Занятие с элементами экспериментирования по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)в детском саду "Путешествие в самого себя"
методическая разработка на тему

Рим Елена Анатольевна

Дети отправляются в путешествие в необычную страну самого себя - АНАТОМУС  и узнают секреты здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в самого себя26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

с элементами экспериментирования

по познавательному развитию   с детьми

подготовительной к школе группы (6-7 лет) лет в детском саду                                                                            

«Путешествие в самого себя»

            Разработали и провели:

            воспитатель первой квалификационной категории

 Абашева Ю.М.

     воспитатель высшей квалификационной  категории

Рим Е.А.

с. Шеметово

2017 год

Цель: оптимизировать условия для формирования и закрепления представлений детей о здоровье человека, о целостности  организма человека и тесной взаимосвязи всех органов и систем.

Задачи: 

- обобщение элементарных знаний детей об устройстве и целостности организма человека;

- развитие у детей стремлений и возможностей прикладного применения знаний о здоровом образе жизни;

- развитие у детей способности высказывать суждения о фактах и явлениях, улучшающих и ухудшающих здоровье человека;

- развитие у детей интереса к экспериментальной деятельности;

- воспитание у детей навыков здорового образа жизни, желания укреплять собственное здоровье.

Оборудование и наглядные материалы:  письмо от профессора, плакат с изображением человека, перевернутое дерево, карточки с изображением некоторых внутренних органов человека, магнитные буквы, фонендоскоп,  салфетки, банка 3л с водой, хлеб, соль, сахар, воздушные шарики (по количеству детей), шприц, йод, магнитофон, телевизор.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций на тему «Тело человека», чтение книг и детских энциклопедий «Я хочу быть здоровым»,  «Гигиена и здоровье», разгадывание загадок о теле человека, экспериментирование с водой, землей, разучивание стихов, пословиц и поговорок о теле человека, разработка плаката - коллажа «Полезные и вредные продукты», настольно-печатная игра «Доктор Айболит», дидактическая игра «Определи по запаху».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оформление пространства:

Помещение группы разделено на несколько зон:

- зона для просмотра видео: банкетки, ТV

- зона для подведения итогов по теме «Человек»: мольберт с наглядным пособием «Человек».

- зоны ознакомления с устройством тела человека.

Ход занятия:

Дети в сопровождении записи песни  «Здравствуй утро» (слова С.Золотухина, музыка А.Ермолова )заходят в группу, встают в шеренгу перед гостями, здороваются с гостями.

Воспитатель:

- Ребята! А вы знаете, что слово «Здравствуйте» - это магическое слово! Вы только что не только поздоровались с гостями, но и пожелали им здоровья! Наше здоровье - это здоровье тела, здоровье души, здоровье разума, мысли.

- А где прячется здоровье? (В нас самих)

- Верно. Оказывается здоровье спрятано и в тебе, и во мне, и в каждом из нас. Для того, чтобы быть здоровыми вы должны знать свое тело, любить его, потому что никто  не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

- Ребята, что надо научиться делать для этого?

(Ответы детей: быть в ладу со своим организмом, научиться ухаживать за собой, предупреждать болезни).

- А что нам надо знать?

(Ответы детей: как мы устроены, как работают и взаимодействуют наши внутренние помощники).

Воспитатель:

- Вам интересно это знать?

(Стук в дверь, входит второй воспитатель  с письмом).

- Здравствуйте! Извините за опоздание, мне пришло письмо, которое адресовано Вам, ребята. Написано, что СРОЧНО!

Воспитатель:

- Ну, раз такая срочность, давайте быстрее его откроем и прочитаем.

(Дети садятся на банкетки)

ПИСЬМО

Кому: Детский сад «Сказка». Ребятам из подготовительной к школе группы «Почемучки».

СРОЧНОЕ!

От кого: Профессора добрых наук.

