Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста.

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще множество разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день - пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью - он может отставать и в психомоторном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность программы

Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста.

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще множество разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день - пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью - он может отставать и в психомоторном развитии.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа  речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы  для будущего овладения письмом.

Систематические игры-занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Данная деятельность направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

Образовательная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель

Создание условий для развития речи через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

Задачи

- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Развивать память, речевой слух;

- Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;

- Воспитывать звуковую культуру речи;

- Развивать воображение и мыслительную деятельность;

- Воспитывать в детях усидчивость.

Участники: педагоги, дети, родители.

Ожидаемые результаты:

- к концу года пальчики детей станут более ловкими, кисти рук более подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать более сложными упражнениями;

- дети овладеют двигательными умениями и навыками, улучшится деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

-  дети начнут более активно общаться со сверстниками и взрослыми.

Перспективный план

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

«Осень».

1.Пальчиковая игра «Осень».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, повторение движений за воспитателем.

2.Пальчиковая гимнастика «Пять веселых капелек по земле стучат…»

3.Песня «Дождик долго плакал…»

Цель: повторение слов и движений за воспитателем.

«Осень золотая»

1.Рисование пальчиками «Осеннее дерево»

Цель: учить рисовать пальчиками, аккуратно опуская пальчик в краску и оставлять отпечаток на бумаге.

2.Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки»

«Что выросло на огороде»

1.Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

Цель: стараться четко произносить слова, повторять движения за воспитателем.

2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

3.Складывание разрезных картинок «Овощи», с последующим

проговариванием называния овощей.

 «С кем я живу, моя семья»

1.Пальчиковая игра «Этот пальчик - дедушка»
Цель: развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с большого; 
2.Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие»
Цель: создать хорошее настроение, побуждать проговаривать слова чётко, повторять движения за воспитателем.

ноябрь

«В здоровом теле, здоровый дух»

1.Пальчиковая игра «Водичка, водичка, умой мое личико».
Цель: Приобщение детей к народному творчеству, заучивание заклички, выполнение имитирующих движений ручками в соответствии с текстом.
2.Дидактическая

игра «Дорожка». 
Цель: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Игрушки, любимые герои»

1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
2.Пальчиковая гимнастика по сказке «Вот мы репку посадили»
Цель: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук
.

«Народная игрушка»

1.Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошинки». 
Цель: учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.

2.Раскрашивание изображения матрешки при помощи краски и ватных палочек.

«Играем в магазин»

1.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Цель: развитие мелкой моторики рук, повторение действий за воспитателем, разучивание народной потешки, активизировать словарь ребенка.

2.Пальчиковая игра «Капуста»

3.Упражнение «Золушка»- раскладывание из одной емкости в разные фасоли и гороха.

декабрь

«У природы нет плохой погоды»

1. Работа с бумагой «Снег идёт»; 
Цель: Развивать мелкую моторику, мускулатуру рук, учить детей сминать бумагу в комочки и катать их между ладонями. 
2. Пальчиковая игра «Прогулка». 
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Развивать речевое дыхание. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.

«Птицы на нашем участке»

1.Дидактическая игра «Покормим птичек»; 
2. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока». 
Цель: Учить детей рисовать указательным пальчиком по ладошке; развивать мелкую моторику пальцев рук, сопровождая чтением потешки. Обогащать словарь ребенка, развивать память.

«Ёлочка красавица»

1.Пальчиковая игра «Ёлочка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизировать речь детей. 
2.Перекладывание фасоли из одной емкости в другую. 
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. 
3. Познакомить с потешкой «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»

«Новогодний праздник»

1.Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. 
2.Дидактическая игра «Бусы для елочки»
Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук

январь

«Сказки матушки метели»

1.Дидактическая игра «Домик для ёжика»; 
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать умение конструировать из кубиков. 
2. Пальчиковый массаж «Колючий ёж»
Цель: развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, действуя  в соответствии с текстом потешки.

«Зима в лесу»

1.Физминутка
«Зайчик серенький сидит».
2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)
Цель: развитие у ребенка мелкой моторики рук, выполнять действия в соответствии с текстом.

3.Пальчиковая гимнастика

«Серый волк»

«Мы мороза не боимся»

1.Проговаривание

стихотворения

«Ах, ты, зимушка-зима,
Зима морозная моя!
Я прошу тебя зима -
Не морозь уж ты меня!»

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи путем проговаривания слов вместе с воспитателем.

3.Игра на развитие дыхания «Подуй на снежинку» (дуем на салфетку так, чтобы она приходила в движение)

«Мы со спортом дружим»

1.Дидактическая игра «Надень колечки»
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер.

2.Упражнение «Попади в цель»

Цель: попасть маленьким мячом в ведерко с расстояния.

