Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования и оборудование
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Щепочкина Гульнара Матилаевна

Дети дошкольного  возраста  по природе  своей – пытливые исследователи  окружающего мира.  Интерес  к экспериментированию и  исследованию сохраняется и развивается  у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.   Приобщение  детей к исследовательской деятельности и экспериментированию  обеспечивает  развитие детского  творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  среды в ДОУ  для детского экспериментирования и оборудование

Дети дошкольного  возраста  по природе  своей – пытливые исследователи  окружающего мира.

   Интерес  к экспериментированию и  исследованию сохраняется и развивается  у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

   Приобщение  детей к исследовательской деятельности и экспериментированию  обеспечивает  развитие детского  творчества.

    Экспериментирование и  исследовательская  деятельность позволяют ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и  изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

Совместная  познавательная деятельность  способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой  деятельности, когда ребенок посредством практических  действий, постановки  опытов может подтвердить свои предположения, внести «интеллектуальный» вклад в решение  общей проблемы, увидеть новые  возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант  использования  имеющихся знаний.

   Коллективные переживания, совместное обсуждение. Поиск и нахождение ответа раскрывают  перед детьми  возможности познавательного общения  и показывают его привлекательность.

Понимая значение экспериментирования  для психического развития в каждой группе есть мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации  предлагаемой нами работой. Это дает возможность педагогу:

  1. Работать с детьми малыми группами по интересам;
  2. Использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
  3. Не ограничивать ребенка деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»…).

Структура проведения игры-экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение  предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • Тайна, сюрприз;
  • Мотив помощи;
  • Познавательный мотив (почему так?);
  • Ситуация выбора.

Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с её хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед  Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная  к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которой лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре, почему очищенный картофель чернеет и др. Мы не торопимся с ответом, а способствуем тому,  чтобы дети нашли его самостоятельно. Дети задают вопросы деду Знаю, а он либо присылает в группу книгу или  подсказку, либо предлагает спросить у  мамы и папы, а затем рассказать всем детям, а некоторые вопросы становятся темами очередной встречи в лаборатории.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...