Воспитатель:

- Ребята, я ничего здесь не вижу. Может быть, вы сможете прочитать? Какое странное послание. Совершенно пустые листочки. Текст написан какими-то волшебными чернилами. Что бы это значило. Что хотел нам сказать Профессор добрых наук?

- Ой, ребята, в конверте еще один листочек, а на нем что-то нарисовано.

Инструкция к письму:

(На листе бумаги нарисован стакан, наполовину наполненный водой, кисточка).

- Кажется, я догадалась! Ребята, а вы не догадываетесь, что предлагает нам  Профессор? Наверное, профессор предлагает нам эксперимент! Это инструкция для проявления текста на письме.

Давайте прочитаем схему:

(Дети читают схему: У нас есть готовый раствор, берем кисть и смачиваем этим раствором лист бумаги).

(Дети подходят к столам, каждому ребенку раздается по одной карточке для проявления текста на письме. Ребенок, выполнив опыт, отдает  карточку с проявленной буквой воспитателю и садится на банкетку. Из проявленных букв взрослый вместе с детьми составляют пословицу. Читают все вместе, сидя на банкетках: В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!)

Воспитатель: 

- Какой интересный опыт придумал профессор! Был совершенно пустой лист, и потом текст появился с помощью специального раствора.

Воспитатель:

- Ребята, судя по посланию, Профессор захотел нам открыть самый главный секрет сохранения здоровья! Нам предстоит разобраться, действительно ли в здоровом теле – здоровый дух? И почему так говорят! Что именно имел в виду Профессор?

- Я предлагаю вам совершить путешествие в необычную страну – «Самого себя» - АНАТОМУС! Это страна, где можно много узнать о самом себе - о человеке.

- Какие способы путешествия (передвижения) обычно используют люди?

(Ответы детей: по воде, по воздуху, пешком)

- Да, верно! Вот только наше путешествие волшебное, ведь мы себе его представляем, фантазируем. Поэтому можем выбрать любой воображаемый способ передвижения внутри себя. Давайте из всех способов путешествия выберем тот, что полезнее для нашего здоровья! (Ответы детей: идти пешком)

- Я вас поддерживаю! Мы отправимся пешком. Чем больше человек двигается и ходит, тем крепче его здоровье!

(Дети передвигаются в пространстве группы за воспитателем)

 «Прогулка»

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ножке)

А по этой по дорожке скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ножке)

По тропинке побежим. (Легкий бег)

До лужайки добежим. (Бег продолжается)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки. (Прыгаем на обеих ногах)

Стоп! (Присели)

Немного отдохнем. И опять пешком пойдем. (Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох.  Сели на банкетки.)

Воспитатель:

- Вот мы и пришли к объекту нашего первого исследования.

- Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит тело человека снаружи?

(Голова, шея, руки, туловище, ноги)

- Вам интересно, каково внутреннее строение человека?

- Начнем. Вы смотрите вокруг, видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, бросаете мяч, чтобы он попал в цель. Вы без труда вспомните, где были вчера, вы решаете примеры или задачу. Как вы думаете, что управляет всеми этими мыслями, чувствами и действиями?

(Ответ детей: мозг)

Конечно же - головной мозг.

(На доску воспитатель вывешивает картинку с изображением мозга человека).

- Вот так выглядит головной мозг.

Воспитатель:

- Это очень важный орган, наш главный командный пункт, он как начальник над всеми органами. Он все знает и за все отвечает.

- Давайте поиграем в игру «Выполни приказ» (по типу малоподвижной игры «Повтори – не ошибись») и попробуем почувствовать, как работает наш мозг.

(Ведущий описывает движение: руки вверх, а выполняет в этот момент другое действие: руки вниз. Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды).

- Что вы испытывали, когда выполняли команды?

(Рассуждения детей: было очень сложно. Пришлось анализировать  и совмещать противоречивые команды одновременно).

