторном развитии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx31.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа дополнительного образования

    по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

    Актуальность программы

    Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста.

    Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще множество разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день - пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью - он может отставать и в психомоторном развитии.

    Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа  речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы  для будущего овладения письмом.

    Систематические игры-занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

    Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Данная деятельность направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

    Образовательная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

    Цель

    Создание условий для развития речи через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

    Задачи

    - Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

    - Развивать память, речевой слух;

    - Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;

    - Воспитывать звуковую культуру речи;

    - Развивать воображение и мыслительную деятельность;

    - Воспитывать в детях усидчивость.

    Участники: педагоги, дети, родители.

    Ожидаемые результаты:

    - к концу года пальчики детей станут более ловкими, кисти рук более подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

    - повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать более сложными упражнениями;

    - дети овладеют двигательными умениями и навыками, улучшится деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

    -  дети начнут более активно общаться со сверстниками и взрослыми.

    Перспективный план

    месяц

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    октябрь

    «Осень».

    1.Пальчиковая игра «Осень».

    Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, повторение движений за воспитателем.

    2.Пальчиковая гимнастика «Пять веселых капелек по земле стучат…»

    3.Песня «Дождик долго плакал…»

    Цель: повторение слов и движений за воспитателем.

    «Осень золотая»

    1.Рисование пальчиками «Осеннее дерево»

    Цель: учить рисовать пальчиками, аккуратно опуская пальчик в краску и оставлять отпечаток на бумаге.

    2.Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки»

    «Что выросло на огороде»

    1.Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

    Цель: стараться четко произносить слова, повторять движения за воспитателем.

    2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
    Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

    3.Складывание разрезных картинок «Овощи», с последующим

    проговариванием называния овощей.

     «С кем я живу, моя семья»

    1.Пальчиковая игра «Этот пальчик - дедушка»
    Цель: развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с большого; 
    2.Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие»
    Цель: создать хорошее настроение, побуждать проговаривать слова чётко, повторять движения за воспитателем.

    ноябрь

    «В здоровом теле, здоровый дух»

    1.Пальчиковая игра «Водичка, водичка, умой мое личико».
    Цель: Приобщение детей к народному творчеству, заучивание заклички, выполнение имитирующих движений ручками в соответствии с текстом.
    2.Дидактическая

    игра «Дорожка». 
    Цель: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев.

    «Игрушки, любимые герои»

    1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
    2.Пальчиковая гимнастика по сказке «Вот мы репку посадили»
    Цель: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук
    .

    «Народная игрушка»

    1.Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошинки». 
    Цель: учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.

    2.Раскрашивание изображения матрешки при помощи краски и ватных палочек.

    «Играем в магазин»

    1.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
    Цель: развитие мелкой моторики рук, повторение действий за воспитателем, разучивание народной потешки, активизировать словарь ребенка.

    2.Пальчиковая игра «Капуста»

    3.Упражнение «Золушка»- раскладывание из одной емкости в разные фасоли и гороха.

    декабрь

    «У природы нет плохой погоды»

    1. Работа с бумагой «Снег идёт»; 
    Цель: Развивать мелкую моторику, мускулатуру рук, учить детей сминать бумагу в комочки и катать их между ладонями. 
    2. Пальчиковая игра «Прогулка». 
    Цель: Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.

    «Птицы на нашем участке»

    1.Дидактическая игра «Покормим птичек»; 
    2. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока». 
    Цель: Учить детей рисовать указательным пальчиком по ладошке; развивать мелкую моторику пальцев рук, сопровождая чтением потешки. Обогащать словарь ребенка, развивать память.

    «Ёлочка красавица»

    1.Пальчиковая игра «Ёлочка»
    Цель: развитие мелкой моторики рук, активизировать речь детей. 
    2.Перекладывание фасоли из одной емкости в другую. 
    Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. 
    3. Познакомить с потешкой «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»

    «Новогодний праздник»

    1.Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»
    Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. 
    2.Дидактическая игра «Бусы для елочки»
    Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук

    январь

    «Сказки матушки метели»

    1.Дидактическая игра «Домик для ёжика»; 
    Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать умение конструировать из кубиков. 
    2. Пальчиковый массаж «Колючий ёж»
    Цель: развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, действуя  в соответствии с текстом потешки.

    «Зима в лесу»

    1.Физминутка
    «Зайчик серенький сидит».
    2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)
    Цель: развитие у ребенка мелкой моторики рук, выполнять действия в соответствии с текстом.

    3.Пальчиковая гимнастика

    «Серый волк»

    «Мы мороза не боимся»

    1.Проговаривание

    стихотворения

    «Ах, ты, зимушка-зима,
    Зима морозная моя!
    Я прошу тебя зима -
    Не морозь уж ты меня!»

    2.Пальчиковая гимнастика «Снежок»

    Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи путем проговаривания слов вместе с воспитателем.

    3.Игра на развитие дыхания «Подуй на снежинку» (дуем на салфетку так, чтобы она приходила в движение)

    «Мы со спортом дружим»

    1.Дидактическая игра «Надень колечки»
    Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер.

