Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Что же понимают под термином «мелкая моторика»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Что же понимают под термином «мелкая моторика»?

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и, конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.

«Ум ребёнка – в пальчиках»

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму.

  Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно.

  Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно, с помощью взрослых. 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Польза очевидна:

- точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;

- близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;

- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;

- мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;

- точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики.

Игры с пластилином.     Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравится повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д..

Пазлы и мозаика.

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно давать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.

Мозаика – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию. Значение мозаики в развитии детей.

  • мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения);
  • развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма);
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь;
  • развивает познавательную активность детей, желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества; развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
  • развивает у детей пространственную ориентировку;
  • вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций;
  • способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».

Способствуют развитию речи.

Развивают творческие способности.

Развивают усидчивость, внимание, терпение.

Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

   Яркая игрушка, созданная по авторской методике Воскобовича, настолько интересна и многофункциональна, что может заменить сразу несколько развивающих игр для ребенка 2–7 лет.

На мачтах кораблика с добрым и смешным названием «Плюх-Плюх» нанизаны разноцветные флажки из липучек. Их шероховатая поверхность способствует развитию сенсорных ощущений.

Игрушка предназначена для формирования простейших математических навыков, развития логического мышления и укрепления мелкой моторики. В игре ребенок учится снимать флажки с матч и одевать обратно; нанизывать флажки на шнурок; учится считать флажки, сортирует их по цвету, количеству, составляет и решает примеры в пределах 5.

     Обучающее пособие Воскобовича «Фонарики» предназначено для развития детей раннего возраста (от 1,5 года до 3 лет). Развивает восприятие, мелкую моторику пальцев, тактильно-осязательные анализаторы, ориентирование на плоскости, ассоциативное мышление, речь. Стимулирует формирование произвольного внимания и памяти. Способствует усвоению элементарных математических представлений; знакомит с понятием формы. Формирует познавательную мотивацию у детей. На каждой фигурке есть пластмассовый штырек, за который ее легко прикреплять и убирать с поля. Детали держатся на липучке.

Игры с конструктором Лего

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, знакомиться с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Вывод

      Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".

В презентации представлены игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

Перспективный план по теме: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. ...

Презентация на тему: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

В данной презентации представлен материал из опыта работы на развитие мелкой моторике у детей младшего возраста. Игры и упражнения, для развития мелкой моторике. Презентация была использована на родит...

Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"

Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...