- Где находится мозг у человека? (в голове)

(Воспитатель прикрепляет изображение мозга на изображение человека на мольберте)

Вывод: Теперь вы знаете, почему мозг называют командиром и почему его можно сравнить с компьютером.

- Какие органы помогают головному мозгу все узнать и затем запоминать?

(Ответы детей: глаза, уши, нос, рот, язык, руки и т.д.)

- А как сохранить свой мозг здоровым и что человеку необходимо для этого самому делать?

(Ответы детей: делать зарядку, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим, правильно питаться, много быть на свежем воздухе, узнавать новое, тренировать память, спать не меньше 8 часов, не засорять ненужной информацией, не смотреть все передачи подряд, читать хорошие книги)

Воспитатель:

- Идем дальше по стране «Самого себя» - АНАТОМУС.

- Представьте, что во время нашего путешествия пошел дождь.

(Дети идут по группе за воспитателем).

Игра «Дождь».

Майский вдруг закапал дождь (Ритмично щелкают пальцами рук)

Кап-кап,кап-кап.

И по лужам ты идешь. (Ритмично притопывают)

Так-так, так-так.

Ветер шелестит листвой. (Ритмично потирают ладонь о ладонь)

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой. (Ритмично потирают ладонями о колени)

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал. (Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.)

Скоро лить он перестал. (Ритмично хлопают в ладоши)

Дождик закончился и мы пришли к следующему объекту нашего исследования.

(На мольберте нарисовано перевернутое дерево).

Воспитатель:

- Ребята! Ответьте мне на вопрос: без чего мы не можем жить и что мы делаем всегда, когда гуляем, занимаемся спортом, мыслим, работаем, спим, едим и т.д.?

(Ответы детей: дышим).

- Верно! Мы всегда дышим. Дыхание – это процесс непрерывный.

Какие органы помогают нам дышать?

(Ответы детей: нос, легкие).

Воспитатель:

-Посмотрите!

(Воспитатель обращает внимание детей на плакат с изображением перевернутого дерева).

- В этой волшебной стране органы дыхания похожи на деревья, которые растут корнями вверх: нос - это корень на нашем необычном дереве (здесь воздух согревается, очищается от бактерий и пыли, увлажняется). Трахея – ствол необычного дерева (проводит воздух). Бронхи - ветви, легкие - крона (в них происходит газообмен). Это «дерево» не растет само по себе, а связано со всеми органами человека.

Воспитатель:

- Что вы знаете о легких?

(Ответы детей: у человека легких два, они нужны, чтобы дышать и питать кровь кислородом).

- Положите руки на свою грудную клетку, вот так (воспитатель показывает на себе). Что происходит, когда мы вдыхаем воздух?

(Ответы детей: грудная клетка поднимается, потому что легкие заполняются воздухом и расширяют грудную клетку).

- Давайте посмотрим, как работают наши легкие. Проведем опыт. Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох и выдохните прямо в шарик. Что произошло?

(Ответы детей: шарик надулся).

Воспитатель:

- Вот также происходит и с легкими. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик. Выпустите воздух из шарика. Что произошло? Вот так и у человека, когда воздух выходит из легких, они тоже уменьшаются.

Воспитатель:

- Вот так выглядят наши легкие. (Воспитатель располагает изображение на доске).

- Оставайтесь на месте, только развернитесь ко мне.

- А где у человека находятся легкие? Давайте обозначим их на нашем плакате.

(Дети подходят к мольберту с изображением человека и находят местоположение легких на теле человека).

- Как вы думаете, что нужно делать самому человеку, чтобы его легкие оставались здоровыми?

(Ответы детей: много гулять на свежем воздухе, проветривать помещения, выращивать комнатные растения, закаляться, не курить, не находиться рядом с курящим человеком)

- Идем дальше по стране «Самого себя» - АНАТОМУС.

