Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста
статья

Бартенева Галина Викторовна

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Познавательный интерес- это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность. стремление личности заниматься данной область явления, которая приносит удовольствие. А дети- пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность- это их естественное состояние. они настроины на познание окружающего мира. хотят его познать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnogo_interesa_u_detey_rannego.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса у детей раннего

дошкольного возраста.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новосолдатская основная общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования детский сад «Родничок» .

   Воспитатель : Бартенева Г.В.

   

     Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Об этом нам указывают документы, такие как «Профессиональный стандарт» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

     Познавательный интерес-это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

      «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа: - реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности.

       Так же прописаны 5 областей развития и обучения детей, одно из которых познавательное развитие.

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, наблюдательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

         Формирование познавательного интереса у детей возможно посредством:

          - использования современных информационных технологий,

          - Экспериментирования,

          - игровой деятельности,

          - проблемно-игровыми технологиями,

          - знаково-символическими средствами.

          Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

           Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей — это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

          Сейчас весна и самый простой, но наглядный пример — это посадка семян в почву. С каким интересом, трепетом берут пальчиками семена. Боятся потерять, поливают почву, следят за появлением всходов.

           Появление насекомых вызывает много вопросов. Мы стараемся детально рассмотреть насекомое вместе с детьми, а потом переносим всё увиденное на бумагу или делаем поделки из пластилина.

           «Расскажи — и я забуду, покажи — я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

            Многие из нас, во время прогулки зимой, повторяют несколько раз, что снег холодный, грязный. Я стала сопровождать свои слова действиями: - брала с детьми снег, заносила в группу и оставляла таять. Воду показывала детям ( перед показом добавляла немного мусора — для наглядности), повторяла слова о том, что снег грязный.

             Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского творчества позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

             Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов ,от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач — создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям.

              Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты, эксперименты. Для детей раннего дошкольного возраста эксперименты ставятся в простой доступной форме. Например, превращение снега в воду, воды в лёд.

               А у нас в саду дела — эксперименты снова,

                Сам волшебник никогда не творил такого !

                То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

                 Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке !

                Для поддержания интереса экспериментирования можно предлагать задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.

                Например, опыт «Определение наличия крахмала». В гости к детям приходит Антошка и все вместе определяем наличие крахмала в клубне. Дети могут не знать, что такое крахмал, но они знакомы с напитком — кисель. Можно рассказать, где ещё содержится крахмал, провести опыты с хлебом, другими овощами, фруктами. Большая возможность проведения опытов, экспериментов нам даётся в летнее время, когда время для обучения не ограничено .

          Наблюдение также влияет на формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

          Многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление любознательности. Целенаправленная работа по развитию познавательного интереса меняет характер вопросов у многих детей, от простого «Что это?», к вопросу «Как это происходит?» не к 5-6 годам, а даже раньше.

           Огромную роль в развитии познавательного интереса у детей раннего возраста отводится игровой деятельности. Знакомство с профессиями, правилами дорожного движения эффективно проводить именно в форме игры.

            Мы знаем, что дети любят смотреть мультфильмы. При изучении различных тем, мы использовали мультфильмы для развития познавательной деятельности. Например, изучая былинных богатырей, мы использовали картины, мультфильмы, закрепляли тему раскрашиванием картинок.

             К сожалению, наш детский сад ограничен в использовании современных инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников.

              Стараемся включать родителей в процесс развития познавательного интереса детей. Оформляем наглядную информацию для родителей, привлекали родителей к работе. Родители с детьми готовили подарки Деду Морозу, рисовали рисунки к конкурсу о пожарной безопасности и т. д.

                И в заключении  хочу сказать, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире — это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы

Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста  через элементарную поисковую де...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...

Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста на прогулке

Прогулка позволяет в полной мере осуществить формирование познавательного интереса, дети учатся всматриваться, любоваться, восхищаться, проявлять пытливость, наблюдательность и интерес....