«Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
методическая разработка

Советова Наталья Михайловна

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений по развитию познавательного интереса у детей с помощью экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений по развитию познавательного интереса у детей с помощью экспериментирования.

«Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Выполнила воспитатель МБДОУ № 58 Советова Н.М.

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.

Программа по развитию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с помощью экспериментирования.

Пояснительная записка:

Мною представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с помощью экспериментирования.

Актуальность:

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Одним из требований Стандарта к организации образовательного пространства является обеспечение игровой, познавательной исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирования с доступными детям материалами.

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом. Ребенок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников деятельности, способствующей формированию познавательного интереса, активизации мышления, использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Познавательный интерес - представляет огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.

Основное направление развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Поэтому педагог создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Идея Методической разработки: состоит в создании сборника материалов по развитию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста с помощью экспериментирования.

Объект: процесс развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

  • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Прикладная ценность: Повышение эффективности в ДОО работы по организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость:

– для дошкольных образовательных организаций предложен методически обоснованный и апробированный сборник материалов по организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.

На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование.

Проблема формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста рассматривается мной в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года. В данном Стандарте в качестве одного из принципов дошкольного образования (п. 1.4) выделено формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядо-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

В экспериментаторстве достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования, психическое развитие ребенка затормаживается.

Актуальность этой проблемы подчеркивают и исследователи, и практические работники. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что
для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

(китайская пословица)

В дошкольном возрасте у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться искать на них ответы.

Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.

Анализируя образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) направлен сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью нужно заниматься более углубленно.

Идея методической разработки: состоит в создании сборника материалов по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью экспериментирования.

Методическая разработка составлена в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным требованиям и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса. Содержание методической разработки включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разносторонное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

•   Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

• Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

• Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

 Создать условия        для развития познавательной активности в процессе

экспериментальной деятельности: лабораторию для детских опытов «Я - исследователь» и мини- библиотеку «Хочу всё знать»;

  1. Расширять представления детей об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности;
  2. Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  3. Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию;
  4. Развивать коммуникативные качества.

Для реализации программы необходимо:

  • экологический центр в группе;
  • учебно-наглядные пособия для проведения занятий и игр.

Уголок живой природы обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными.

Для проведения занятий необходимы наглядные пособия:

  • яркая наглядность;
  • раздаточные материалы;
  •  книги с интересным содержанием;
  • художественное слово;
  •  технические средства обучения
  • натуральные объекты живой и неживой природы;
  • иллюстративные пособия;
  • вспомогательные приборы и оборудование (микроскоп, лупы, лабораторное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения).

Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

Литература:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  2. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
  3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  4. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
  6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина ...

Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования и оборудование

Дети дошкольного  возраста  по природе  своей – пытливые исследователи  окружающего мира.  Интерес  к экспериментированию и  исследованию сохраняется и развивается...

Консультация для педагогов «Организация среды в МАДОУ для детского экспериментирования»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещ...

Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

Консультация для педагогов в рамках проведения педагогического совета по экспериментированию...

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

ДОКЛАДна тему«Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»    Подготовила: И. С. Андросова...