Физкультминутка

1,2,3,4,5 - будем тело изучать, (шагают на месте)

Вот спина, а вот живот, (показывают на спину, на живот)

Ноги, (топают)

Руки, (протягивают вперед руки, вращают кистями)

Глаза, (показывают указательными пальцами)

Рот,

Нос,

Уши,

Голова, (кладут руки на голову)

Покачать успел едва, (качают головой из стороны в сторону)

Шея крутит головой, (обхватывают шею руками)

Ох, устала! Ой, ой, ой!

Лоб (пальцами обеих рук, гладят лоб т середины к вискам)

И брови (указательными пальцами проводят по бровям)

Вот ресницы (показывают)

Запорхали, словно птицы (моргают)

Розовые щёчки,

Подбородок кочкой.

Волосы густые, (расчесывают пальцами)

Как травы луговые

Плечи, (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, левой до левого)

Локти (не убирая рук с плеч, выставляют локти вперед)

И колени, (наклоняются и хлопают по коленям)

У меня, Сережи, Лены.

Воспитатель:

- Ох, ребята, мы так долго путешествуем, давайте присядем, отдохнем.

(Дети садятся на банкетки).

- Как бьётся моё сердце. А ваше стучит? Прислушайтесь. Приложите руку к левой части груди. Что вы ощущаете?

 (Ответы детей: сердечные толчки, стук сердца)

Воспитатель:

- Что вы слышите? На что похож этот стук? (Так идут часы)

Сердце – один из главных органов  человека. Его сравнивают с мотором, двигателем, насосом.

- Сожмите руку в кулак. Примерно такого размера у вас сердце. Приложите руку к грудной клетке чуть левее от центра – здесь его место.

- Доктор через фонендоскоп может услышать, как бьется ваше сердце. И вы тоже можете услышать это.

- Давайте проведем исследование, как работает наше сердце в разных обстоятельствах.

- Пусть сегодня доктором будет, например, Матвей и Маша. У них есть волшебные приборы - фонендоскопы. Сейчас доктор услышит и скажет нам, как бьется сердце Влады и Вики в спокойном состоянии и после физической нагрузки.

(Ребенок-врач берет фонендоскоп и слушает сердцебиение ребенка сначала в состоянии покоя, затем после приседаний или бега на месте. Сообщает детям о результатах исследования). 

- Ребята, обещаю, у каждого из вас будет возможность услышать сердце друга с помощью фонендоскопа после занятия.

Воспитатель:

- Видите, ребята, исследование показало нам, что сердцу приходится усиленно работать при любой нашей физической нагрузке. Как важно, чтобы наше сердце было здоровым и сильным!

- А еще сердце командует целой системой, которая называется сердечно-сосудистая система - это транспортная система, доставляющая ко всем органам и тканям кровь, обогащенную кислородом и питательными веществами.

- Для того чтобы увидеть что-то похожее на то, как кровь доставляет питательные вещества и кислород в наш организм, мы проводили с вами эксперимент с листьями. Прожилки на этих листьях очень похожи на нашу сердечно-сосудистую систему.

- Вы готовы посмотреть, что же у нас получилось? (Ответы детей)

Дети рассматривают листья пекинского  салата, прожилки которого окрасились в красный цвет. 

Вывод: окрашенная вода впитывается стеблем растения и разносится по всему листу, так же, как  полезные вещества и кислород доставляются ко всем органам и тканям нашего организма через кровь.

- Что нужно делать чтобы сердце оставалось сильным? Что полезно для нашего сердца?

(Ответы детей: его необходимо тренировать – заниматься физкультурой и спортом, выполнять посильные физические нагрузки Необходимо правильное питание, хорошее настроение, добрые мысли, честное и доброе отношение к людям, отсутствие обид, ссор и зла)

Воспитатель:

- Вот так выглядит сердце человека (располагает изображение на доске). Где мы расположим сердце на изображении человека?

(Дети подходят к мольберту с изображением человека и 1 ребенок находит местоположение сердца на теле человека).

