Исследовательская и познавательная деятельность, как одно из направлений развития дошкольников
статья

Статья об исследовательской и познавательной деятельности, как об одном из направлений развития дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская и познавательная деятельность как одно из направлений развития дошкольников

МКДОУ ЦРР-детский сад №18 г. Россоши.

Воспитатели: Письменная Т.В., Новикова В.А.

 

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая принимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под правильным  руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, совместного творчества.

Дети по своей натуре – исследователи. Глубокое знакомство со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новое о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. С помощью исследований, своих открытий ребёнок делает шаг в неизведанное, получает возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

В приобретении новых знаний помогает познавательно – исследовательская деятельность. Она позволяет формировать активную, инициативную, самостоятельную позицию дошкольников и поддерживать устойчивый интерес.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, переживаний, действий. Отечественный классик психической науки утверждал Выгодский Л.С.: «Чем больше ребёнок видел, слышал, и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Ещё в раннем возрасте дети активно накапливают сенсорный опыт. С помощью органов чувств и манипуляций различными объектами они усваивают внешние характеристики предметов, свойства, их форму, цвет, размер и др. В старшем дошкольном возрасте познавательная и исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде невербального исследования, вопросов, задаваемые взрослому.

С дети выбираем тему для исследования по предложенным картинкам, например:  воздух, свет, вода, вулканы, молоко, звук и пр. Вместе обговариваем ход работы по выбранной теме и устанавливаем примерный срок выполнения. Далее в течение определённого времени с детьми занимаемся поиском  информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы. Узнаём из книг, спрашивают родителей, взрослых. Главные исследователи вместе с воспитателями обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта. Конечным результатом работы по выбранной теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами или показ и презентация своих открытий перед другими дошкольниками.

Благодаря такому способу дети учатся наблюдать, ставить правильные вопросы, проводить эксперименты, видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, давать определения понятиям, делать умозаключения и выводы, объяснять, доказывать и отстаивать своё мнение.

Мы стараемся не подавлять, не сковывать детей, а поддерживаем, направляем их активность, а также создаём ситуации для ощущения радости от новых открытий, достижений.

Партнёрство детей с взрослыми, общение со сверстниками, совместное решение проблемных, поисковых задач, проведение экспериментов – это главный путь исследовательской и познавательной деятельности.

Список использованной литературы:

1.Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. – М.: Линка-Пресс, 2009.

2.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия разв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Применение нетрадиционных техник рисования  в работе с детьми создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности , позволяет ребенку  отой...

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста".

Данная консультация подскажет родителям как заинтересовать детей экспериментальной деятельностью....

Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.Разви...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте нового нормативного документа ФГОС ДО.

Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализаци...

Тезисы на тему "Физическое развитие - одно из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте введения ФГОС ДО"

laquo;Физическое развитие - одно  из приоритетных направлений развития дошкольников в контекстевведения ФГОС ДО»Первые годы жизни – имеют огромное значение в жизни человека. В ...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования дошкольников»

Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.Задачи семинара:обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ре...