:план самообразования. ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
рабочая программа (младшая группа)

Катасонова Юлия Владимировна

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

в младшей группе №6 «Карусель»

Воспитатель: Катасонова Юлия Владимировна

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Актуальность выбранной темы.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

•Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

•Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

•Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

•Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

•Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

•У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

•В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

План работы на год

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Взаимодействие с родителями

Практические выходы

Февраль - май

Методическая работа

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. – М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества, «8 Марта».

Картотека игр.

Консультация о развитии мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики. Аппликация детей к 23 февраля и 8марта

Март

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул». 

Картотека игр.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития

мелкой моторики»

Апрель

1. Игры на одевание и раздевание кукол.

2. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

3. Конструирование из конструктора «Домик»

4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять

потешки в режимных моментах.

Май

1. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья».

2. Игра «Шаловливый котенок» сматывание ниток в клубок.

3. Конструирование из палочек: «Окно», «Дом», «Флажок», «Ёлочка».

4. Пальчиковая игра «Художник» (рисование пальцами).

Пополнение ППС.

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных

сказок.

Самореализация

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями включить анкеты, беседы, посиделки, организации совместных праздников.