План самообразования на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
материал

Татаринцева Светлана Вячеславовна

: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_v_1_ml.gr_.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Татаринцева С.В.

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

 1. Развивать координацию и точность движений рук, гибкость рук.

 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

 3. Развивать общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Форма отчётности:

•Картотека игр по развитию мелкой моторики

• Презентация «Развиваемся, играя!»

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина

 

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками

• рисование по трафаретам

• дидактические игры

• шнуровка ,застёгивание пуговиц, замков

• игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

• пазлы, мозаика

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит

к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению

согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует

развитие речи.

- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,

повышают речевую активность ребёнка.

- малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений.

- у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями,

он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,

хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение

навыком письма.

План работы с детьми

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование из  строительного материала  «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Настольная игра «Найди фигуре место».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»

2.Игровая ситуация «Одеваем и раздеваем  кукол».

3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение

пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Рисование с помощью ватных палочек « Покормим птичек»

3.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

4. Игры с прищепками

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2. Пальчиковая игра «Апельсин»

3.Настольные игры «Мозаика», пазлы

4.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Конструирование из палочек «Окно»

4.Пластилинография «Пушистый снежок»

Март

1.Повторение знакомых игр.

2. Игровая ситуация ««Выгладим  и сложим платочки для мамы и для дочки»»

3. Собирание пазлов, шнуровка

4. Дидактическая игра «Поможем перебрать Катеньке овощи и фрукты»

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,

2.Учить детей инсценировать руками стихи  «Голуби».

3.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол»,

«Стул», «Бочка», «Крыша».

4.Игры с крышками от пластиковых бутылок.

Май

1.Повторение знакомых пальчиковых игр

2.Игры с прищепками

3.Застегивание пуговиц

4.Игры с клубочками

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Буклет «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики

Январь

Консультация для родителей «Игры дома»

Февраль

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

Март

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Апрель

Консультация  «Способности детей - на кончиках их пальцев»

Май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».

Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

план самообразования. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» План по самообразованию...

Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Отчет о проделанной работе по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Отчет о проделанной работе по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...