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами познакомились только с некоторыми важными органами нашего организма. Страна АНАТОМУС – великая, не до конца изведанная, интересная страна. Все органы в нашем теле взаимосвязаны между собой и необходимы человеку. О том, что в ней есть еще, мы узнаем из наших следующих путешествий.

- Ребята! А вы хотите быть здоровым?

Здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Достаточно найти эти лучики, чтобы встретиться со своим здоровьем.

Что необходимо человеку для здоровья?

На доску прикрепляется вырезанный из ватмана «солнечный диск».

В центре слово «здоровье».

Справа лучи. Дети берут лучик и называют, что полезно  для здоровья и прикрепляют к солнышку (физкультура и спорт, плавание, сон, свежий воздух, чистота тела, полноценное питание, добрые мысли, честность, дружба, доброе отношение к природе, отсутствие обид, ссор и зла, великодушие, щедрость, отдача людям своего таланта, реализация своих способностей, т.д.) 

Ребенок читает стихотворение

Н.Голь. Человек бывает разный.

- Человек бывает разный: средний, маленький, большой,

И не так-то просто сразу разобраться, кто - какой,

Есть и брови, есть и уши, есть и рот и две руки…

Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри.

Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста.

Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.

Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри

Очень важно, что снаружи, но важнее - что внутри.

Воспитатель:

- Ребята, берегите здоровье смолоду! И тогда в здоровом теле будет здоровый дух!

Звонок по скайпу от Профессора (видеозапись), где он благодарит за хорошую работу и хочет поделиться своим секретом волшебных чернил. 

Дети сели на банкетки.

Текст видеозаписи Профессора: Здравствуйте, ребята! Наконец-то я до вас дозвонился! Я – Профессор добрых наук. Вы получили мое письмо? (пауза)  А вы догадались, зачем я вам его прислал? (пауза) Я очень захотел, чтобы вы посетили необычную страну Анатомус и начали знакомство со своим организмом, начали узнавать секреты здоровья. Теперь-то вы знаете,  чтобы быть здоровым надо быть  добрым, светлым, радостным, доброжелательным  и активным  человеком.

Скажем все вместе: В здоровом теле – …(вместе) здоровый дух!

А хотите, я открою  вам свой секрет волшебных  чернил?   Ну тогда ловите – хлопает (раз-два-три) лови …

Гости запускают со своих мест заранее заготовленные самолетики по количеству детей с рецептом волшебных чернил и раствора для их проявления. 

Воспитатель:

- На этом наше путешествие заканчивается. Давайте поблагодарим Профессора Добрых наук за подарок и попрощаемся с гостями – до новых встреч. А секрет волшебных чернил вы попробуете раскрыть дома вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместного мероприятия с детьми подготовительной к школе группы и их родителями МАДОУ «Детский сад №56» г.о. Самара

Данный материал содержит игры, способствующие развитию памяти, внимания и мышления детей. Кроме того, они  развивают интонационную выразительность. Совместные игры со взрослыми создают позитивный...

Конспект итогового занятия за 3 квартал по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Вовка в тридевятом царстве"

Закрепление знаний в игровой форме по математике, правилам этикета, о весне, школьных принадлежностях....

Конспект физкультурного занятия с использованием метода круговой тренировки с детьми подготовительной к школе группе.

Обучение, закрепление, совершенствование и обеспечение достаточной физиологической нагрузки при использовании метода круговой тренировки развивает: гибкость, ловкость, выносливость, силу. Подобранные ...

Конспект открытого занятия с элементами нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной к школе группы «Весна»

Цель: формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать мелкую...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)

Тип и название занятия:Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группыТема: «Ориентировка в помещении детского сада»(формирование умений ориентироваться в пространстве: умения &l...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Образовательный терренкур на территории детского сада «Остров сокровищ».

Цель образовательного терренкура – повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности...