«Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность (аппликация, рисование, лепка)».
консультация (младшая группа)

Знаменкова Екатерина Александровна
Консультация на тему: «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность (аппликация, рисование, лепка)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Развитие творческих способностей у детей

младшего дошкольного возраста

через изобразительную деятельность

(аппликация, рисование, лепка)».

          Актуальность темы связана с тем, что жизнь в обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека творческого подхода к решению проблем, подвижности, гибкости мышления, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

            Средствами развития творческих способностей детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Основное назначение изобразительной деятельности – образное отражение действительности в совокупности, способствует разностороннему развитию ребёнка.

У большинства детей недостаточно сформированы навыки творческого воображения, мышления, снижен уровень самоорганизации, они не проявляют интереса к изобразительной деятельности. Также  у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. В результате чего возникает педагогическая проблема – нужно искать такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребёнка подлинное желание творить.

         Одна из задач воспитателя – учить ребёнка видеть мир. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

        Детей часто привлекают  яркие, динамичные детали, второстепенные, не имеют существенного значения в работе, это отражается на результате деятельности.

       Образы воображения у младшего дошкольника ещё неустойчивы, фрагментарны. С возрастом дети уже могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

     Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями и навыками. В 2-3 года ребёнок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К 6 годам овладевает достаточным запасом навыков и способен  употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приёмы при изображении новых предметов.

     Вначале у детей происходит познание свойств материалов. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом  следы могут что-то обозначать, и по своему  желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает изобразительный характер. У ребёнка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

     Таким образом, первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребёнка. Но если у художника после возникновения замысла обычно идёт длительный период его вынашивания, то у ребёнка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребёнок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он ещё не может предвидеть результат работы и ход её выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменение содержания работы в процессе изображения, включение в рисунок не относящихся к образу деталей.

   Некоторые воспитатели считают нужным рисовать, лепить, делать аппликацию «вместе с детьми». Они создают повод для подражания работе воспитателя и таким путём хотят поднять качество детской работы. Это ложный и вредный путь. Видеть хорошую работу воспитателя в труде – всегда полезно и нужно. Положительно наблюдение за изобразительной деятельностью воспитателя, но не в то время, когда дети сами рисуют, лепят, делают аппликацию.

   Большое значение в учебном руководстве имеет изобразительная деятельность по замыслу. Если она остаётся без надлежащего руководства, то быстро теряет свою силу и прелесть для ребёнка, ибо качество раобы перестаёт его удовлетворять. Уважение и внимание педагога к  детскому творчеству, требовательность к его качеству, индивидуальная помощь в процессе работы, периодические критические просмотры с детьми их работ положительно влияет на изобразительная деятельность по замыслу детей.

В развитии детского творчества наблюдаются три характерных момента:

   1. Ребёнок сам или с помощью воспитателя ставит перед собой определённые творческие или технические задачи и работает над их преодолением. В таком случае мы видим, что ребёнок достаточно загружен, тратит значительные усилия и достигает новых результатов в работе. Эти моменты требуют поддержки, поощрения со стороны воспитателя и, быть может, некоторых указаний, если ребёнок не справляется с заданием.

   2. Бывают другие моменты, когда ребёнок с интересом и удовольствием повторяет своё новое достижение в различных вариантах и тем закрепляет его. Эти моменты ценны и необходимы, т.к. они делают опыт ребёнка прочным и осознанным, реализует его в новых замыслах. Со временем ребёнок с лёгкостью начинает выполнять задание и в этот момент воспитатель ставит перед ним новые задачи, наталкивать на новые замыслы.

   3. Бывают наконец, в работе ребёнка моменты, явно требующие помощи и указаний. Это когда ребёнок особенно затрудняется, тратит много сил и не находит  удовлетворяющего его пути. Это тормозит работу и воспитатель должен предвидеть моменты неудач и вовремя прийти на помощь.  

   Но не всегда следует стоять на позиции «предупреждение трудностей». Важно, чтобы ребёнок с ними сталкивался, пытался их разрешить в этом преодолении трудностей он развивается. Заботливо и незаметно для ребёнка воспитатель следит за процессом и приходит на помощь тогда, когда это действительно нужно, когда ребёнок сам не может решить задачу.

   Есть дети, которые недостаточно самостоятельны, постоянно обращаются за помощью. Им следует внушать, что они «сами сумеют»; нужно поощрять их малейшую самостоятельность и достижения, отучать от привычки с каждым пустяком обращаются за помощью.

   Исследования педагогов и психологов показывают, что младший возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представлений. Интерес к окружающему миру у детей двух-четырех лет очень велик. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать всё это без соответствующей подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет. Поэтому только от воспитателей и родителей зависит развитие восприятия ребёнка. И они должны сделать всё возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир, полюбил его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийСпособность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоиз...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Проект на развитие творческих способностей   у детей средствами  нетрадиционной техники  рисования....

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Нетрадиционные техники позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. На занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а такж...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования

Размещен материал об актуальности проблемы и результат проведенного опыта работы с детьми воспитателем...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...