Перспективный план по теме: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (развитие речи, младшая группа) по теме

Борисова Ольга Михайловна

 

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План воспитателя  по  теме: Развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

СЕНТЯБРЬ

Начинаются занятия с 3-й недели. l-ая и 2-ая недели - диагностика.

3-я неделя

  1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
  2. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
  3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.

4-я неделя

  1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
  2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
  3. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

ОКТЯБРЬ

1-2-я недели -  Тема: Овощи, фрукты

  1. «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).
  2. «Сложи картинку» из 4-х частей.
  3. «Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере.
  1. «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.
  2. « Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.  
  3. «Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на веревке.

3-4-я недели - Тема: Птицы осенью

  1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
  1. «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
  2. «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).
  3. «Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками.
  4. «Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.
  5. «3aготовкa корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох.

НОЯБРЬ

1-2-я недели - Тема: Труд людей в природе

1. «Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).

  1. «Нарисуй на песке молоток, лопату »
  2. «Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).
  3. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
  4. «Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по  форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.
  5. «Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.

3-4-я недели -  Тема: Одежда и обувь

  1. «Что это?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.
  2. «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.
  3. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют - прищепками).
  4. «Подбери пуговицы по цвету».
  1. «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.
  2. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя -  Тема: Город 

  1. Строим дом из кубиков.
  2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур».
  3. «Кто в домике живет?» - Найти фигурки в «сухом» бассейне.

2-я неделя -  Тема: Транспорт

  1. «Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.
  2. «Грузим камушки в грузовик » - камушки рассыпаны по столу, ковру·
  3. «Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.

3-я неделя -  Тема: Зима. Зимний лес

  1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)
  2. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
  3. «Снежная баба» - лепка из пластилина.

4-я неделя -  Тема: Дикие животные зимой

  1. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
  2. « Выложи медведя из геометрических фигур».
  3. «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.

ЯНВАРЬ

2-3-я недели -  Тема: Дикие животные и их детеныши

  1. «Кто это?» - Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».
  2. «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
  1.  «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
  2. «Собери семью» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.
  3. «Кто пришел? » - Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
  4. «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку -  «в берлоге ».

4-я неделя -  Тема: Птицы зимой

  1. « Ворона или воробей? » - Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
  2. « Угощение для птиц» - сортировка семян.
  3. «Кто спрятался под листочком?» - Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какого предмета находится под бумагой в форме листика.

ФЕВРАЛЬ

1-2-я недели - Тема: Семья

  1. «Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу,

2. «Что купила мама? » - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне»

  1. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
  2. «Поможем мальчику застегнуть пуговицы на рубашке».
  3. «Учимся шнуровать ботинки».
  4. «Для кого подарок?» - Чудесный мешочек.

З-4-я недели -  Тема: Профессии

  1. Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»
  2. Продавец. «Оторви чек» - отрываем клочки бумаги от полоски.
  3. «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина

и складываем в коробочки.

  1. Повар. «Рассортируй фасоль по цвету».
  2. Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».
  3. Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».

МАРТ

1-я неделя. -  Тема: Праздник мам.

1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

2-я неделя. - Тема: Начало весны

  1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
  2. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
  3. «Кто скоро проснется после зимней спячки? » - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

З-4-я недели. -  Тема: Игрушки

  1. «Собери пирамидку».
  2. «Мячи для котят» - лепка из пластилина.
  3. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.
  4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).
  5. «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; («сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?
  6. «Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.

АПРЕЛЬ

l-я неделя. -  Тема: Одежда

  1. «Недошитое» платье. («Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».) Дополнить картонный  трафарет нужной деталью.
  2.  Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.
  3. «Сушка белья » - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

2-я неделя. -  Тема: Дикие и домашние животные

  1. «Собери картинку» - разрезанные картинки из 4-х частей.
  2. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.
  3. «Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

3-я неделя. -  Тема: Птицы весной

  1. «Червячки для грачей)} - лепка из пластилина.
  2. «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
  3. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.

4-я неделя. - Тема: Растительный мир

  1. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
  2. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
  3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

МАЙ

2-3-я недели. -  Тема: Труд весной на даче

  1. «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
  2. «3акрути бутылочку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
  1. «Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра.
  2. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.
  3. « Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор.
  4. «Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.

4-я неделя. -  Тема: Мы  стали старше на год

1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».

Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

план самообразования. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» План по самообразованию...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...

:план самообразования. ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности...

План самообразования на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Перспективно - тематическое планирование по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)....