Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Вислых Юлия Александровна

Размещен материал об актуальности проблемы и результат проведенного опыта работы с детьми воспитателем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вислых Юлия Александровна, ГБДОУ № 9 Пушкинского района г. СПб., воспитатель

«Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционных способов рисования»

         Дошкольный период детства – это период, когда закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Актуальность темы опыта работы продиктована требованиями ФГОС ДО (п.1.6.), т.к. одна из целей стандарта – это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

      Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

           Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества.

            Рисование, по мнению К.Д. Ушинского и Н.К. Крупской, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

         Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению (Р.С. Буре). Как правило, ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, быстрее формируются навыки письма.

             Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и понимаю, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Я решила использовать  нетрадиционные  способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой - рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используя в работе нетрадиционные способы рисования с детьми, мы решаем   следующие задачи:

  • Снятие детских страхов;
  • Развитие уверенности в своих силах;
  • Развитие пространственного мышления;
  • Способность   свободно выражать свой замысел;
  • Побуждение детей к творческим поискам и решениям;
  • Способность   работать с разнообразным материалом;
  • Развитие   чувства композиции, ритма,   колорита,  цветовосприятия;   чувства фактурности и объёмности;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие творческих способностей, воображения и   полёт фантазии;
  • Способность   получать   эстетическое удовольствие.

        На практике я использовала различные способы   рисования. Например, способ рисования нитью, вначале простые объекты, например, дерево. Ребенок должен был сам отмерить длину нити на ту или иную веточку и  приклеить,   затем дополнить рисунок другими материалами, например, ватой, будет снег. Эта работа развивает не только воображение, но и математические способности.

       Таким образом развиваем у ребенка воображение, мелкую моторику рук, усидчивость, внимание. А самое главное, что ребенок увлечен работой, проявляет творчество, придумывает свои идеи.

Также я использовала в своей работе с детьми нетрадиционный способ рисования - оттиск смятой бумагой.

        Очень интересно рисовать отпечатками листьев.  Собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А  можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

      Самый интересный способ рисования, который удивил дошколят – это рисование на пене для бритья и рисование на молоке. Получаются удивительные «шедевры», игра цветов, соединение линий. Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Детям очень нравится эта нетрадиционная техника рисования. Этот способ позволяет  развивать фантазию, творчество и воображение.

        Очень часто интересные идеи для творчества рождаются на стыке науки и искусства, благодаря необычным свойствам веществ и реакции их друг на друга. Это относится, например, к такому способу рисования,  как  рисование на молоке. В данном виде искусства используются различные плотности и свойства жидкости, с разным поверхностным натяжением и диффузия одной жидкости в другую и невероятные превращения и эффекты, которые получаются в результате реакции.

      Рисование мыльными пузырями тоже вызывает восторг у детей дошкольников. Происходит тренировка легких,   развитие воображения. Во что превратятся «мыльные» шарики,   зависит от творческого воображения, быть может, это будет буке мимозы или весёлый снеговик, а может,   планеты солнечной системы…

        Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

          В ходе своей работы я старалась активно включать в процесс родителей – это         и мастер – класс для педагогов и родителей, буклеты и памятки для родителей: «Как развивать творчество и воображение ребенка дома?», «Как развивать мелкую моторику рук и для чего?», «Занятия нетрадиционными способами рисования – как подготовка детей к школе». Советы родителям об организации творческого уголка дома, как развить интерес ребенка к рисованию, совместная организация выставок детских работ в школе.

          Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я.

Используемая литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей /. - М.: 1972. – 190 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

4. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

5. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

6.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном ...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, п...