Главные вкладки

    Доклад «ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
    консультация

    П.  Алёна Викторовна

    Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков) 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.91 МБ
    Microsoft Office document icon gotovyy_doklad.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Росинка» Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка педагог-психолог Пестова Алёна Викторовна

    Слайд 2

    Как доказал Н.Н.Поддъяков , академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.

    Слайд 3

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

    Слайд 4

    Экспериментирование вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.). Ребёнку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные результаты действенным путём, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    Слайд 5

    . Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребёнка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.

    Слайд 6

    Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольного возраста? (ответы воспитателей)

    Слайд 7

    Подведем итог вышесказанному: Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мыслительную деятельность .

    Слайд 8

    Значение детского экспериментирования Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания Стимулирует развитие речи Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения

    Слайд 9

    Есть у меня шестеро слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё узнаю от них. Они по знаку моему Являются в нужде.… Зовут их: «Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где…» Редьярд Киплинг Успехов в работе!



    Предварительный просмотр:

    «ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

        Детское экспериментирование претендует

    на роль ведущей деятельности в         

    период дошкольного развития ребенка.

    Николай Николаевич Поддьяков

    (академик Российской академии образования)

    Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.          

    Экспериментальная работа стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала.           

    Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании  является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок  и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и его достижения.

    В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами.

    Критерием  результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

    КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

    Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Таким образом, результатом экспериментирования является  приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

    Вопросы к участникам мастер-класса

     - Какие виды деятельности способствуют экологическому развитию

    ребёнка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Все виды деятельности способствуют формированию основ экологической культуры ребёнка.

     - Какие средства помогают решить эту проблему? (наблюдения, экскурсии,

    тематические беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы и т.д.)

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи

    окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются  

    потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме

    поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

    Познавательно - исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

     - Какие типы исследований используете вы в своей работе?(опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

    Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с водой, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

    1. О материалах.

    2. О природных явлениях.

    3.О закономерностях в природе.

    «Опыт с холодной и теплой водой»

    Необходимый инвентарь: 4 стаканчика, поднос, пластиковая дощечка, пищевые красители.

    В один стакан наливаем теплую воду, в другой – холодную, воду подкрашиваем в разные цвета. Накрываем стакан с теплой водой пластиковой дощечкой, переворачиваем и ставим его на стакан с холодной водой. Аккуратно вынимаем карточку - вода не смешивается. Это происходит потому что теплое стремится вверх, а холодное вниз. Если поменять стаканчики местами, вода будет смешиваться.

    Опыт «Дождевые облака»

    Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.

    С помощью этого опыта схематично объясним детям как идёт дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем как цветная вода пройдёт сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.

    Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.

    Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду в льдинки.

    В среднем и старшем дошкольном возрасте опыты усложняются.

    Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной исследовательской деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приёмы познавательной активности детей.

    Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

    Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

    "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

    Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

    Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового ...

    "Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.

    Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...

    Занятие с элементами экспериментирования по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)в детском саду "Путешествие в самого себя"

    Дети отправляются в путешествие в необычную страну самого себя - АНАТОМУС  и узнают секреты здорового образа жизни....

    Доклад "Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в старшей разновозрастной группе"

    значение развивающих игр для развития детей дошкольного возраста. значение развивающих игр в моей педагогической деятельности....