3.Игра «Поймай рыбку» (при помощи деревянной удочки с магнитом)

февраль

  1. «Строители»
  2. 1.Постройка домиков из конструктора «Лего»
  3. 2.Упражнение «Грузим грузы в грузовик».
  4. 3.Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Цель: Совершенствовать мелкую моторику.

«Помощники»

1.Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча

«Наши ручки», «Тесто»

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики,

развитие тактильной чувствительности рук.

2.Упражнение «Угостим гостей»-лепка «пирожков» из снега.

«Мы поздравляем пап»

1.Пальчиковая игра «Солдаты»
2.Штриховка «Танк». 
Цель:

совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении нанесения штрихов.

3.Игра в снежки.

Цель: развитие мелкой моторики посредством лепки снежков.

«Транспорт»

1. Пальчиковая игра «Дорожных правил очень много».
Цель: развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. 

  1. 2. Выкладывание фигурок из счетных палочек «Лодка», «Машина», «Самолет».

Цель: Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

март

«Мамочка любимая моя»

1.Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие».
Цель: Развивать моторику рук и речь детей, используя песенку и наглядный показ руками.

2.Упражнение «Сделаем бусы для мамы» - нанизывание больших бусинок на нити. Цель: развитие мелкой моторик пальцев рук.

«Помогаем маме, моем посуду»

1.Чистоговорка 
«Да-да-да грязная посуда»
Цель: формировать правильное произношение. 
2.Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого.
 Цель: побуждать проговаривать слова за воспитателем, повторять движения.

«Весна пришла»

1.Пальчиковая гимнастика «Шаловливые сосульки»

2.Пальчиковая гимнастика «Весна идет»

3.Рисование карандашами «Дождик»

Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, рисовать короткие линии отрывистыми штрихами.

«Одежда, обувь»

1.Пальчиковая игра «Как у нашего кота». 
2.Упражнение «Помогаем маме» - развесить белье на
веревку и закрепить его прищепками. 
Цель: учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук.

апрель

«Профессии, инструменты»

1.Дидактическая игра «Подбери картинку». Цель: подобрать изображение подходящей картинки к изображению профессии.

 2.Пальчиковая гимнастика: «За работу». 

3.Игры с песком «Мы строители»
Цель: учить детей делать постройки из песка, развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Мы - космонавты!»

1.Дидактическая игра «Купим пуговицы».

 Цель: учить детей сортировать пуговицы по цвету. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы по цвету и количеству.

2.Упражнение «Ракета» - выкладывание фигуры ракеты из различных геометрических фигур.

«Весна в лесу»

1.Пальчиковая гимнастика «На лужок».
2.Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать
руками зеленую бумагу. 
Цель:  активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. 

Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу 3.Пальчиковая гимнастика при помощи массажного мячика

«Колючий шарик»

«Дождик песенку поет»

1.Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей…»;
2.Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой. 
Цель: развитие мелкой моторики рук.  Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться.

май

«Солнечные зайчики»

1.Игры с прищепками

Цель: учить детей дополнять картинку при помощи прищепок (солнышко, тучка, ежик и тд.). Развивать мелкую моторику рук.
2.Закличка «Солнышко-ведрышко».
Цель: учить детей четко проговаривать потешку. Активизировать речь детей.

«Мы веселые ребята»

1.Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек»

2.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». 

Цель: активизировать словарь через пальчиковую игру.

«Домашние животные и птицы»

1.Пальчиковая гимнастика «Я в деревне отдыхаю»

2.Собирание разрезных картинок по теме «Домашние животные»

3.Упражнение.

Нанизывание фигурок на стержни, распределяя их по цветам.

«Здравствуй, лето»

1.Пальчиковая гимнастика:
«Я-колобок, колобок».
2.Игра «Чудесный мешочек» - «Найди фигуру»  (геометрические фигуры).
Цель: развитие мелкой моторики, развитие способности на ощупь определять геометрическую фигуру. Стимулировать тактильные ощущения.

Список литературы:

1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. Дошкольная педагогика. 2008. №7 .

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М. «Карапуз» 2007.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера» 2006.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. – метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПБ2008.

5. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл», 2007.

6. Неганова Н «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание 1995 №9.

7. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору» Дошкольное воспитание 2004.

8. Пальчиковые игры. Издательство «Родничок», автор Л. П. Савина 1999 год.

9. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А. Е. Белая, В. И. Мирясова.

10. Играем с пальчиками. Издательство «Искимо», автор А. Ю. Соколова 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»....

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»....

Программа "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джок"

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции «Умелочка»

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции " Умелочка"...

Программа детского творческого объединения «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».группа раннего возраста

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Программа профессионально-личностного саморазвития на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки в дошкольном возрасте должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...