Программа профессионально-личностного саморазвития на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

КОЗЛОВА ВАЛЕНТИНА КОНСТАНТИНОВНА

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки в дошкольном возрасте должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

профессионально-личностного

саморазвития педагога

МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»

Козловой Валентины Константиновны

на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»


Актуальность


Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать c пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки в дошкольном возрасте должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.


Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.


Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.


Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.


Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.


У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

.

Задачи:

  1. Изучить и систематизировать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

  1. Разработать перспективный план работы на год с детьми младшего возраста.
  2. Создать картотеку пальчиковых игр, методических разработок по вопросу развития мелкой моторики.
  3. Привлечь родителей к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в данном направлении.

Предполагаемые результаты:

1. Изучена и систематизирована учебная, справочная, научно-методическая литература по вопросу развития мелкой моторики.

2. Разработан перспективный план работы с детьми.

3. Создана картотека пальчиковых игр, методических разработок по вопросу развития мелкой моторики.

4. Родители привлечены к организации РППС группы.

Перспективный план работы

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Отчет о выполнении

Сентябрь

Самореализация

1. Изучение собственных возможностей и потребностей.

#1056;асширение образованности:

Чтение научно-популярной и методической литературы.

Изучение материала по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

.

Самоанализ.

Отбор необходимой литературы.

Разработка перспективного планирования ООД, игровых ситуаций и методического обеспечения по развитию мелкой моторики.

Изучение методической литературы и периодической печати

1. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

3. Ермакова И. А.

Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

#1058;имофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Повышение знаний, сбор материала.

#1057;оставление картотеки упражнений для расслабления кистей рук и развития мелкой моторики .

#1056;азработка дидактического оборудования для развития мелкой моторики рук

Апробация форм работы с детьми

1. Разучивание упражнений для расслабления кистей рук и развития мелкой моторики .

#1044;идактические игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Совершенствование общей координации движений, развитие тонкой моторики рук.

Фотоотчет.

.

Работа с родителями по вопросу

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Конспект.

Октябрь

Изучение методической литературы и периодической печати

1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
2. Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

Повышение знаний, сбор материала.

Составление картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.

Апробация форм работы с детьми

#1048;гры с пластичными материалами:

«Мухомор»

#1048;гры со шнурками:

«Завяжи узелок!»

«Морские узлы»

#1055;альчиковые игры:

«Пальчики в лесу»

«Спокойного сна!»

#1048;гры с природными материалами:

«Собираем камешки»

«Камешки-тук-тук!»

«Сортировка камешков»

#1048;гры с игрушками:

«Построй поезд!»

«Построй домик!»

6. Настольная игра «Мозаика».

Развитие силы пальцев рук; развитие хватания; развитие дифференцированных движений пальцев рук; развитие ручной ловкости; развитие мышления. Развитие хватания двумя пальцами и щепотью.

Конспекты.

Фотоотчет

Работа с родителями по вопросу

#1050;онсультация: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка».

#1042;ыставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки».

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Конспект. Фотоотчет.

Ноябрь

Изучение методической литературы и периодической печати

1 «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

#1041;ардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик».

Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Повышение знаний, сбор материала.

Разработка конспектов ООД по данной теме.

Апробация форм работы с детьми

#1048;гры с нитками:

«Косички»

#1048;гры с природными материалами.

«Конструирование из камней»

#1048;гры с игрушками:

«Веселая цепочка»

«Разборные картинки»

#1048;гры со специальными игрушками:

Игрушки-шнуровки:

«Зашнуруй ботинок!»

«Божья коровка на зеленом листе»

#1055;альчиковые игры:

«Улитка»

#1048;гры с самодельными игрушками :

«Погремушка из бутылки»

7. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

8. Настольная игра «Найди фигуре место».

Развитие тонких движений пальцев рук; развитие ручной ловкости; развитие хватания; развитие соотносящих движений рук; развитие тонких движений пальцев рук; развитие мышления, внимания.

Формирование навыка пришнуровывания одного предмета к другому. Развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук.

Развитие мелкой моторики, закрепление знаний о форме, величине, пространственном расположении предметов.

Конспекты.

Фотоотчет.

Работа с родителями по вопросу

Семинар-практикум «Пальчиковые игры для малышей».

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Буклет «Пальчиковые игры для малышей».

Декабрь

Изучение методической литературы и периодической печати

#1050;ислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры - потешки для детей от 1 года до 4 лет».

#1040;нищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.

Повышение знаний, сбор материала.

Составление картотеки д/и ,направленных на развитие мелкой моторики.

Апробация форм работы с детьми

1. Игры с другими предметами и материалами (бигуди):

«Покажи пальчики!»

2. Игры с природными материалами:

«Забор из веточек»

3. Игры с продуктами питания:

«Банка с витаминами»

#1048;гры с самодельными игрушками :

«Бабочка»

«Гусеница»

5. Пальчиковая игра:

«Замок»

Развитие хватания; развитие соотносящих действий рук; развитие силы пальцев; развитие тонких и дифференцированных движений пальцев рук.

Развитие соотносящих действий рук; развитие тонкой моторики; формирование навыка действий по расстегиванию и застегиванию прищепок.

Развитие движений кистей и пальцев рук; укрепление мышц рук; развитие подражания движениям рук взрослого.

Конспекты.

Фотоотчет.

Работа с родителями по вопросу

Консультация «Развиваем моторику. Игры с прищепками».

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Буклет «Игры с прищепками».

