Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
консультация

П. Алёна Викторовна

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.91 МБ
Microsoft Office document icon gotovyy_doklad.doc36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Росинка» Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка педагог-психолог Пестова Алёна Викторовна

Слайд 2

Как доказал Н.Н.Поддъяков , академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.

Слайд 3

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Слайд 4

Экспериментирование вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.). Ребёнку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные результаты действенным путём, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Слайд 5

. Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребёнка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.

Слайд 6

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольного возраста? (ответы воспитателей)

Слайд 7

Подведем итог вышесказанному: Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мыслительную деятельность .

Слайд 8

Значение детского экспериментирования Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания Стимулирует развитие речи Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения

Слайд 9

Есть у меня шестеро слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё узнаю от них. Они по знаку моему Являются в нужде.… Зовут их: «Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где…» Редьярд Киплинг Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

«ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

    Детское экспериментирование претендует

на роль ведущей деятельности в         

период дошкольного развития ребенка.

Николай Николаевич Поддьяков

(академик Российской академии образования)

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.          

Экспериментальная работа стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала.           

Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании  является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок  и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и его достижения.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами.

Критерием  результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Таким образом, результатом экспериментирования является  приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Вопросы к участникам мастер-класса

 - Какие виды деятельности способствуют экологическому развитию

ребёнка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Все виды деятельности способствуют формированию основ экологической культуры ребёнка.

 - Какие средства помогают решить эту проблему? (наблюдения, экскурсии,

тематические беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы и т.д.)

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи

окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются  

потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме

поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

Познавательно - исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

 - Какие типы исследований используете вы в своей работе?(опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с водой, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах.

2. О природных явлениях.

3.О закономерностях в природе.

«Опыт с холодной и теплой водой»

Необходимый инвентарь: 4 стаканчика, поднос, пластиковая дощечка, пищевые красители.

В один стакан наливаем теплую воду, в другой – холодную, воду подкрашиваем в разные цвета. Накрываем стакан с теплой водой пластиковой дощечкой, переворачиваем и ставим его на стакан с холодной водой. Аккуратно вынимаем карточку - вода не смешивается. Это происходит потому что теплое стремится вверх, а холодное вниз. Если поменять стаканчики местами, вода будет смешиваться.

Опыт «Дождевые облака»

Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.

С помощью этого опыта схематично объясним детям как идёт дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем как цветная вода пройдёт сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду в льдинки.

В среднем и старшем дошкольном возрасте опыты усложняются.

Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной исследовательской деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приёмы познавательной активности детей.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...

Занятие с элементами экспериментирования по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)в детском саду "Путешествие в самого себя"

Дети отправляются в путешествие в необычную страну самого себя - АНАТОМУС  и узнают секреты здорового образа жизни....

Доклад "Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в старшей разновозрастной группе"

значение развивающих игр для развития детей дошкольного возраста. значение развивающих игр в моей педагогической деятельности....

"Значение детского экспериментирования для психического развития детей"

laquo;ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: фундаментальный факт заключается в том, что д...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...