Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
консультация
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.91 МБ |
gotovyy_doklad.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как доказал Н.Н.Поддъяков , академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Экспериментирование вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.). Ребёнку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные результаты действенным путём, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
. Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребёнка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольного возраста? (ответы воспитателей)
Подведем итог вышесказанному: Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мыслительную деятельность .
Значение детского экспериментирования Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания Стимулирует развитие речи Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения
Есть у меня шестеро слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё узнаю от них. Они по знаку моему Являются в нужде.… Зовут их: «Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где…» Редьярд Киплинг Успехов в работе!
Предварительный просмотр:
«ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует
на роль ведущей деятельности в
период дошкольного развития ребенка.
Николай Николаевич Поддьяков
(академик Российской академии образования)
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.
Экспериментальная работа стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала.
Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и его достижения.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Таким образом, результатом экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Вопросы к участникам мастер-класса
- Какие виды деятельности способствуют экологическому развитию
ребёнка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Все виды деятельности способствуют формированию основ экологической культуры ребёнка.
- Какие средства помогают решить эту проблему? (наблюдения, экскурсии,
тематические беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы и т.д.)
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи
окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются
потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме
поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
Познавательно - исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.
- Какие типы исследований используете вы в своей работе?(опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).
Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с водой, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах.
2. О природных явлениях.
3.О закономерностях в природе.
«Опыт с холодной и теплой водой»
Необходимый инвентарь: 4 стаканчика, поднос, пластиковая дощечка, пищевые красители.
В один стакан наливаем теплую воду, в другой – холодную, воду подкрашиваем в разные цвета. Накрываем стакан с теплой водой пластиковой дощечкой, переворачиваем и ставим его на стакан с холодной водой. Аккуратно вынимаем карточку - вода не смешивается. Это происходит потому что теплое стремится вверх, а холодное вниз. Если поменять стаканчики местами, вода будет смешиваться.
Опыт «Дождевые облака»
Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.
С помощью этого опыта схематично объясним детям как идёт дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем как цветная вода пройдёт сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду в льдинки.
В среднем и старшем дошкольном возрасте опыты усложняются.
Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной исследовательской деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приёмы познавательной активности детей.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"
Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...
"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.
Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...
Занятие с элементами экспериментирования по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)в детском саду "Путешествие в самого себя"
Дети отправляются в путешествие в необычную страну самого себя - АНАТОМУС и узнают секреты здорового образа жизни....
Доклад "Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в старшей разновозрастной группе"
значение развивающих игр для развития детей дошкольного возраста. значение развивающих игр в моей педагогической деятельности....
Значение детского экспериментирования для психического развития детей
Консультация для родителей...
"Значение детского экспериментирования для психического развития детей"
laquo;ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: фундаментальный факт заключается в том, что д...
Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»
Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...