«Нравственное развитие и воспитание отзывчивости при ознакомлении дошкольников с природой»
статья (старшая, подготовительная группа)

Мир  природы  удивителен и разнообразен.  Дошкольники замечают то, на что обычно не обращают внимание люди более старшего поколения. Они увлечённо рассматривают насекомых, травинки и цветы, заглядывают в собачьи глаза, трогают кошачьи лапки и усы. Задача нас взрослых, не только дать много полезной и интересной информации,  но и научить бережно относиться к природе – ведь она приносит столько пользы! 

Необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе… Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

      «Нравственное развитие и воспитание отзывчивости при ознакомлении дошкольников с природой»

 (из педагогического опыта).

.

Мир  природы  удивителен и разнообразен.  Дошкольники замечают то, на что обычно не обращают внимание люди более старшего поколения. Они увлечённо рассматривают насекомых, травинки и цветы, заглядывают в собачьи глаза, трогают кошачьи лапки и усы. Задача нас взрослых, не только дать много полезной и интересной информации,  но и научить бережно относиться к природе – ведь она приносит столько пользы! 

Необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе… Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.

Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.

Экологическое воспитание дошкольников  должно проходить непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в нравственном развитии и воспитание отзывчивости при ознакомлении дошкольников с природой.

Развивать познавательную активность через воспитание интереса и любви к природе у дошкольников требует разработки определенной системы. Эта система включает содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. Реализация этих условий возможна только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое образование детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

 Одно из условий - это экологическая культура воспитателя. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Воспитатель - главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта его личности определяют результат его деятельности - продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры: понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее; профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании; общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, ему позволяет постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой - замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность - одно из свойств педагогического мастерства - в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.

Вся работа должна проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. Оптимальным вариантом формирования знаний о природе можно рассматривать тогда, когда образовательный процесс начинается в раннем возрасте (с двух - трех лет). В этом возрасте развивается основа эстетического восприятия мира сенсорная реакция, сенсорные чувства. Успех творчества уходит корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Для ребенка этого возраста важен не результат его деятельности, а сам процесс. Поэтому необходимо поощрять поддерживать любую инициативу ребенка, независимо от результата его деятельности, его стремление научиться чему - то новому или узнать новое. Ребенок этого возраста любит повторения и неоднократные, поэтому знания даются в ритмической форме, с неоднократным повторением. Необходимо использовать небольшое количество предметов, игрушек одновременно, так как это рассеивает внимание, вырабатывает находчивость, изобретательность.

У детей среднего дошкольного возраста расширяются представления о времени и пространстве, дети начинают четко выделять прошлое и будущее. В речи детей появляются определения обозначающие свойства, этические Этот возраст характеризует целенаправленность психических процессов, увеличивается участие воли. Возникает стремление к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Дети воспринимают предметы в целом, различия в деталях, украшения они не замечают.

 Для ребенка этого возраста лучше воспринимаются объекты действующие: функциональные признаки имеют наибольшее значение, становится одним из главных прием образной характеристики предметов: кот Пушок, собачка Шарик, корова – кормилица. Ребенок этого возраста сопровождает речью свои игровые и бытовые действия. Воспитатель лишь фиксирует внимание на бытовых жизненных задачах, а что и как необходимо сделать, дети решают сами. Необходимо предоставить ребенку внешние «наглядные» опоры, напоминающие ребенку в течение выполнения задания, кому и для чего оно нужно. Важна результативность выполнения любого задания. Необходимо направлять внимание на осуществление действий в определенном порядке

У детей старшего дошкольного возраста развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать и моделировать логические взаимоотношения, но и на знакомом им материале, с опорой за полученные ранее знания. Деятельность становиться целенаправленной, происходит развитие произвольных психических процессов: памяти, внимания, речи. При выполнении, каких - либо заданий или бытовой деятельности характерно доведение до конечного результата. В этом возрасте дети с интересом познают мир природы и вне НОД. Взрослый учит их делать выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях той местности, где они проживают, закреплять обобщенные представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах.

В этом возрасте все яснее становится личностный тип общения со сверстниками и взрослыми, проявляется интерес к человеческим отношениям, общепринятым нормам поведения.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности, не связанной непосредственно с обслуживанием детей. Ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, очень эмоционально относится к этим требованиям. В этом возрасте все чаще проявляется потребность обнаружить перед другими свои умения, осведомленность. У детей достаточно высокий уровень развития моральных представлений и чувств, но на теоретическом уровне. В своих поступках знания используют далеко не все. Проявляется действенный мотив сделать нужную вещь для себя. Наряду с этим набирает силу мотив общественной пользы для ближайшего окружения. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность, соблюдение положительных форм взаимоотношений со сверстниками. Дети уже способны защищать выработанное решение, отстаивать свою точку зрения. Адекватная самооценка характеризует уровень сознания ребенка и является стимулом для развития личности.

 Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянно непосредственного общения с ней. Одним из условий, является организация в детском саду уголков природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы, украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение всего года. В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание.

   Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволяет  выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно - образовательной работы.  

     Цели:         

 -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

 -познакомить дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность ее охранять;

- нравственное развитие и воспитание отзывчивости при ознакомлении дошкольников с природой.

 Задачи:

1. Создать и правильно использовать развивающую экологическую среду в ДОУ, в семье для воспитания у детей экологической культуры.

2. Формировать представления детей о том, что люди, растения и животные обладают способностью приспосабливаться среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе.

3. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

4. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

5. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

6. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе..

 Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

 Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого мы сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

 Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

Помощь в работе  могут оказать следующие методические пособия:

-Л. Згурская «Экология-малышам»,

-Н. В. Коломин «Воспитание экологической культуры в детском саду»,

-М. В.Коробова «Малыш в мире природы»,

- Н. А. Рыжова «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники»,

-З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»,

- В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»,

-Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» и др.

В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, Л. Толстого, Е. Чарушина эмоционально, живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных, а также наиболее яркие явление неживой природы (дождь, снег, гроза). А познавательные сказки В. Бианки отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки занимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают эмоциональный отклик у ребенка, а главное демонстрируют приспособленность животных к среде обитания. Дети не только слушают произведения М. Пришвина, Н. Сладкого, К. Паустовского, К. Ушинского и др., но и переживают за героев, объединяют прочитанное с окружающим миром. Во время чтения делаю паузы. Например, выглянуло из травы-кто? и дети, используя ранее прочитанное описание, догадываются , кто бы это мог быть. Это всё помогает лучше понять природу, сделать доброе дело для нее.

Но , надо соблюдать чувство меры, не допускать переизбытка информации, вовремя переключать внимание ребенка от слушания рассказа к отгадыванию загадки, от наблюдений — к рисункам и т. д. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал», - это совет В. А. Сухомлинского.

Очень тесно  должна вестись работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....

Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию в рамках опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.

Проектная деятельность  в доу по нравственно - патриотическому развитию на тему "Моя семья"Слайд № 1Добрый день, уважаемые коллеги! Мы   детского сада № 5 «Колокол...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ ".

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот перио...

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка через ознакомление дошкольников с художественной литературой.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка через ознакомление дошкольников с художественной литературой....