    2.Упражнение «Попади в цель»

    Цель: попасть маленьким мячом в ведерко с расстояния.

    3.Игра «Поймай рыбку» (при помощи деревянной удочки с магнитом)

    февраль

    1. «Строители»
    2. 1.Постройка домиков из конструктора «Лего»
    3. 2.Упражнение «Грузим грузы в грузовик».
    4. 3.Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

    Цель: Совершенствовать мелкую моторику.

    «Помощники»

    1.Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча

    «Наши ручки», «Тесто»

    Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики,

    развитие тактильной чувствительности рук.

    2.Упражнение «Угостим гостей»-лепка «пирожков» из снега.

    «Мы поздравляем пап»

    1.Пальчиковая игра «Солдаты»
    2.Штриховка «Танк». 
    Цель:

    совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении нанесения штрихов.

    3.Игра в снежки.

    Цель: развитие мелкой моторики посредством лепки снежков.

    «Транспорт»

    1. Пальчиковая игра «Дорожных правил очень много».
    Цель: развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. 

    1. 2. Выкладывание фигурок из счетных палочек «Лодка», «Машина», «Самолет».

    Цель: Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

    март

    «Мамочка любимая моя»

    1.Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие».
    Цель: Развивать моторику рук и речь детей, используя песенку и наглядный показ руками.

    2.Упражнение «Сделаем бусы для мамы» - нанизывание больших бусинок на нити. Цель: развитие мелкой моторик пальцев рук.

    «Помогаем маме, моем посуду»

    1.Чистоговорка 
    «Да-да-да грязная посуда»
    Цель: формировать правильное произношение. 
    2.Пальчиковая гимнастика «Помощники»
    Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого.
     Цель: побуждать проговаривать слова за воспитателем, повторять движения.

    «Весна пришла»

    1.Пальчиковая гимнастика «Шаловливые сосульки»

    2.Пальчиковая гимнастика «Весна идет»

    3.Рисование карандашами «Дождик»

    Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, рисовать короткие линии отрывистыми штрихами.

    «Одежда, обувь»

    1.Пальчиковая игра «Как у нашего кота». 
    2.Упражнение «Помогаем маме» - развесить белье на
    веревку и закрепить его прищепками. 
    Цель: учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук.

    апрель

    «Профессии, инструменты»

    1.Дидактическая игра «Подбери картинку». Цель: подобрать изображение подходящей картинки к изображению профессии.

     2.Пальчиковая гимнастика: «За работу». 

    3.Игры с песком «Мы строители»
    Цель: учить детей делать постройки из песка, развивать мелкую моторику пальцев рук.

    «Мы - космонавты!»

    1.Дидактическая игра «Купим пуговицы».

     Цель: учить детей сортировать пуговицы по цвету. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы по цвету и количеству.

    2.Упражнение «Ракета» - выкладывание фигуры ракеты из различных геометрических фигур.

    «Весна в лесу»

    1.Пальчиковая гимнастика «На лужок».
    2.Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать
    руками зеленую бумагу. 
    Цель:  активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. 

    Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу 3.Пальчиковая гимнастика при помощи массажного мячика

    «Колючий шарик»

    «Дождик песенку поет»

    1.Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей…»;
    2.Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой. 
    Цель: развитие мелкой моторики рук.  Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться.

    май

    «Солнечные зайчики»

    1.Игры с прищепками

    Цель: учить детей дополнять картинку при помощи прищепок (солнышко, тучка, ежик и тд.). Развивать мелкую моторику рук.
    2.Закличка «Солнышко-ведрышко».
    Цель: учить детей четко проговаривать потешку. Активизировать речь детей.

    «Мы веселые ребята»

    1.Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек»

    2.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». 

    Цель: активизировать словарь через пальчиковую игру.

    «Домашние животные и птицы»

    1.Пальчиковая гимнастика «Я в деревне отдыхаю»

    2.Собирание разрезных картинок по теме «Домашние животные»

    3.Упражнение.

    Нанизывание фигурок на стержни, распределяя их по цветам.

    «Здравствуй, лето»

    1.Пальчиковая гимнастика:
    «Я-колобок, колобок».
    2.Игра «Чудесный мешочек» - «Найди фигуру»  (геометрические фигуры).
    Цель: развитие мелкой моторики, развитие способности на ощупь определять геометрическую фигуру. Стимулировать тактильные ощущения.

    Список литературы:

    1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. Дошкольная педагогика. 2008. №7 .

    2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М. «Карапуз» 2007.

    3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера» 2006.

    4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. – метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПБ2008.

    5. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл», 2007.

    6. Неганова Н «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание 1995 №9.

    7. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору» Дошкольное воспитание 2004.

    8. Пальчиковые игры. Издательство «Родничок», автор Л. П. Савина 1999 год.

    9. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А. Е. Белая, В. И. Мирясова.

    10. Играем с пальчиками. Издательство «Искимо», автор А. Ю. Соколова 2002 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

    Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

    Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

    В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

    Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

    Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Маленький Эколог» для детей младшего дошкольного возраста

    Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экол...

    План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

    План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

    План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".

    План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....