Январь

Изучение методической литературы и периодической печати

1. Галанова Т.В.

«Развивающие игры с малышом до трех лет». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2004.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников / С.Б. Горбушина. - М.: Детство-Пресс, 2016

Повышение знаний, сбор материала.

  • Разработка методического материала на тему: «Использование дидактических игр для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».
  • Конспекты.

Апробация форм работы с детьми

Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики:

1. «Кто скорее свернет ленту?»

2. «Собери матрёшку».

3. «Пирамидка».

Развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Учить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.

Обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания.

Конспекты.

Фотоотчет.

Работа с родителями по вопросу

Конкурс по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики.

Предоставление родителям материала по данной теме.

Фотоотчет.

Февраль

Изучение методической литературы и периодической печати

1. Кузнецова А. А. «Баба сеяла горох.» Игры с жестами и движениями.

2. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь – Санкт – Петербург, 2013.

3. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1.

Повышение знаний, сбор материала.

Разработка конспектов ООД по данной теме.

Апробация форм работы с детьми

#1048;гры с фольгой:

«Сорока-воровка»

#1048;гры с природными материалами:

Игры со снегом

#1048;гры с продуктами питания:

«Бабочки и гусеницы»

«Юла и волчок»

#1048;гры с игрушками:

«Юла и волчок»

#1048;гры со специальными игрушками:

Игрушки-застежки:

«Книжка на липучках»

«Конструктор на липучках»

#1055;альчиковые игры

«Ладошки»

«Капуста»

#1048;гры с самодельными игрушками:

«Сделаем бабочку»

Развитие соотносящих движений рук; развитие тонких, дифференцированных движений пальцев рук.

Развитие хватания; развитие силы рук; развитие движений кистей и пальцев рук; укрепление мышц рук; развитие подражания движениям рук взрослого. формирование навыка действий по расстегиванию и застегиванию кнопок.

Конспекты.

Фотоотчет.

Работа с родителями по вопросу

Привлечение родителей к создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Фотоотчет.

Март

Изучение методической литературы и периодической печати

1. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012.

2. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007.

Повышение знаний, сбор материала.

Пополнение картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.

Апробация форм работы с детьми

#1048;гры с фольгой:

«Сокровища»

«Веселая рыбалка»

#1048;гры с игрушками:

«Черепашка с кармашками»

#1048;гры со специальными игрушками:

Игрушки-застежки

«Черепашка с кармашками»

#1048;грушечные лабиринты:

Цветной лабиринт»

«Сюжетный лабиринт»

5. Игры с самодельными игрушками :

«Бусы из трубочек»

6. Пальчиковые игры:

«Цветки»

«Чудо-цветок»

7. Театр на пальчиках:

«Пальчики играют»

«Поймай бабочку!»

Развитие соотносящих движений рук; развитие силы пальцев рук.

Развитие тонких согласованных движений кистей и пальцев рук; развитие произвольных, тонких, дифференцированных движений рук; формирование навыков использования разных видов застежек; развитие мышления.

развитие ручной ловкости; закрепление умения продевать шнурок сквозь отверстия в предмете.

Фотоотчет.

Конспекты.

Работа с родителями по вопросу

#1050;онсультация «Крупная польза мелкой моторики».

2. Папка-передвижка

« Сенсорное развитие детей».

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Конспект.

Фотоотчет.

Апрель

Изучение методической литературы и периодической печати

1. Зажигина, О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина. - М.: Детство-Пресс, 2012

2. Бардышева, Т. Ю. Мой мизинчик, где ты был? Развитие мелкой моторики. 3-5 лет / Т.Ю. Бардышева. - М.: Карапуз, 2013

Повышение знаний, сбор материала.

Разработка игровых ситуаций и методического обеспечения по конструированию из лего-конструктора для детей младшего возраста.

Апробация форм работы с детьми

#1048;гры с природными материалами:

«Морские камешки»

2. Игры со специальными игрушками:

«Обними меня!»

«Волшебный жук»

#1058;еатр на пальчиках :

«Любимые сказки»

«Театр из перчатки»

4. Пальчиковые игры:

«Апельсин»

«Жук на дереве»

#1050;онструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

Развитие хватания; развитие дифференцированных движений рук. Развитие тактильных ощущений.

Развитие произвольных движений пальцев рук.

Развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук.

Развитие умения анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга.

Фотоотчет.

Конспекты.

Работа с родителями по вопросу

Мастер-класс «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Конспект.

Фотоотчет.

Май

Изучение методической литературы и периодической печати

  1. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  2. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  3. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.

Повышение знаний, сбор материала.

#1055;ополнение метод.кабинета картотекой методических материалов.

Апробация форм работы с детьми

#1047;акрепление пальчиковых игр:

« Пальчики в лесу»

«Спокойного сна!»

«Вышли пальчики гулять»

«Улитка»

«Черепашка»

«Замок»

2. Конструирование из палочек «Ракета».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук.

Фотоотчет.

Работа с родителями по вопросу

Родительское собрание

«Способности детей - на кончиках их пальцев».

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме.

Конспект.

Фотоотчет.

Презентация.

Подведение итогов программы: выступление на педагогическом совете в конце учебного года с результатами реализации программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".

В презентации представлены игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

Перспективный план по теме: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. ...

Презентация на тему: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

В данной презентации представлен материал из опыта работы на развитие мелкой моторике у детей младшего возраста. Игры и упражнения, для развития мелкой моторике. Презентация была использована на родит...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»....

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»....

Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....